Будущее Городских Проектов

Nov 05, 2013 13:20

Полтора года прошло с момента, как мы с Ильей учредили Городские Проекты. Это очень маленькая некоммерческая организация.
За это время средний ежемесячный бюджет организации, исключая проект с международными экспертами, составлял примерно 320 тысяч рублей в месяц. Ещё мы с Ильёй жертвовали своё рабочее время в этот проект - я почти фуллтайм бесплатно работаю там директором, Илья тоже много времени уделяет этому.

Я думаю, мы работали вполне эффективно, смогли поднять на повестку дня многие вопросы, которые раньше не обсуждались вообще. Кто говорил о пешеходных зонах два года назад? О том, что строительство и расширение дорог штука для города скорее вредная и уж точно не безусловно полезная? Парковки на тротуарах, надземные и подземные переходы, удобство города для ходьбы пешком, качество общественных пространств - мы провели кучу исследований и привлекли внимание к вопросам, которыми раньше интересовались только специалисты.
Многое изменилось в городе. Точно никогда не узнаешь как вышло так, что подход изменился, но думаю, наш вклад в этом точно есть.

Я рад, это было интересно. Но мне надоело.

Я больше не хочу делать маленькую общественную организацию, поднимающую на повестку дня и толкающую разные вопросы, в которой работает 3 человека и которая еле-еле может позволить себе несколько консультаций в месяц у серьезных экспертов. Я понимаю, что в условиях выжженой земли это выглядит очень даже нехило, но хочется достигать каких-то целей, а не быть хорошим на фоне пустоты.

За эти полтора года мне удалось многое узнать о проблемах в управлении нашими городами. В основном, конечно, Москвой, но немного и других городов тоже. Главная проблема состоит в том, что адски неэффективный государственный аппарат привлекает в себя людей, совершенно некомпетентных в том вопросе, который является их основными должностными обязанностями. Институт репутации утрачен, поэтому перед принятием решений тщательно не думают - люди могут спокойно приходить на позиции вице-мэров и фигачить расширения дорог, адовые развязки и тоннели, выпиливать трамваи и троллейбусы и никто даже не поймёт, что что-то не так, пока через 10 лет город не испоганится.

В Москве таких примеров много, Ленинградка, ТТК, снятие многих километров трамвайных линий, превращение улиц в бессветофорные, парковки на тротуарах, город, по которому невозможно ходить пешком, и 9-ти бальные пробки каждый день. В Воронеже, например, вообще уничтожен весь электротранспорт и весь город ездит на маршрутках. Люди принимают это всё за должное, мол, такова жизнь, вот пробки у нас и пешком ходить невозможно, вот мерзкие маршрутки у нас, но всё нормально, это же Россия.
Новые мэры и городские администрации, приходя на свои позиции, не чувствуют общественного запроса, не несут никакой ответственности и обычно даже не знают что для города хорошо. Порой они совершенно искренне заказывают и пытаются найти федеральные деньги на проект, который разделит их город 6-ти полосной магистралью и изроет подземными пешеходными переходами, считая это за благо.



В этой отрасли знания не распространяются вообще, решения принимаются на основе житейской мудрости и обывательского взгляда чиновников, на них тратятся многие миллиарды, города становятся хуже и никто не понимает в чём подвох. Жители приветствуют выпиливание старого трамвая и строительство на его месте магистрали, а потом через 10 лет стоят в очереди на маршрутку и в их голове не замыкается ни перед выпиливанием, ни через 10 лет какая-либо связь между этими событиями. Мэры не осознают, что они портят города, что наука или отсутствует, или слаба, а федеральная власть еще и катализирует это дело.

На это всё очень удобным образом наслаиваются бизнес-интересы строительных, маршруточных и разнообразных других лобби, которые в отсутствии противовеса имеют неограниченное влияние на процесс принятия решений. Особенно даже и трудиться не надо, чтобы убедить мэра и общественность выпилить трамвай, заменив его маршрутками, или построить дорогущую развязку - все и так уверены, что это хорошо.



Уже сейчас многие наши города, включая Москву и Петербург, испорчены и в них неудобно жить, на пустынных улицах развивается уличная преступность, на плохо спланированных улицах происходит намного больше ДТП, чем могло бы, пожилые люди сидят дома и не высовываются на улицу потому, что города всё больше приспособлены для молодых и сильных и всё меньше для тех, кому тяжело перемещаться  Миллиардные бюджеты уходят на вредные проекты. Пройдёт ещё 10-15 лет, и это уже не повернёшь в обратную сторону.



