Jan 14, 2018 00:19
Вопрос целования рук священника при взятии благословения меня беспокоит давно. Поначалу мне была не по сердцу эта практика. Правда, принял её, как-то объяснив себе, что лобзаю десницу Христа, а не человека.
По мере же расширения круга общения появились знакомые батюшки, у которых хотелось брать благословение. Некоторых же избегал и обходил стороной, лишь бы не прикладываться.
Заметил, что и немало священников не любят, когда им целуют руки и отдергивают их.
Бывало, что я расстраивался вынужденно приложившись к тому, кого не хотел и переживал, когда не получалось облобызать у других, когда я этого искал.
Сейчас, постепенно стал понимать, что целования и прикосновения - это особенный стиль общения, можно назвать это даже языком.
Например, когда человек нам неприятен, надоел или презираем, мы можем его оттолкнуть или даже ударить. Если он любим и желанен, мы к нему тянемся, прикасаемся, целуем.
До Христа многие хотели дотронуться, чтобы приобщиться Его силе и благодати. Люди подводили к Нему детей, чтобы Он их благословил.
Таким образом прикосновение, удар или поцелуй говорят про наше личное отношение.
Недавно перечитал книжку одного американского психолога и теолога Гэри Чепмена ‘Языки любви’. Интересно, что когда читал её первый раз, то она не произвела на меня впечатление, но сейчас, заинтересовавшись темой вдруг понял, что это моя книга.
Автор описал несколько языков, с помощью которых люди выражают свои чувства. Это похвала, помощь, подарки, прикосновение, время.
В результате всё понятное стало понятно.
Давно подмечал, что при добром ко мне отношении одни прихожане любят выражать своё расположение подарками, другие хвалят и говорят комплименты, третьи ищут возможность пообщаться, зовут в гости, некоторые предлагают себя и своё время для помощи. Есть и такие, кто любит быть рядом, прикоснуться или подержать за руку, даже прижаться к ней то одной, то другой щекой.
Все это разные варианты выразить своё доброе отношение, симпатию. Они поступают так от души и говорят на своём родном языке, считая его соответственно и моим.
Сейчас понимаю, что и благословение священник может преподать в разных формах: слово, подарок, внимание, помощь, поцелуй.
Стараюсь почувствовать, каким способом доходчивей показать человеку своё расположение и соответственно поступаю.
Перефразируя Павла: тем, кто дарит стараюсь дарить (с этим сложнее всего, чаще принимаю с благодарностью), хвалящих хвалю, к приглашающим прихожу (по-возможности), помогающим помогаю, целующих целую.
Конечно, далеко не всегда удаётся понять какое обращение для человека ближе, случается и про родных этого не знаешь до конца. Но надо стараться.
Мне кажется, что священник в этом смысле обязан быть полиглотом.
Мысли,
Пастырское