Отче, такой вопрос. По поводу этики отношений священника и прихожанина.
У юристов принято вот как. Считается, что нельзя давать клиенту один совет. Говорить надо так: "Вот варианты A, B, C, D, вот pro и contra по каждому варианту. Выбирай, а я тебе помогу с реализацией". Если клиент будет просить одного совета, не соглашаться. Если будет настаивать, то надо сказать: "Мне больше нравятся варианты В и С. Не знаю, какой лучше. Выбери сам". Почему? Клиент обязан обязан сам выбрать правовую позицию по делу, иначе юрист останется в глазах клиента виноватым в случае негативного результата. Это его, клиента, жизнь, это его судьба и его проблемы. Клиент в абсолютном большинстве случаев сам виноват в своих проблемах юридического характера: чаще всего проблемы возникают из-за авантюризма, реже - из-за разгильдяйства, ещё реже - из-за излишней доверчивости. И, конечно же, играет роль мудрость от одесских адвокатов: "Пришёл клиент - скажи спасибо, ушёл клиент - два раза скажи спасибо".
Принято ли у священников, что они должны дать прихожанину один-единственный совет или есть мнение, что лучше дать прихожанину несколько советов? Например: "Так поступить хорошо, но можно поступить вот так или так, что будет лучше или хуже. Помолись и реши сам".
Андрей, не надо, пожалуйста, петь скрытые дифирамбы адвокатам одесским и не только. Давно уже всем известно, что это одно из хитрейших и корыстнейших племен. Исключения (Вы, надеюсь, к ним относитесь) только подтверждают правило. К тому же, не секрет, что два юриста - три мнения. И в-третьих, причем здесь клиент-адвокат?
Согласен. Сам терпеть не могу адвокатов, а равно и прочих юристов, особенно одесских. Редкие сволочи. И я такой же, как все остальные. А шо делать? Надо ж как-то на хлеб заработать и с маслом.
Тут у каждого по своему. Я вообще не люблю давать советы, обычно выслушиваю и жалею. Как правило желание давать советы зависит от возраста и опыта соответственно и от воспитания. Если с ножом к горлу, то говорю приблизительно как вы написали: я бы так поступил, а вы сами решайте. Бывает задаю наводящие вопросы, чтобы человек сам себе ответил. Всему учимся на собственных ошибках к сожалению.
К священнику всё-таки приходят не как к юристу или психологу. Может быть как к ангелу. А что может ответить священник на обращение к нему как к посланнику Бога? Когда священник просто человек, ну служитель, ну да, служитель Бога, ну знает Истину, может быть, но он просто ведь обычный человек! Что может ответить священник, когда от него ждут совета? Страшная ответственность. Священнослужитель буквально распинает себя на мученическом кресте, впуская в себя боль и проблемы приходящих к нему за помощью. И если отвечает неправильно, откровенно, от всей своей не всегда здоровой души, но от души, от души (!), тогда происходит таинство личностного общения, происходит чудо общения, которое способно помочь исцелиться пришедшему. Почему я называю личностное общение таинством и чудом? Потому что Бог это Личность, Христос. Таинственное отношение Лиц Пресвятой Троицы можно назвать общением, И когда происходил Предвечный Совет, Лица о чём-то таком пообщались, что мы теперь имеем возможность придти в Церковь и спросить у может быть не всегда образцового священника совета, и получить не всегда правильный ответ, но всё равно сделать шаг к Богу. О.
Сомневаюсь, что людей действительно интересуют философские, мировоззренческие вопросы. То есть человека что-то беспокоит, что именно он не понимает, поэтому своё беспокойство человек часто облекает в форму очень абстрактного вопроса.
Думаю, что если человека "расковырять", то он сумеет задать вопрос, который его собственно беспокоит и который будет звучать так: "Как мне следует поступить в данной конкретной ситуации?" А на этот вопрос в христианстве ответ есть всегда. Главное: заповеди и совесть. Нет, я понимаю, что всё непросто: "Твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла". О том и молимся: "Сердце чисто созижди во мне, Боже". Ищем совета у священника, у более опытных людей. О вразумлении молимся. Даже, бывает, жребий бросаем. И ведь находим ответ. Всегда.
Христианство очень конкретное знание, теоретические основы христианства слабы, содержат в себе много тайн (то, что нам не открыто), поэтому богословы старались и до сих пор стараются заполнить "пробелы" философией. Впрочем, недостаточность христианской теории - это проблема тех, кто живёт больше умом, чем сердцем, что, как мне видится, является ошибкой.
У юристов принято вот как. Считается, что нельзя давать клиенту один совет. Говорить надо так: "Вот варианты A, B, C, D, вот pro и contra по каждому варианту. Выбирай, а я тебе помогу с реализацией". Если клиент будет просить одного совета, не соглашаться. Если будет настаивать, то надо сказать: "Мне больше нравятся варианты В и С. Не знаю, какой лучше. Выбери сам". Почему? Клиент обязан обязан сам выбрать правовую позицию по делу, иначе юрист останется в глазах клиента виноватым в случае негативного результата. Это его, клиента, жизнь, это его судьба и его проблемы. Клиент в абсолютном большинстве случаев сам виноват в своих проблемах юридического характера: чаще всего проблемы возникают из-за авантюризма, реже - из-за разгильдяйства, ещё реже - из-за излишней доверчивости. И, конечно же, играет роль мудрость от одесских адвокатов: "Пришёл клиент - скажи спасибо, ушёл клиент - два раза скажи спасибо".
Принято ли у священников, что они должны дать прихожанину один-единственный совет или есть мнение, что лучше дать прихожанину несколько советов? Например: "Так поступить хорошо, но можно поступить вот так или так, что будет лучше или хуже. Помолись и реши сам".
Андрей
Reply
Reply
Андрей
Reply
Иван.
Reply
Андрей
Reply
Всему учимся на собственных ошибках к сожалению.
Reply
Тяжело так. Если не отстраняться. Даже невозможно.
Андрей
Reply
Reply
О.
Reply
Думаю, что если человека "расковырять", то он сумеет задать вопрос, который его собственно беспокоит и который будет звучать так: "Как мне следует поступить в данной конкретной ситуации?" А на этот вопрос в христианстве ответ есть всегда. Главное: заповеди и совесть. Нет, я понимаю, что всё непросто: "Твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла". О том и молимся: "Сердце чисто созижди во мне, Боже". Ищем совета у священника, у более опытных людей. О вразумлении молимся. Даже, бывает, жребий бросаем. И ведь находим ответ. Всегда.
Христианство очень конкретное знание, теоретические основы христианства слабы, содержат в себе много тайн (то, что нам не открыто), поэтому богословы старались и до сих пор стараются заполнить "пробелы" философией. Впрочем, недостаточность христианской теории - это проблема тех, кто живёт больше умом, чем сердцем, что, как мне видится, является ошибкой.
Андрей
Reply
ivantea
Reply
Leave a comment