оно конечно да. но на практике именно церковная (византийская) традиция очень сложна. и даже при большом желании вхождение в нее (и согласование с "внешней" жизнью) весьма, весьма затратно по усилиям и времени, растягивается на годы и годы, причем с неясным финалом. а учитывая что внешняя жизнь также усложнилась (у большинства) до крайности всевозможными рисками и тревогами, то...
короче, декларировать простоту легко. но чего то я ее не нахожу.
да, прекрасный коммент.. Достаточно любой вопрос из часто задаваемых вдумчивыми прихожанами (не самые азы конечно) спросить у нескольких ОПЫТНЫХ и АВТОРИТЕТНЫХ духовников - ответ будет поражающе неодинаковым, и вся простота рассыпается в лоскутки. В такой ситуации как-то честнее говорить, что все очень сложно, но мы всего просто не понимаем, не можем в принципе охватить, и обречены хвататься за кусочки большой, непостижимой нам правды, чем строить иллюзию простоты. Эта "простота" из-за того, что у всех она разная, никак не претендует на универсальность, скорее это некая попытка свой взгляд на мир показать для себя и других лишенным противоречий и сложности.
Это говорит о том, что нам дана большая свобода. Но нам к ней трудно привыкнуть. Нам нужны инструкции на каждый шаг и на каждое отсутствие шага. Как в Талмуде.
Да, но нам нужно принимать каждый день сотни решений, четких и конкретных, и для них нужны "вводные данные", некий приоритет как выбирать "лучшее их худшего". Это касается и простых вещей, и сложных. В достаточно простом - частота Причащения и исповеди. В сложном - вести умирающего младенца к священнику, чтобы срочно крестить его, или в реанимацию, где он рискует умереть некрещеным? Будет подвигом даже уголовная отвественность и обвинения в фанатизме, если этот ребенок умрет после крещения, что его не повезли сначала в больницу? О свободе приятно говорить, но проблематика здесь действительно сложная - у врачей, пожарников, МЧС и тд есть как раз четкий набор инструкций, по которым оценивается правильность их действий с сложных ситуациях, когда нужно молниеносно принимать решения и реагировать. И очень сложно понять, что нужно делать, когда под любое действие,даже иногда совершенно противоположное, можно цитату найти, оправдывающее данный выбор - правильность и неправильность действия становятся пазлом нахождения цитаты авторитетной
( ... )
Просто нужен опыт свободы, привычка к свободе. Это долгий путь.
В сложном - вести умирающего младенца к священнику, чтобы срочно крестить его, или в реанимацию, где он рискует умереть некрещеным? Будет подвигом даже уголовная отвественность и обвинения в фанатизме, если этот ребенок умрет после крещения, что его не повезли сначала в больницу?
Любой христианин может крестить умирающего. Если он выживет, то потом священник докрестит.
"Любой христианин может крестить умирающего. Если он выживет, то потом священник докрестит." - это очень немногие знают, но это опять же четкая инструкция, я не свобода. Немногие знают, что в Греции православные женщины традиционно ходят в церковь подчеркнуто без платков, потому что это позволяло им выделяться как православным из среды мусульман. А сколько копий сломано по поводу платков? Как раз отсуттсвие четких инструкци - типа что крестить младенца может каждый, а платки это не принципиально и не нужно очередного Смирнова слушать - как раз и не хватает. Чтобы четкие инструкции, как у врачей, определяли важные вещи - и виновность в ошибке путь даже епископа или Патриарха Московского :) , а в остальном определяли этот простор для творчества и свободы и ее границы..Когда в википедии прочитал о некоем выдающимся святом слово "демагог" - как раз и удивился, как точно подобрано, в смысле что под все, что хотел, всегда цитатку подбирать умел)
У евреев были и есть внятные инструкции на все случаи жизни. О чём должен думать еврей сидя на горшке в субботу? В иудаизме есть ответ на этот вопрос. Это не помешало древним евреям распять Христа.
да как раз наоборот, - у евреев было куча ритуальных предписаний, как и у нас сейчас. Их правила это как сейчас советуют сколько акафистов Матронушке прочитать, и отсутствие четких инструкций-сценариев правильной реакции на действительно важные, жизенные случаи, требующие четкого выбора ("...забыли суд. милость и веру..." Мф 23-23) А это всегда выгодно архиереям и книжникам, простите за тафтологию)
эти сценарии были, но умерли вместе с традиционным обществом. и это церковным сознанием даже не осознается как проблема, что говорит об отвлеченности вопросов, которое это сознание занимает.
вопрос не в мелких ритуальных вопросах, а в вопросах жизни и смерти. Строго говоря, понимаю, что логически просто обязан быть строжайшим фундаменталистом, - раз некрещеным нет возможности спасения, в первую очередь моя обязанность, как родителя, окрестить умирающего ребенка в любой ситуации. Раз без Причастия невозможно войти в Царствие- любой ценой постараться причастить умирающего - и тд. Это важнее, чем запреты государства в новомодной теме короновируса) И тут получается коллизия обязанностей - вроде нет никаких "но" по Евангелию, но как-то обосновывается что правильнее- подчинение властям, и ребенка умирающего скорее в скорую помощь, чем к батюшке на крещение, без которого он на ад обречен, везти. Потому и говорю, что "демагогия" - очень удачное слово в отсутствие практических сценариев действия в конкретных ситуациях, а присутствия часто противоречащих друг другу мудрых советов. Сложнейшая ситуация, умирает младенец, а я просто не знаю что мне делать, бурная дискуссия может длится месяцами, а конкретного сценария действия нет и
( ... )
чой то мнения. я вот гречки купил. о. Максим тоже. практически консенсус патрум. поскольку традиционное общество закончилось, то люди больше верят врачам чем священникам. и в первую очередь вызывают скорую, здесь все просто. да и редкая ситуация с младенцем, я про боле распространенные сценарии, которые начисто сломаны. а восстанавливается сейчас ваще какая то краказябра по комсомольским лекалам (в работе с молодежью).
да вот как бы хорошо, комфортно если бы так... А какую книжку не откроешь - подвижников, скажем так- экспертов духовной жизни, читаешь, что это комфортное состояние - как раз прелесть и обман, и задача как раз перестать быть самим собой греховным, не "зависнуть" в этом комфортном состоянии
Не знаю. Не считаю себя экспертом. Книг не пишу. И не думаю, что быть самим собой комфортно и просто. Христу было ли комфортно. Он то точно был самим собой.
короче, декларировать простоту легко.
но чего то я ее не нахожу.
Reply
Reply
Reply
Reply
В сложном - вести умирающего младенца к священнику, чтобы срочно крестить его, или в реанимацию, где он рискует умереть некрещеным? Будет подвигом даже уголовная отвественность и обвинения в фанатизме, если этот ребенок умрет после крещения, что его не повезли сначала в больницу?
Любой христианин может крестить умирающего. Если он выживет, то потом священник докрестит.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Кроме того мы все разные, т.е. разная у нас простота.
Reply
Reply
Не считаю себя экспертом.
Книг не пишу.
И не думаю, что быть самим собой комфортно и просто.
Христу было ли комфортно. Он то точно был самим собой.
Reply
Leave a comment