Читая дискуссии в своём (ещё очень даже вегетарианском) и других журналах, размышляя над историей церкви, наблюдая за собой и другими (а ведь каждый человек в некотором смысле проживает в себе церковную историю в миниатюре), наблюдаю с болью, как христианин из человека радующегося (homo gaudebat) постепенно превращается в человека страдающего (homo passus).
Всвязи с этим приходит мысль о нашем единстве. Единая церковь - один из постулатов символа веры. Но практика расходится с катехизисом и сейчас можно вполне серьёзно считать, что сколько людей - столько и церквей. По крайней мере, про интернетных христиан утверждение вполне правильное.
Вспоминая церковь младенствующую, которую нам описывает книга Деяний, где у всех всё было общее и христиане жили единым сердцем, невольно завидуешь и представляешь радость подобного бытия. Даже и называли себя первые христиане святыми. (Тут конечно проявлялась тайна церкви, где люди ожидали царство с одной стороны, а с другой оно уже было им дано, явлена радость будущего. Действительно, как можно с нетерпением ждать того, чего не знаешь).
Современная жизнь, наоборот, больше наполняет нас скорбями, а не радостью. И наверное главная из них, пророчествуемая ещё в Евангелии - скорбь разделения. Когда даже среди родных нет единомышленников, когда мы ссоримся из-за всякой ерунды, вроде политики, когда почти у каждого христианина свой христос и своё христианство. По-большому счету, когда мы порой готовы друг друга убить за Христа.
Это печалит очень сильно. Меня, по крайней мере. Однако и утешает тоже. Ведь ненависть, как обратная сторона любви, свидетельствует о наличии этой любви, пусть и скрытой. И свидетельствует, с одной стороны, об отсутствии единства, а с другой, о тоске по нем.
Со временем, за неимением лучшего, начинаешь радоваться наличию ненависти - хоть она ещё осталась. Всё-таки, это лучше равнодушия.