трамвайная вишенка

May 29, 2012 15:34

Я напрягся, когда оказалось, что на завтра нужно выучить какой-нибудь стих про Москву. Ну как он справится, когда в запасе есть пара часов от силы?
- А ты найди, какие есть, покажи мне, а я выберу, - предложил мальчик.
Дал ему на мониторе Цветаеву - отстой, Золотую дремотную Азию - хороший, но слишком длинно, ты мне потом еще найди, я перечитаю, а вот в Мандельштама вцепился: распечатай.
Кинул на принтер, через полчаса приходит, протягивает листок:
- Проверяй!
- Да Господь с тобой, мне текст не нужен, я его тоже знаю.

- Нет, не спрятаться мне от великой муры
за извозчичью спину - Москву…
- Слушай, а перебивать можно? Вопросы задавать, как ты понимаешь, о чем он писал?
- Не, давай я сразу расскажу, а потом спросишь.
- Хорошо, извини.

- …И едва успевает грозить из дупла -
ты - как хочешь, а я не рискну,
у кого под перчаткой не хватит тепла,
чтоб объехать всю курву-Москву.
- Браво. Отлично. Сколько раз ты прочитал, чтобы так выучить?
- Три. Один раз с монитора и два раза на бумаге.
- Молодец. А ты всегда так легко стихи заучиваешь?
- По-разному. Если нравятся, то легко. Орлушу обычно с первого раза запоминаю. Знаешь Орлушу?
- Знаю. Даже лично знаком.
- К нам дядя Орлуша часто в гости ходит. Отчего у человека грустное ебало? Он не болен, не калека - просто заебало. Он когда папе с мамой прочитал, я сразу запомнил.
- Ладно, давай к Мандельштаму вернемся.
- К какому Мандельштаму?
- К автору стихотворения.
- А, так это автор? А я думал, название. Он живой еще?
- Господь с тобой. Умер в лагере от голода и побоев еще до войны. Так вот - что такое «не спрятаться мне от великой муры»?
- Не знаю.
- Ну как - не знаешь? Там же все слова известные.
- Я муру не знаю.
- Мура - это чушь, ерунда. Так Мандельштам назвал строительство социализма. Это великие стройки, надувание щек, лозунги, фанфары, пятилетний план, а по сути - сплошная мура.
- Круто.
- И вот он жил в Ленинграде, а там уже чекисты потихоньку начинают арестовывать всех, кто не показывает сильных восторгов по поводу советской власти. И тогда поэт решает перебраться в Москву: надеется, что затеряется. Смотри, какая интересная метафора: Осип Эмильевич сравнивает Москву с извозчичьей спиной. Почему?
- В Москве много извозчиков?
- И это тоже. Да, до революции Москва была купеческим городом, а они ездили на извозчиках. Но вот сама спина - какая она, как думаешь?
- Ну, широкая?
- Широкая, это да. Тут важно вот что. Извозчики же это кто - тогдашние водилы-бомбилы. Только сидели не в закрытой теплой тачке, а на облучке. Это значит, что они весь день на ветру - и зимой, и осенью. И вот они столько на себя навьючивали одежды, а сверху еще и тулуп, что оглоблей было не прошибить. И вот, он думал, что спрячется - а уже в Москве понял, что нет, что от судьбы не уйти, в Москве тоже арестовывать начали. Ну, ему жутковато - поэтому вишенка страшной поры. А вот почему трамвайная вишенка?
- Это я тоже не понял.
- Трамваи тогда еще ходили без дверей, это еще с конок повелось. Что такое конка, знаешь?
- Трамвай, который лошадь тянула?
- Обычно две. Конка шла медленно, и пассажиры могли входить и сходить прямо на ходу. И на трамвайных маршрутах чуть ли не до войны была та же история. Трамваи ходили редко, и часто люди ездили на подножках: те, кому нужно от конечной до конечной, занимали все места, забивали середину, а остальные висели на подножках и даже на соединительных скобах ездили - это называлось «ехать на кишке» - хотя и опасно было, конечно. Смотри, я вот специально тебе фотку в интернете нашел, как люди гроздьями висят.
- Ого. Я тоже так хочу.
- Вот, Мандельштаму казалось, что они - как вишня.
- Скорее, как виноград.
- Да, но всё равно: жизнь их давит, кто-то срывается, доедут не все. А что такое «поедешь на "А" и на "Б"?
- А, это я знаю. Или догадался. Это маршруты.
- Правильно. Раньше транспорта было мало - и часть маршрутов называли буквами. Кстати, как эти А и Б москвичи называли?
- Не помню.
- Аннушка и Букашка. Букашка - это троллейбус на Садовом кольце. Он и теперь ходит, только теперь его опять скучно называют «маршрут Б».
- А, да! Аннушка тоже есть! Это же трамвай-кафе!
- Да, на Патриарших. Только там шумно и невкусно.
- Ник Бор, ну как в кафе может быть невкусно!
Понимаю, по сравнению с Нининым супом, в кафе конечно вкусно.
А вот и она подходит, заодно уж - посмотреть, чем мы тут занимается:
- Ник Бор, вы еще не закончили? Я пошла за Катей, я вас тут запру - вы же никуда не собираетесь?
- Да куда ж нам. Занимаемся. А мы сами за тобой запрем, а потом откроем.
Она уходит одеваться, а мальчик говорит ей вслед:
- Откроем, если захотим.

А на следующий день маму мальчика вызывают в школу. Естественно, ложитьсяя на амбразуру иду я.
- Не могла, - говорит учительница, - не поставить Афанасию пять. Выучил хорошо, читал без запинки и даже с выражением. Но кто посоветовал ему сделать такой выбор?
- Да никто, - отвечаю, - вы же знаете, это культурная семья, дух поэзии, в доме атмосфера Серебряного века: он на хороших стихах буквально вырос.
- Да вы бы слышали, - закипает она, - как он интонационно смакует "чтоб объехать всю курву-Москву"!
Не, ну а то я как будто не слышал. Я там еще и не такое слышал.
Там домашний Серебряный век - это, в смысле, дядя Бильжо, дядя Андрей Орлов, который Орлуша, дяди Синие носы, дядя Кабан из Дубны, дядя Виктор Ерофеев, дядя Сережа Шнуров из Питера, да я, Ник Бор.

тютор, хорошие стихи, проза, рассказ

Previous post Next post
Up