Новая старая война
На днях наткнулась на один небезынтересный, по-моему, текст, который совпал с некоторыми моими размышлениями по вопросу. Экспертная группа ЦПИ опубликовала доклад «Черный пиар 90-х возвращается? - Особенности информационных войн на новом этапе их развития».
«Наша экспертная группа обратилась к теме, которая в прошедшем году получила новый импульс. К политическим войнам добавилась бизнес-среда. В докладе приведены фрагменты исследования трендов современного манипулятивного пространства», - пишут эксперты Центра политической информации. По-моему мнению, только, не «добавилась», а стала основным полем боя, а вот политические войны, к некоторому сожалению, ушли в глубокое прошлое, т.к нынешний политландшафт, напоминающий цирк уродов капитана Сполдинга, не нуждается в том, чтобы кого-то дополнительно «очернять». Даже майамская недвижимость Владимира Алексеевича Пехтина зазвучала особенно заметно именно тогда, когда прошел слух о его возможном назначении на пост главы Русгидро, но об этом позже.
Так вот. «Психологические методы работы с аудиторией меняются мало. И в девяностых годах прошлого века и даже ранее, когда термина «информационные войны» еще не существовало. Это и использование софизмов, искажение тезисов, смещение акцентов. При этом каналы распространения и методы подачи информации изменились в последний год существенно. Это в первую очередь связано с концентрацией аудитории, в том числе молодой и некритичной, в интернете и в социальных медиа», - пишут ЦПИ-шники. И действительно, как часто постят в фейсбуке, «В интернете все верят цитатам. В.И.Ленин». Сам довольно любопытный доклад находится
здесь (ссылка, ворнинг, Навальный инсайд).
В докладе приводятся типичные примеры действий, которые были призваны нанести ущерб репутационному капиталу четырех крупных организаций из разных отраслей: химическому предприятию, энергетической компании, финансовой группе, нефтяной компании и автоконцерну. В качестве наиболее показательных моделей предметно разобраны пиар-кампании направленные против Группы ВТБ, Транснефти, Тольяттиазота и АвтоВАЗа.
По мере чтения доклада, меня посетило странное чувство дежа-вю. Ведь что-то совмем похожее мы уже видели и читали буквально на днях, только там был и суп погуще, и игроки покрупнее. О чем речь? Да о вышеупомянутом Русгидро и попытках нанести репутационный вред руководству компании, снизить стоимость акций, возможно, заработать на этом, и т.д.
Песня о комиссии
Итак, по порядку.
За период с 13 по 22 февраля 2013 года в СМИ вышло более одной тысячи (1043) сообщений, теле- и радио сюжетов, посвященных заседанию комиссии по ТЭК при Президенте РФ, и в частности, критике Президента РФ В.В. Путина в адрес руководства ОАО «РусГидро» за медлительность в вопросе борьбы с хищениями у компании.
В день заседания комиссии по ТЭК 13 февраля 2013 года в теле- и радиоэфире прошло около 40 сюжетов. Практически все из них носили информационный характер (содержали выдержки с совещания), но не ограничивались темой РусГидро, также упоминались проблемы с неплатежами в электроэнергетической отрасли, проблема розыска руководителей компании «Энергострим», недовольство Министерством внутренних дел, неспособным открывать уголовные дела по неплатежам, из-за «отсутствия потерпевших», недовольство министерством энергетики за долгое отсутствие правовой базы, позволяющей предотвращать хищения в электроэнергетике.Отдельно стоит обратить внимание на то, что начиная с 14-15 февраля все сообщения по итогам комиссии были посвящены в основном только обсуждению хищений у РусГидро.
В информационных агентствах и интернет-СМИ вышло около 60 публикаций с похожим на теле-и радиоэфир распределением информационных поводов.
Первые публикации в печатных СМИ по итогам заседания Президентской комиссии по ТЭК появились 14 февраля в деловых СМИ (исключение Комсомольская правда). Большинство публикации носили информативный характер и практически не содержали оценочных суждений. Исключением стали газеты Ведомости и РБК Daily, в которых прямым текстом было написано, что обвинения в адрес Председателя Правления ОАО «РусГидро» стали «местью И.И. Сечина» за выступление Е.В. Дода на стороне Правительства в вопросе осуществления допэмиссии компании.
