Оригинал взят у
navlasov в
Что делать молодому историку?О печальном положении преподавателей современных вузов не написал, пожалуй, только ленивый. Из последнего - нашумевший текст Веры Афанасьевой и новейшая статья Кабацкова и Лейбовича. Все публикации говорят об одном: научное творчество в современных российских вузах - вещь практически невозможная в связи с огромной учебной и бюрократической нагрузкой на преподавателей. В соответствии с требованиями работодателя доценты и профессора вынуждены не наукой заниматься, а улучшать наукометрические показатели (неважно, какой ценой).
Все это хорошо и правильно, но не дает ответа на вопрос: а делать-то что? Не в государственном масштабе (тут все предельно понятно), а на уровне отдельной личности. На уровне молодого человека со свежим дипломом (или кандидатскими корочками) в кармане, который действительно хочет заниматься историческими исследованиями.
На самом деле, у него в сложившейся ситуации есть несколько вариантов.
Для начала скажу, что один из самых распространенных ответов на вопрос "что делать?" в современной России звучит просто: "валить". И многие молодые ученые делают именно такой выбор. У этого варианта есть как свои достоинства, так и вполне ощутимые недостатки, которые надо разбирать подробно. Поэтому сегодня я сосредоточусь на путях, не связанных с эмиграцией. А их, по большому счету, три:
1) Работать в рамках существующей системы, максимально приспособившись к ней. Это значит - заниматься "актуалкой" (быстро меняя темы исследований в зависимости от наличия спроса), выполнять все бюрократические требования, внимательно следить, за что в данный момент платят деньги, и улучшать свои формальные показатели. Если все сделать грамотно, то и на научные исследования ресурсы должны остаться.
2) Найти себе спокойное место работы, где практически ничего не платят, но и практически ничего не требуют. В каком-нибудь сонном музее, например. Ограничить по максимуму материальные потребности. Отказаться от мысли завести семью. Отгородиться от окружающего мира и заниматься любимой наукой.
3) Получить профессию, востребованную в "реальном мире". Обеспечить себе стабильный уровень дохода, который позволит в свободное время заниматься наукой. Изучать историю в свое удовольствие, находясь вне академической среды.
Отмечу, что в последнее время именно третий путь кажется мне все более привлекательным.