Росенгард - оживление спального района

Jan 04, 2012 05:01

Если вам интересно прямо глубоко углубиться в эту тему, вот видео лекции, которое я записал когда был в Копенгагене. Кристиан работал над как раз этим районом, Росенгард в Мальме, и очень подробно за полтора часа рассказал всё - как такие районы получились, какие у них проблемы вышли и как теперь эти проблемы можно попытаться решить.

Первая часть немного нудная и вводная, вторая про район о котором этот пост





Я делал тщетные попытки перевести всю эту историю и сделать субтитры, на работу с фрилансерами ушло много бессмысленно проведенных часов жизни, результат меня всё равно не удовлетворил, поэтому перевод отправился в ящик, а видео можно увидеть только на английском.

Ладно, к делу. Росенгард это район в Мальме, где живут самые-самые бедные жители. Это в основном эмигранты, арабы, турки и т.д. в районе высокий уровень преступности, ну и вообще не самое хорошее место для жизни. Тут родился и вырос футболист Златан Ибрагимович, чем в районе очень гордятся



Район весь выглядит примерно так:



Типичный спальный район, очень напоминает наши - разве что тут хайвей вместо наших проспектов. Он перерезает район точно как железная дорога перерезает города у нас, и поэтому нужно ходить через мостики





Как такие районы по всему миру получились - я уже писал в посте про Копенгаген. Там я в основном, правда, говорил про вторжение автомобилей в города, однако кроме этого было ещё много факторов почему появились и продолжают появлятся эти массивы одинаковых многоэтажек: в середине прошлого века людей надо было как-то расселять, чтобы они не жили в малюсеньких комнатушках целыми семьями, и многие страны переходили к строительству очень простых и дешевых домов, лишь бы как-то расселить людей. В Швеции появилась "миллионная программа", за 10 лет они должны были построить миллион новых квартир.
У нас для таких же целей стали появляться примерно тогда же хрущевские пятиэтажки и решали они примерно ту же проблему - люди жили в коммуналках, и проблема стояла не "как построить хорошие дома", а "как вообще построить какие-нибудь дома как можно скорее".

На эти все программы не стоит ругаться, они к своему времени были вполне уместны и решили кучу проблем. Но сейчас эти дома очень непривлекательны, и эту проблему надо как-то решать.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться, - огромные расстояния между объектами в таких районах. Причем, даже проблема не столько в самих дистанциях, сколько в том, что они очень не привлекательны для того, чтобы там ходить, проводить время или находиться



Я думаю, для большинства из вас это совсем не новость. В Москве такие картины везде



А должно быть вот так



В одном случае выход на улицу это целое событие, без необходимости делать этого никто не будет. В зоне видимости мало людей, из-за этого ощущаешь себя небезопасно, вокруг мало жизни и вообще мало всего, поэтому не интересно. Во втором - на улице происходит постоянно много событий, много жизни на каждом квадратном метре. Выйти в соседний магазин становится приятным занятием. Место становится живым.

Исправить это совсем не так сложно, как кажется. Сейчас ниже я опишу несколько стратегий, но на самом деле это технические детали. Важно другое.
Жители воспринимают свои города как данность. Как нечто, что существует "как есть и всё". Как, к примеру, есть горная местность, а ты ведь при подъеме в гору не думаешь о том, что хорошо бы горы здесь не было - ты воспринимаешь гору как нечто, на что ты не можешь влиять. Когда солнце заходит вечером или когда дождь идет -  никто ведь не жалуется, что стало темно и сыро. 
Люди так же, как к рельефу или погоде, относятся и к городам.
Люди не осознают, что их можно, нужно и очень легко делать лучше. Что путь до метро может стать в несколько раз менее трудозатратным и интересным, что вечером на тротуарах легко может быть светло, достаточно просто правильно настроить фонари, что подземные переходы это вовсе не часть рельефа, а их специально выкопали и могут так же и закопать, сделав наземные, что трамвай может приезжать с низким полом, а не с крутой лестницей.
Ведь для людей трамвай это часть неизменяемой городской среды.

Только не подумайте, что я сейчас собираюсь написать обычную для таких случаев проповедь, мол, надо быть культурнее, надо выходить на субботник. Не надо, решать такие проблемы должны вовсе не обычные люди, у обычных людей много других забот и приотитетов. Такие проблемы, конечно же, должна решать мэрия.
Но очень важно, что люди хотят от своего правительства и как они к нему относятся. Имеет значение уверенность в том, что городская среда вокруг нас это некая данность, - у людей нет никакого запроса на улучшения. И когда эти улучшения происходят, то их в связи с этим не ценят (например, снятие рекламных растяжек). Или даже вообще активно их безо всякой причины отторгают (укладка плитки тут хороший пример).

Это, на мой взгляд, происходит потому, что людям кажется, что изменить к лучшему всё равно ничего нельзя, так как городская среда это данность, и попытки правительства что-нибудь в этом направлении сделать воспринимаются как тупо закапывание денег в землю. Правительство же со своей стороны тоже ничего не делает для объяснения людям, что городская среда легко может стать лучше, власть совсем не объясняет смысл предлагаемых им изменений.

Ладно, что-то я расфилософствовался. Перейдем к рассказу собственно о том, как можно оживить серый и мёртвый спальный район.



