дело о полку Игореве

Jun 10, 2013 11:13

Один мальчик из моей педофобской коллекции занимался фигурным катанием.
Особых проблем с ним не было: забрать из школы после третьего урока, отвезти на метро в спортивную школу на другой конец Москвы - в Текстильщики, подождать, пока он откатает свой лед, проверить, чтобы вытер и убрал коньки и переоделся в сухое, проводить в кафе пообедать (Строго следите, чтобы он не переедал: либо суп и салат, либо второе и овощи - ему нельзя тяжелеть. Вы тоже можете с ним поесть, если захотите - за свои деньги, разумеется), потом отвести на аэробику, потом была еще какая-то пластика, а потом отвести на метро в Новые Черемушки и приготовить уроки.
Проблем с мальчиком почти не было - они были с мамой.
- А я вот не понимаю, а когда Аким на льду или аэробике, вы что в это время делаете?
- Гуляю в парке или книгу читаю. Это моё свободное время.
- Как это - ваше свободное время? Это время вашей работы с Акимом. Я вам за это время деньги плачу - а вы за мои деньги в парке гуляете. Значит, буду платить меньше.
- Это никак не может быть временем моей работы с Акимом. Это время работы с Акимом ледового тренера и балетмейстера. Они им занимаются, они за ним в это время следят - и они получают за это время работы с Акимом деньги. А мне вы за это время не платите: потому что я его тренировки на льду не контролирую. Мне вы платите за время, что я везу его из школы в спорткомплекс, кормлю и перевожу с занятий на занятия, а затем отвожу домой. Здесь я работаю еще и телохранителем. Потом мы с ним делаем уроки - это работа учителя, и вы мне за это платите. Еще я готовлю ему ужин и кормлю, и это работа кухарки, а не учителя - но вы мне почему-то за нее не платите. Так что вы мне не переплачиваете, а недоплачиваете.
- Это просто какая-то казуистика и иезуитство. Я потом поищу, как вам возразить.

И нашла.
- Ник Бор, а что вы делаете, когда Аким делает уроки?
А делал этот Аким уроки быстро, четко и без капризов. Мне оставалось только проверить, нет ли где описок (обычно не было) и нет ли ошибок в арифметике из-за того, что он неправильно переписал одну из цифр с задачника (обычно всё делал аккуратно и не ошибался). Так что я легко мог подремать минут сорок на диванчике или проверить почту за маминым компом в другой комнате.
- Что значит - что делаю? Сижу рядом, помогаю. Или составляю для него за компом таблицу спряжений английских глаголов, как вы просили.
- Не надо ему помогать, он сам справится. Вечером всё проверите и всё. Я вас прошу позаниматься с Терентием. Особенно у него проблемы с историей и литературой. Нет, я совсем не собираюсь вам доплачивать. Я вам и так оплачиваю работу учителя, а ваши усилия по работе с Акимом не нужны, он и так справляется. Поэтому я перенаправляю вас на работу со старшим братом Акима Терентием, что ж тут непонятного?
Мне там было отчетливо дискомфортно, работал я с утра до вечера, а несколько разбросанных часовых перерывов никак не удавалось толком использовать.
Своих детей мамаша била по лицу - прямо при мне - и четвероклассника, и девятиклассника, я понял что мне пора искать новую работу, и не стал спорить о смене объекта. Точнее - о навешивании на меня второго балбеса с его ненужной мне программой старшеклассника.

Юноша приезжает из школы примерно в 16.00. изрядно бледным и со взором потухшим падает на кровать: отдыхать. Потом идет в магазин - буквально в 70-ти метрах от дома, так что это занимает не больше 20-ти минут - и готовит себе обед: пачку пельменей или тазик сарделек. Мое предложение привезти хорошего (и дешевле, чем эти психо- сар- и прочие фрикоделики) мяса и пожарить он отвергает.
- Не, жарить - это не по приколу.
Даже не знаю, что это на их животном языке означает - скучно, невкусно или лень возиться.
Потом человек долго и с наслаждением это в себя ест, запивая пепси-колой (уровень пепсина я не отслеживаю), пялясь при этом в симпсонов или зависая в контакте. На мои советы вкладывать себе за обедом что-нибудь в мозг из литературы или биологии объясняет, что мультики - лучший расслабон и отдых и что ему необходимо очистить мозг после школы, чтобы он мог заниматься со мной внимательно и успешно. Догрузив в организм последний пельмень или другую вкуснятину, отрок начинает жаловаться, что ему мучительно хочется спать.