14-го февраля в теле- и радиоэфире был явный спад интереса к теме хищений у РусГидро, вышло около 15 сюжетов. В них озвучивались тезис о «мести Сечина», влияние критики на стоимость ценных бумаг компании, появились первые упоминания о начале компанией РусГидро массовой проверки своих строек. В информационных агентствах и интернет СМИ количество публикаций увеличилось, однако заметную долю в них составляли перепечатки ранее опубликованных материалов. Появились первые сообщения о проблемах с вводом в эксплуатацию Загорской ГАЭС-2 из-за неготовности схемы выдачи мощности, а также о возможной отставке Е.В. Дода.
17-го февраля пошел новый всплеск сообщений в теле- и радиоэфире, а также в электронных СМИ. Теле- и радиосюжеты были в основном посвящены подведению итогов недели и пересказу соответствующих событий. Вечером того же дня, в воскресенье МВД (случайно?) подбросило еще дров в костер и выпустило пресс-релиз про обнаружение хищений у РусГидро размером 1 млрд. руб., что привело к резкому росту сообщение в интернет СМИ и информационных агентствах.
18-го февраля активность СМИ сохранилась, но значительную долю сообщений стали занимать публикации посвященные выездному заседанию Правления ОАО «РусГидро». Эмоциональная окраска носила нейтральный или даже позитивный для компании характер. Активно цитировалась жесткая позиция Председателя Правления ОАО «РусГидро» Е.В.Дода относительно решительности руководства компании в борьбе с хищениями. Анонсируются сроки подачи исковых заявлений РусГидро в МВД. Гидрострой берет на себя обязательство компенсировать РусГидро любой ущерб нанесенный во время строительства ЗаГАЭС-2. Продолжается обсуждение темы «мести Сечина».
20-февраля основной темой в СМИ становится подача компанией РусГидро искового заявления в МВД, на основании которого, по заявлению полиции, можно заводить дело и признать РусГидро потерпевшей стороной.
21 и 22 февраля информационный поток по теме хищений у РусГидро сходит на нет и публикации в основном перепечатывают старые материалы и выходят во второстепенных СМИ.
Если посмотреть на диаграммы того, где выходили основные сообщения, на первом месте оказывается Интернет, а с большим отрывом далее идут печатные сми и ТВ.
И это, что называется, неспроста: нужные акценты о «воровстве в госкомпании», о том, что руководство надо сменить тут же начали подсвечиваться в сети. Тут очень кстати всплыл и слив про якобы готовящегося возглавить Русгидро Пехтина.
Для примера, я промониторила несколько дней в конце февраля - начале марта, и выяснилось, что по мере затухания сюжета в традиционных СМИ, историю с критикой Русгидро и внезапным миллиардом от МВД начали подкачивать в соцсетях. Как правило, речь шла об однотипных сообщениях в ботообразных твиттерах, явно получивших себе много друзей в результате серийного френдования, либо об очень похожих друг на друга комментариях к статьям по вопросу.
Вот примеры таких твиттер-аккаунтов, у которых даже все содержание идентично друг другу
и, например,
Отдельно стоит отметить, что часть этих сообщений маркировалась хэштегом «ЗаПутина».
Содержание общей массы этих «поддерживающих» комментариев и постов на различных площадках как раз было адресовано той самой некритичной аудитории. Основные темы: «Всеворуют» (но мало кто в состоянии ответить на вопрос, почему основная атака пришлась на компанию, одной из первых организовавшую систему жесткой внутренней финансовой дисциплины), «Глава Русгидро должен уйти» (понятно, что практически никто не проводит линию того, что с приходом команды Дода улучшилось качество управления компанией, в срок и/или с опережением сдаются объекты. Проведено восстановление СШГЭС, новая команда сделала практически невозможное, восстановив станцию после крупнейшней в истории российской гидроэнергетики аварии. И что странным выглядит управленческий ход, при котором люди, в короткие сроки обеспечившие это уйдут, и неизвестно кто придет на их место, ведь после смены руководства может быть потерян весь уникальный коллектив), и т.д.
Аналитическая аналитика, или Устинов в квадрате
Однако, не стоит думать, что примитивными тви-сообщениями все и ограничилось. В интернет-СМИ и блогах были выявлены и попытки аналитики, того, почему именно на комиссии по ТЭК гнев главы государства обрушился именно на Русгидро и Кто за этим Стоит. Основной версией стала преслуовутая «МестьСечина», то, что Дод оказался в сложной ситуации из-за противостояния бывшего и нынешнего кураторов ТЭК - Игоря Сечина (сейчас президент "Роснефти") и вице-премьера Аркадия Дворковича.
