Махачкала

Apr 22, 2014 10:34

Когда КГИ пригласил меня выступить в Махачкале, я в начале был удивлён и в голове сразу сработали разнообразные стереотипы - о Махачкале и Дагестане житель Москвы знает что-то в основном из новостей о взрывах и уничтожении террористов. Но так как я долго жил в Израиле, про который тоже многие думают, что там очень опасно (а на самом деле нет), то я стереотипы отбросил и на поездку согласился. А чтобы получше осмотреть город попросил купить мне билет на день раньше.



В Дагестане очень интересно, это уникальная республика в России - там живёт более 28 народностей, которые говорят на более чем 30 языках. Причём ни одна национальность или народность не составляет в Дагестане большинство. Если смотреть по процентам, то выглядит всё примерно так:

  • 29% - Аварцы
  • 17% - Даргинцы
  • 15% - Кумыки
  • 13% - Лезгины
Ещё от 3% до 6% населения составляют Лакцы, Азербайджанцы, Табасараны, Русские и Чеченцы. Оставшиеся 4,4% населения принадлежит к ещё 11 народам.



В следующий раз, когда услышите кого-то в Москве, рассуждающего о дагестанцах, попробуйте попросить рассказать вам, как он опознаёт дагестанца. По внешним признакам, как вы уже поняли, сделать это невозможно.

По языку тоже вряд ли получится. Вот список основных языков, на которых говорят жители Дагестана (перепись 2010 года):

  • 90,5% - русский
  • 23,3% - Аварский
  • 16,6% - Даргинский
  • 12,9% - Кумыкский
  • 12,2% - Лезгинский
Ну и так далее. Английским, кстати, владеет лишь 1,2% жителей Дагестана, 47 тысяч человек (ужас).

Более 90% населения исповедует ислам. Пятничная молитва



Очень сложная и интересная республика. В связи с тем, что там живёт много разных народов, никакой жесткой вертикали установить не получается - СМИ, например, как выражаются местные, продажные, но от власти независимы.

Из интересных событий последнего времени - взлёт и падение футбольного клуба Анжи, который в 2011 году купил Сулейман Керимов и начал вкачивать туда мешки денег. Например, купил легендарного бразильца Роберто Карлоса, Жусилея и даже Самуэля Это'о. Тренером дримтима под взором изумлённо хлопающей ушами европейской и российской публики назначили Гуса Хиддинка.



В следующем сезоне дримтим занял 3 место в чемпионате России и второе в кубке. Клуб продлил контракт с Хиддинком.
В нынешним сезоне что-то пошло не так. Уже после второго тура чемпионата Хиддинк объявил о своей отставке, игроки переругались, в результате чего клуб покинул Игорь Денисов.

В августе 2013 стало известно, что Керимов недоволен своей новой игрушкой, результаты плохие. Он решил сократить финансирование клуба и продать легионеров. Руководство клуба сообщило, что привлечь кучу дорогих игроков для достижения максимальных спортивных результатов было плохой идеей и теперь они будут развивать команду медленнее, в основном через академию Анжи.

Сейчас сезон заканчивается и Анжи находится на последнем месте в турнирной таблице, и есть высокая вероятность, что клуб вылетит из Премьер-Лиги :(

Давайте прогуляемся по городу. Вот, например, на здании автодорожного университета висит портрет Сталина



В Махачкале принято втыкать дом в любое место, куда он физически влезает. Сквер, двор, 5 метров от другого дома - неважно. Главное чтобы физически влез



Не поджигай



В центре довольно мило



Пешеходная инфраструктура в центре города неплохая, если сравнивать с другими российскими городами. Плиточка, от машин огорожено, много зелени



Тюльпаны даже растут. Наличие тюльпанов на центральных улицах говорит о том, что в мэрии есть люди, интересующиеся тем, как выглядит город. Он подумал о том, что надо купить тюльпаны, купил их, они выросли - хороший знак



Но при уходе из центра картина сразу портится



Парковка на тротуарах - обычное дело. Пешеходов уважать в Махачкале не принято





Поддержка местных производителей одежды осуществляется посредством накручивания на столбы железной цепи



Лавочки пользуются спросом



Плитка не везде в порядке



В Дагестане один из самых высоких в России показателей рождаемости - среднее число детей на одну женщину 2,13 (в Москве 1,3). Несмотря на это, в Махачкале всё сделано для того, чтобы мамы с маленькими детьми как можно больше страдали при выходе на улицу



Узкие прерывающиеся тротуары, огромные бордюры



Постоянная смена уровней, постоянная необходимость поднимать и опускать коляску



Очень тяжело перейти улицу. В Махачкале не принято пропускать пешеходов, да и переходов пешеходных мало, и на них никто не обращает внимания.



