Сегодня несколько человек спросили, как я переношу такие истории, как сегодняшняя (когда какая-нибудь куча людей начинает травлю), и не хочется ли после такого на всё забить. Решил сделать об этом постик.
Это не первая ситуация в общественно-политической жизни, когда меня решали признать нерукопожатным и неправильным. Первая была примерно год назад, когда я покритиковал проект «Народный депутат», и на меня
напали сторонники Навального.
Так как я могу теперь сравнивать, то пара наблюдений :)
Нападение сторонников Навального сильно отличается от нападения сторонников Эха Москвы (свободы слова, либеральной общественности, не знаю, как их назвать). Основной напор сторонников Навального происходит на то, что я продался и решил слить лидера оппозиции и протест, чему ищутся разнообразные подтверждения в моих постах и комментариях. Общая канва такая: «Кац мурзилка, делает вид, что независимый, а на самом деле на мэрию работает, вот смотрите». Иногда гнев общественности разжигается какими-нибудь обычными методами разжигания гнева (типа
такого), но в целом, линия такая.
Это довольно неприятно и наносит серьёзный ущерб. В личностном плане это неприятно потому, что я пошел в политику после того, как сделал себе достаточно денег на жизнь, и довольно долгое время эти сделанные деньги, а также своё время трачу на это всё, и уж точно, чего мне никогда бы не пришло в голову, так это кому-то продаться.
Я даже оставлю тот момент, что никому не нужно меня покупать, но сам факт неприятен - ты ценишь независимость сильно, а тебе клеят ярлык «зависимый». Первое время очень обидно, и хочется на всё плюнуть, особенно когда люди, с которыми долго работал, к такому присоединяются (в ФБК один такой есть).
В плане деятельности это не приятно потому, что у сторонников Навального есть довольно большая аудитория, и они хорошо распространяют информацию. Не так уж редко возникает ситуация, что ты общаешься с человеком, а он на полном серьезе уверен, что за тобой что-то там стоит, и кто-то тобой там управляет, потому что это Навальный написал.
Я вообще не думал, что я переживу (в общественно-политическом смысле, понятно) такое переключение отношения от аудитории Навального, и было пару моментов, когда хотел плюнуть на всё и уйти в бизнес, мол, не ценят, противно и все дела. Но, как ни странно, пережил, и даже очень неплохо, - смог провести хорошую избирательную кампанию с большим количеством пожертвований и волонтёров. Это был приятный сюрприз, после которого я в 10 раз больше стал верить в то, что независимую общественно-политическую деятельность в России вести возможно.
Нападение от либеральной/поддерживающей Эхо Москвы общественности сильно отличается от нападения аудитории Навального - тут люди просто огромной толпой целый день пишут тебе, что ты уебан и всё. Какая-то вот такая аудитория, у которой есть очерченная каким-то, только им ведомым, морально-этическим компасом дорожка. И вот, если ты вдруг от этой дорожки как-то сильно, на их взгляд, отклонился, то ты немедленно подлежишь выключению в список национал-предателей и нерукопожатных личностей. Тебя должно смешать с говном всеми возможными способами, сравнить со всеми известными на свете негодяями, объявить и предупредить мир о том, что тебе нельзя подавать руки, и донести до тебя мысль, что ты никчёмное ничтожество, подлежащее исключению из приличного общества.
Я пока не знаю, какой это будет иметь эффект для деятельности, потому что только день прошел. Личностно это немного неприятно, но, в целом, намного менее болезненно и вызывает меньше размышлений о целесообразности что-то делать дальше, чем наезд от Навального. Хотя это я привык ещё с покерных времён к таким историям, обычному человеку, менее привыкшему к интернет-скандалам, возможно, такая история с потерей рукопожатности так легко бы не далась.
Вообще, мне кажется что из-за попыток повлиять на поведение людей с помощью объявления их негодяями по любому поводу независимая часть общества многое теряет. Люди действуют очень по-разному, с разными целями, разными представлениями о мире, у них бывают разные жизненные ситуации. Если вокруг любого, кто что-то не так сказал или сделал, раздувать скандал с посылом «с ним нельзя больше взаимодействовать, он чужой», то очень быстро не останется вообще никого, кто умеет хоть что-то делать или говорить.
Я вот, например, совершенно без всякой задней мысли поддерживаю платные парковки и другие Ликсутовские реформы, и не потому, что мне кто-то заплатил, а потому, что они для города, на мой взгляд, полезны. Когда из-за такого тебя пытаются выключить из общественно-политической жизни как мурзилку и предателя, это не очень способствует развитию независимых людей в политике.
Такая токсичная по отношению к любому инакомыслию или отклонению от генеральной линии среда не позволяет возникнуть никаким новым персонажам, на ней не может вырасти ничего интересного.
Я наблюдал много историй, как очень близкие по духу и подходу люди уходили в нашисты, в Лайфньюз или просто забивали на политику из-за того, что на них на каком-то этапе напала общественность и заклеймила неверными. Со мной этого не произойдёт, скорее всего, но в этом процессе нет ничего хорошего.
Понятно, что есть какая-то черта у каждого, после которой общение с человеком невозможно. Для меня эта черта - насилие, призывы к насилию и оправдание насилия. Неважно из какого «лагеря» человек, я с ним работать и говорить не буду. Но с этой чертой надо действовать аккуратно, а то можно попасть в ситуацию, что у тебя все вокруг очень рукопожатные, только добиться поддержки всей этой рукопожатной братией можно разве что у 2% населения. Так ведь не победишь, и для этого у нас уже есть Яблоко :)
Я сам в этих всех делах очень прагматичен. Если человек не призывал и не оправдывал насилие, я с ним готов работать, что бы он там обо мне ни писал и какое бы маневрирование не устраивал. Если я согласен с целями, и мне кажется полезным вместе работать, я буду работать и с Навальным, и с Плющевым, и с Любой Соболь, и с Аней Ведутой. У нас, при всех этих историях, на сайте Горпроектов висит баннер проекта #20, висит там по моей инициативе, и, если я смогу помочь чем-то ещё, буду рад.
Но при этом, я могу позадавать всем им вопросы, которые считаю уместными, покритиковать, не считаю никого из них (и никого вообще) своим кумиром, моральным авторитетом или ещё каким-то там человеком, действия которого по умолчанию хороши и правильны. Мне интересны сами действия, а не то, кто их делает и в какой ситуации он находится.
Такая вот, блин, теория рукопожатности :)