Поэтому заниматься сели в половине седьмого вечера.
Была пятница, и юноша сообщил, что они приступили к изучению «Слова о полку Игореве». Сдать работу нужно в понедельник (думаю, они уже не первый день «Слово» изучали, только он пролоботрясничал). Книги в доме нет, текста в учебнике нет, а интернет отключила мама: вернувшись накануне домой в два утра, обнаружила сынка сидящим Вконтакте с недоделанными уроками.
Срочно отправил его в книжный на Профсоюзную, а сам позвонил маме. Так мол и так, прошу рассказать, как включить интернет, а то Терентий может не написать первую же под моим научным руководством контрольную, а тогда труднее будет разбудить его интерес. Ну а сейчас - самый удобный случай.
- Ник Бор, Терентий наказан. Неделя без интернета. Он это знает, и я своих решений не отменяю.
- Но это же нужно для школы! Для занятий. Что вам важнее - ваши принципы или общая логика и справедливость?
- Ник Бор, не лезьте в педагогику. В понедельник сдать сочинение? Пусть готовится и пишет, время есть. Как он это сделает, меня не касается. Это ваши проблемы, как учителя.
И повесила трубку, даже чем её дети заняты не спросила, тыква надутая.
А тут и яблоко от яблоньки прикатилось.
- Нету, - говорит, - этого в книжном.
- Что, - спрашиваю, - в книжном не оказалось «Слова о полку Игореве»?
Моргает растерянно:
- Слова? А я, вроде, Державина смотрел.
Редко у меня возникает желание уебенить живого человека в ухо, но в тот раз хотелось до безумия.
- Ладно, говорю. Я сейчас поеду домой и привезу текст «Слова» на флэшке. Ты пока делай остальные уроки и присматривай за братом. Чтобы мы сегодня могли доложить Анджеле, что уроки все сделаны.
- А вы сегодня вернетесь?
- Я. Еду. Домой. Скачаю для тебя из интернета «Слово о полку» и вернусь. Так понятно?
- А у нас нельзя скачать? - спрашивает грибной тормоз.
- А у вас что, много лишнего интернета? - спрашиваю я, и выхожу из квартиры, пока он пытается понять смысл вопроса.

- Вот флэшка (а ведь хорошо еще, что эта мамаша просто пароль на компе не сменила, тоже ведь могла), ты создай папку Уроки Ник Бора, там папку Литература, туда и скопируй.

Рассказал ему о месте «Слова» в русской литературе, об истории ее развития, отличной от истории европейской литературы, о массиве библиографии Слововедения, о вкладе в изучение «Слова» Д.С.Лихачева, о самом Дмитрии Сергеевиче, о том, как по счастливой случайности он избежал расстрела в Соловецком лагере (что, так и просидел всю ночь в поленнице? прикольно!), о Мусине-Пушкине, об истории обнаружения рукописи и о ее гибели в огне, что породило многочисленные толки о виртуозной мистификации, о солнечном затмении, позволившем определить датировку похода...

И усадил юниора читать с монитора лихачевский перевод.

Сам сижу рядом, чтобы ученик не отвлекался. Чтобы быть уверенным, что все попало по назначению: в мозг.
По завершении спрашиваю:
- Ну и о чем произведение?
- Ну, это типа рассказ о том, как князь Олег с дружиной…
- Какой князь?!
- Олег… Ну, Игорь.
- Ага. И?
- Как этот Игорь отправился с дружиной отомстить… эээ…
- Кому?
- Монголам.
- Ну каким в жопу монголам?! В текст внимательно посмотрите.
Смотрит. Внимательно. Долго. Листает страницы мышкой по древу.
- Половцам.
- Да, хорошо. И дальше?
- А его предупреждали, что поход плохо кончится. Там всякие знамения были, и вы вот тоже про метеорит предсказывали.
- Я не предсказывал. Рассказывал. Про солнечное затмение.
- Да, и вот ему советовали, чтобы он не ходил.
- Ну, примерно. И?
- Ему даже говорили, что, если он не сменит коня, то его прямо в походе змея укусит.
- Кому? Игорю?! Кто?!! Кто ему это говорил??!!
- Ну, колдуны там местные.
- Где вы это вычитали?
Смотрит, как на идиота:
- Да вот же, вы на флэшке принесли. Я же при вас сейчас читал.

Читал. При мне читал. Перевод Лихачева «Слова о полку Игореве».
А вычитал - про Вещего Олега. Господи, ну откуда? Каков здесь механизм?

тютор, рассказ

Previous post Next post
Up