Даже широкую загруженную 4-х полосную улицу все перебегают где придётся. Такое происходит тогда, когда люди не видят особенной разницы для своей безопасности при прогулке через переход и вне его. В результате все бегают везде и никто никого не пропускает.

Страдают от этого, как всегда, самые уязвимые категории жителей - пожилые люди и маленькие дети. Они ходят медленно и убегать от несущихся машин им сложнее



Побережье Каспийского моря. Потенциал у этой территории высокий, но, как видите, с инфраструктурой тяжко



Ну разве что можно научиться стрелять метко, если любишь родину



Есть одно место с очень современной инфраструктурой и кучей автоматических выдвигающихся столбиков - это представительство ФСБ



Портрет Путина висит на главной площади



На улице в одном из парков почему-то продают книги по хирургии



Перейдём к транспорту. С транспортом полный ужас. В городе имеется троллейбусная инфраструктура, но она используется очень плохо. Троллейбусы в приличном состоянии, но их очень мало



Внутри вполне ничего



Троллейбус тут как маршрутка, останавливается где попросишь (хоть и написано, что так нельзя)



Троллейбус почти полностью вытеснен из города маршрутками



Маршруток очень много, и это ужасно



Старые газели загрязняют воздух и унижают жителей необходимостью сгибаться в три раза, протискиваться в узкую дверь и ехать в некачественной машине



Как обычно больше всего страдают пожилые люди и люди с маленькими детьми (с коляской в маршрутку не войдёшь, в другой район с ребёнком не съездишь)



Попробуй залезь



Или вот



Уооопс, все вместе помогли дедушке



Вы уже наверняка видели мнение пожилого транспортного профессора Вукана Вучика про маршрутки, но если нет, то посмотрите (можно включить субтитры)

image Click to view



Вообще это всё ужасно. Я стоял на перекрёстке, где ходит троллейбус, и посчитал маршрутки, которые проехали мимо меня во всех направлениях за 5 минут. 52 штуки. Это значит, что в час там проезжает более 600 маршруток.

Весь город ими забит, все на них ездят



Такие огромные пассажиропотоки могут обслуживаться нормальным транспортом, большими удобными троллейбусами. Это будет выгодно, денег на это хватит, и даже инфраструктура уже висит - надо их просто запустить в достаточном количестве

Вот такие, например. Это Тула, он умеет без проводов ездить и вообще хорош



Один такого типа троллейбус примерно 6,5 миллионов рублей. За одну годовую зарплату Самуэля Это'о, например, можно было бы купить 155 таких троллейбусов и не ездить больше в маршрутках (сейчас во всём городе ездит лишь 57 троллейбусов).

На самом деле, транспортная реформа для такого города это история, конечно, намного сложнее, но для демонстрации масштаба этот пример вполне уместен.

Рекламные лавочки. Страшно посчитать, сколько можно приобрести крутых чугунных лавочек за годовую зарплату Самуэля Это'о (40 тысяч)



В целом, город по сравнению с другими российскими городами производит нормальное впечатление. Если бы наладить ситуацию с транспортом и понемногу начать приглашать специалистов по городскому планированию, то, думаю, он бы намного лучше стал и поведение людей бы изменилось. На переходах многие бы стали пропускать пешеходов, пожилые люди и мамы с колясками больше бы гуляли по улице и меньше страдали.

Вся эта штука с поведением людей - это же вопрос инфраструктуры. Вот если у вас двор так выглядит, то тут автомобиль никогда не пропустит пешехода



А если сделать небольшие физические изменения (даже без деревьев), то тут всегда пропустит.



иллюстрации Владимира Злоказова

Вопрос не в менталитете, а в инфраструктуре. Побольше думать надо и специалистов слушать, прежде чем решения принимать и строить.

Ещё надо что-то с имиджем делать - в глазах знакомых я видел совершенно искренний ужас, когда говорил, что еду в Махачкалу. Многие москвичи представляют себе путешествие по ней примерно так



На самом деле там всё больше похоже на это



Есть, конечно, не очень привычные для москвичей вещи типа ДПСников с автоматами, однако я бы на вашем месте не отказывался от поездки в Махачкалу, если появится такая возможность - интересно посмотреть страну, это определённо одна из самых интересных её частей.
У меня в планах появилась двухнедельная поездка по Дагестану с посещением различных городов и сёл, пока не знаю когда смогу её осуществить, но надеюсь, что скоро :)

Мы открываем в Махачкале филиал Городских Проектов, пока он начинает работать в виде группы Вконтакте. Присоединяйтесь




Оглавление журнала

Previous post Next post
Up