Jul 09, 2016 23:52
Через монастырскую площадь, флагом подняв правую руку с исписанным листком бумаги, решительно склонив вперед седую голову с развевающейся по ветру бородой, строевым шагом с отмашкой, пожилой монах стремительно направлялся к дому наместника.
Когда вспоминаю иеромонаха Александра из Данилова монастыря, то передо мной всегда встает описанная картина.
Пожилой мужчина постучался ко мне, в кабинет помошника эконома Свято-Данилова монастыря.
- Здравствуйте, можно войти, меня зовут Виктор. Хотел бы поступить в монастырь.
- Это не ко мне, вам к наместнику надо. А что вас привело к такому решению?-не удержался я от вопроса.
- Я подполковник, служил замполитом, недавно отправили в отставку. Задумался о Боге и стал верующим, всегда служил идее и сейчас хочу прослужить остаток жизни.
Я глядел в окно на моего посетителя, идущего через площадь в дом наместника и размышлял, каким коротким может быть путь от замполита до монаха.
Виктор стал трудником монастыря. В синем грязном халате шестидесяти однолетний бывший замполит полка таскал разный монастырский мусор в тачке и ведрах, выполняя послушания разнорабочего. Я всегда при встречах с интересом смотрел на его невысокую, согнутую фигуру, седые волосы и бороду, лицо с крупными складками морщин, большим восточным горбатым носом и широкими бровями. Здоровался с ним, он кивал в ответ и брел дальше, толкая тачку. Через два года ему благословили подрясник и Виктор стал продавать свечки за церковным ящиком.
Как послушник он уже жил в Братском корпусе и, полагаю, многому удивлялся бывший замполит, а может, немало повидав в жизни, уже ничему не удивлялся. Как зачисленному в штат монастыря приходилось ему и пономарить, но Виктору с трудом давался церковнославянский, я часто с сочувствием и улыбкой слушал как он коверкает тексты молитв.
Видимо оценив добросовестность нового монаха, отца Александра поставили заведовать рухольной (хозяйственным складом в подвале братского корпуса) и монастырской гостиницей. Это трудное место, где легко можно нажить друзей и врагов. Хозяин рухольной по должности невольно мог знать, чем живет каждый в монастыре.
В общем то братия не любила отца Александра. Довольно жестко смеялись над его особенностями. Нестандартное для Даниловского монаха прошлое и особенный жизненный опыт отделяли его от остальных насельников обители. Он был одинок и насколько знаю не имел друзей среди собратьев. Как-то, видимо не выдержав отношения, отец Александр написал прошение на свою отставку из рухольной. Удивительно было смотреть в окно на его марш бросок в дом наместника, описанный в начале этих воспоминаний.
Когда он стал иеромонахом, к нему потянулись люди. Видимо возраст, опыт и внимательность привлекали к пожилому священнику исповедников. О его иерейском служении мне больше известно от общих прихожан монастыря и нашего прихода. Как то раз мы с ним дали противоположные рекомендации одной семье, причем его совет был первым и я знал о нем, однако в разговоре немного снисходительно и с улыбкой отозвался о пожилом иеромонахе и порекомендовал наоборот ему. При встрече на престольном празднике в монастыре отец Александр виновато сказал мне своим сорванным голосом: вы уж простите батюшка старого дурака, я же не ученый и не образованный. Мне стало стыдно.
Скончался иеромонах Александр Папсуев в августе 2010 в возрасте 81 года, погребен на подворье в селе Долматово за алтарем Знаменского храма. Странно, но я не нашел ни одной его фотографии в сети и только два упоминания о нем, про отпевание и награждение желтым крестом на монастырском сайте. Пусть будет еще мое скромное воспоминание.
Отец Александр не учился всяким богословским наукам, но как сейчас понимаю они не являются предметом первой необходимости для пастыря. Тут больше востребованы жизненный опыт, умение слушать, терпение и доброе отношение к людям. Это у него было.
Данилов,
Братья и собратья