Везде во дворах стоят столики и скамейки. Уже вижу, как вы кричите в монитор "так у нас же тут сразу алкаши появятся!!1". Конечно появятся. Только они и так есть, они есть в подъездах, на улицах, на бордюрах, около метро, в парках. Алкашам и бомжам не нужны скамейки, чтобы где-то быть, им сойдут любые условия.
А вот обычным нормальным людям, чтобы выйти на улицу и посидеть, нужны хорошие условия. Хорошие и чистые скамейки и столик деревянный, тенёк при жаре и солнышко при прохладе. Когда вы убираете с улиц скамейки и столы, то вы мешаете не алкашам и бомжам, а обычным нормальным людям, и вы делаете так, что они идут домой и сидят там за компом или телевизором. А на улицах в это время как раз и сидят одни бомжи.
А потом, о удивление! - на улицах одни бомжи и алкаши. Надо ещё скамеек убрать, может исчезнут.

Невозможно истребить бомжей и алкашей, но можно сделать так, что на улице будут проводить время много нормальных людей, и тогда бомжи станут незаметны.

Уличный мангал, скамейки и детская площадка, выманиваем обычных людей на улицу. Wi-fi нужен с широким покрытием



Скамейки, скамейки, скамейки. Как можно больше скамеек: разных, в разных местах, разных цветов и разных форматов



Обнаружилось клевое футбольное поле и вот такое вот сооружение для самостоятельных тренировок. Но это местная особенность, Златан Ибрагимович пожертвовал деньги на строительство такой площадки в районе, где вырос.



Кстати, о пожертвованиях - городская скамейка (которых, как мы уже знаем, должно быть много) стоит от 7 до 15 тысяч рублей, я бы, например, легко пожертвовал городу как минимум одну, на маршруте прогулок моих дедушки и бабушки. Во многих странах встречаются скамейки с надписями "пожертвовано таким-то", у нас, насколько я знаю, такой практики нет.

Теперь к более капитальным вещам. Проблема в таких районах, как я уже писал выше, в расстояниях, решить её в целом можно с помощью постройки разнообразных объектов на первых этажах зданий или вообще между ними. Вот, например, квартира, переделанная под магазин



А вот вообще целый первый этаж здания, к которому пристроили магазины. Получается улица, более-менее напоминающая традиционный город



Они прямо приделаны к квартирам вместо балкона. Это очень оживляет всё вокруг, так как люди начинают взаимодействовать в пределах района



Во дворах тоже много интересного. Жителям первых этажей, у которых не было балконов, разрешили пристроить к своим квартирам террасу. На это дали даже какие-то субсидии. И вот люди построили террасы, многие их обставили и сидят там проводят время. Те, кто не обставил, просто имеют отдельный вход в квартиру. Двор становится намного живее, люди с большим удовольствием проводят время в таких полупубличных местах



Это очень просто осуществить и это можно сделать везде. Район сразу преображается, становится намного более безопасным, живым и т.д.





Ещё раз напоминаю, что это район плохой, с очень высоким уровнем безработицы и преступности, живут там в основном эмигранты. В Москве таких плохих районов нет.






Кристиан в своей лекции активно рассказывал, что очень важно, чтобы каждый квартал мог себя как-то самоидентифицировать и быть немного другим по сравнению с остальными, поэтому они соорудили там вот такие детские площадки



Мне эта вся идея с самоидентификацией не очень близка и не очень ясна, поэтому останавливаться на ней не буду





Бессмысленную лужайку можно легко и очень дешево превратить в самое популярное в районе место



Главное только не отгородить всё это огромной стеной от остального мира.

Побольше всяких сооружений, чтобы вывести адекватных людей на улицу. Я это уже говорил? :)



С этим столом, кстати, есть интересная история. Меня водила по этому району Анна Модин, шведка, которая работает в Gehl Architects и каждый день ездит через мост на работу. Так вот, она и её парень - архитекторы, и как-то они решили, что хотят играть в настольный теннис, но им рядом с домом делать этого негде. Ну они и сделали дизайн этого стола, нашли кто его произведет, построили и поставили у дома :). Потом город как-то заинтересовался этой темой и стал покупать у них эти столы иногда и в другие районы



Про детей надо тоже не забывать



Но важно не думать только про них. В Москве, например, вообще невозможно во дворах найти сооружение для тех, кому больше 15-ти, почти любое сооружение это детская площадка

Всё это очень легко сделать. Нужно только понимать, что это возможно, поддерживать правительство, когда оно что-то в этом направлении делает, поддерживать тех людей, которые этим занимаются. Многие работы Gehl Architects никогда не воплощаются в жизнь в мире потому, что правительства городов не могут преодолеть сопротивление разных групп граждан, которые кричат, не зная вопроса, но с полной убежденностью в своей правоте какую-нибудь глупость типа "тут ведь есть подземный переход, зачем же тут ещё и наземный?!".
А проталкивать все эти изменения обычно городским властям не особенно нужно, потому что их потом никто не оценит по тем причинам, что я выше описал. Редкие города справляются с этой проблемой.
У нас эта тема только-только начинает появляться на каком-то более-менее профессиональном уровне, и если она пойдет в нужном направлении, то есть шанс, что наши города очень быстро станут значительно лучше. Хотелось бы, чтобы получилось так :)

P.S. в прошлый раз читатели хорошо накидали друзьям ссылок, добавилось больше 100 новых френдов. В этот раз пойдем другим путём - заманите мне сюда какого-нибудь мегачитаемого писателя плз :). Какого-нибудь такого, от которого сайты падают :)

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА

Швеция, лучшее

Previous post Next post
Up