Особенно широко цитировалась и осмыслялась публикация из Ведомостей, что «Дод выступил не на стороне своего патрона в острой борьбе за выкуп допэмиссии акций "РусГидро" на 50 миллиардов рублей, что тот, вероятно, расценил как "предательство".
Широко цитировалось и фирменно ведомостевское «знает»)) «Нынешний скандал с участием президента срежиссировал именно Сечин - в качестве мести за "переход" Евгения Дода в стан Дворковича, утверждает неназванный аппаратчик. Он даже знает, что информацию на главу "РусГидро" для Путина готовил Антон Устинов - человек Сечина в администрации Кремля. Раньше Устинов работал с Сечиным в аппарате правительства, а теперь входит в президентскую комиссию по ТЭКу и является советником главы государства».
Самое интересное, на мой взгляд, началось именно в последние дни: блоггеры и некоторые полусливные ресурсы вспомнили, что Устиновых возле дел ТЭКа не один, а двое. Речь идет о советнике А. Дворковича Александре Устинове.
«Эксперты теряются в догадках, - пишет интернет-газета «Век» , - не связаны ли однофамильцы Устиновы друг с другом и не являются ли родней? По сообщению СМИ, Александр Устинов находится в приятельских отношениях с супругой Игоря Сечина - Мариной, с которой познакомился во время работы в администрации президента».
Интересно, есть ли «крот», то есть человек в окружении Игоря Сечина, тайно работающий на правительственную команду? , -
задается вопросом интернет-издание. Мне лично более понравилась
версия Дарьи Митиной, которая (почему-то) ссылаясь на все то же подозрительно издание век.ру, пишет, что версия о клановом противостоянии путинских и медведевских менее жизнеспособна, нежели чем версия того, что накануне публичного скандала, обрушившего цену акций компании, кое-кто, обладающий инсайдерской информацией, удачно продал акции Русгидро по высокой тогда еще цене. По мнению все того же издания, проверить нужно именно того Устинова, который Александр, т.к. почему-то из узкого круга инсайдеров, именно он, видимо, мог предпринять не совсем законные шаги.
Битва при Зеленчуках
Кроме того, по моему мнению, в большой весенней войне против Русгидро, заслуживает внимание одна битва о 340 миллионах. Да, это я о неожиданно появившемся сюжете по поводу Зеленчукской ГЭС, где в действиях директора якобы имела место 159 статья УК РФ и 340 млн.руб. ущерба. Сюжет про 340 миллионов был тоже мощно подхвачен СМИ, а впоследствии и блоггерами (большинству из которых сложная тема хищений, мошенничества и перехода права собственности оказалась не по зубам и они просто ограничились перепостом сообщений из агентств). Внешне все выглядело как миниум логично: недостаточно дисциплинированной в области финансов компании был устроен разнос на самом высоком уровне, а потом не заставили себя ждать подверждения ранее вскрывшихся фактов. Но, если взглянуть на ситуацию более пристально, последовательность действий здесь выглядит несколько странно: Президент устраивает разнос компании за Загорскую ГЭС и миллиард, Мвд говорит, что без обращения компании о проверке ничего сделать не может, компания пишет обращение. Проходит месяц. Дела по Загорской ГЭС так и не возбуждены, 340-милионное дело вязнет и чахнет, представители правительства республики говорят, что
не видят ущерба государству.
Очевиден только репутационный ущерб до этого беспроблемно работавшей компании (что, видимо, отчасти и требовалось, см. Доклад ЦПИ еще раз). Зато блоггеры и твиттер-ботоводы получили деньги за внезапно разыгравшийся интерес к гидроэнергетике.
Кому на самом деле была выгодна атака на Русгидро, как писал один из персонажей Довлатова «время покажет». Однако, уже сейчас понятно, что налицо все признаки проведенной по всем правилам кампании, с привлечением центральных СМИ, выделением основных нужных акцентов, поддержкой внимания аудитории в блогосфере и продвижением нужных мессаджей там же. Пожалуй, если перечитать доклад ЦПИ, эта кампания выглядит даже более классической, чем перечисленные их специалистами. А вы как думаете?