Всю эту ситуацию не исправишь впятером и с бюджетом в 400 тысяч рублей, пусть даже мы набрали в команду очень сильных людей и у нас есть медийный ресурс с 2,5 миллионами читателей. Мы очень слабы и такую войну не выиграем, а воевать без перспектив победить не только не интересно, но и очень обидно. Наблюдая строящуюся хорду каждый день по пути на работу, я об этом размышляю. Мне так воевать надоело, я лучше бизнесом займусь.

Но пока сдаваться рано: исправить всё это можно, если развить действительно большую общественную организацию, с кучей филиалов в регионах, с большим количеством внятных людей, умеющих давать комментарии прессе, с большой пополняющейся базой знаний, переводимой в удобный вид, большим количеством работающих в организации экспертов. Ниже напишу мысли, как это можно попробовать сделать.

Чтобы это остановить в центрах всех (или многих) крупных городов должен появиться офис Городских Проектов, у которого будет руководитель и персонал с большими зарплатами, где можно будет купить книги и послушать лекции, поучаствовать в исследованиях, который будет участвовать в обсуждении Генпланов и проектов реконструкций, обсуждении городских и областных бюджетов, куда будут приезжать эксперты из России и других стран. Чтобы все знали - именно тут можно спросить и получить объективный анализ происходящего в вопросе работы с городской средой



Я надеюсь, что все понимают, что тут речь совсем не о лавочках - такая история, если её развить, будет притягивать самых активных молодых людей в городе и затягивать их в политику. Такие вещи могут быть изменены только попаданием в мэрию или влиянием на мэрию, а это политика.

В муниципальных Собраниях, городских Советах, областных Думах появятся молодые люди, которые пришли туда за тем, чтобы менять свой город. Ну или как минимум за этим вообще пошли в политику.
Сейчас нет никаких вменяемых путей попадания адекватных людей в политику: не пойдёшь же в КПРФ идеи коммунизма продвигать или к нашистам, или ещё в такие форматные структуры. Концентрация молодых и адекватных людей в политике в связи с этим минимальная, они все в интернетах сидят, хотя вполне себе готовы нырять намного глубже, как мы видели по кампании Навального.

Но таким образом можно попробовать повлиять на ситуацию. Я надеюсь создать такую структуру через два года, за 2014 надеюсь открыть минимум 5 филиалов, за 2015 ещё 15.

Такую историю краудфандингом полностью не пофинансируешь, поэтому кроме некоммерческого фонда, ядро всей этой истории (который будет и дальше собирать деньги в интернете, а если не сможет собирать, то закроется) нужно ещё что-то. Дополнительные направления могут быть такие:
  1. Найти политического покровителя и брать деньги у него,
  2. Найти мецената и финансироваться у него,
  3. Открыть коммерческое направление,
  4. Получить грант у правительственного или неправительственного фонда,
Тут надо посоветоваться. Так как основное ядро сторонников этой истории читает этот пост, то самое место посоветоваться тут :)
Опишу поподробнее каждый из вариантов. Понятно, что в очереди с деньгами к нам не стоят, но надо понимать куда грести.

Первый вариант это взять денег у политической партии. Очевидно, тут два подварианта: Единая Россия или аффилированные с ними структуры или иная политическая сила, например, Гражданская Платформа или Партия Зелёных. В таком случае проект станет приложением к какой-то из партий.

Второй вариант маловероятен, но всё же: вот какому-нибудь человеку, у которого много денег, очень понравилась идея, он нашел ещё 20 человек, они скинулись и стали просто финансировать деятельность. Условие: полная открытость, все должны знать кто именно дал деньги и что никаких обязательств с деньгами не приложилось, никакого влияния на процесс.

Третий вариант: открыть коммерческое направление, которое будет полностью отдельной структурой от фонда. Оно будет принимать заказы от муниципалитетов, депутатов, сенаторов и других заинтересованных лиц на исследования и консультации, возможно, позже и на проектирование. Важный момент: если исследование кто-то заказал, то это станет известно публично - никаких тайных денег мы не примем. Кроме того, никто никогда не сможет заказать определённый результат: только исследование с публично известными вводными.

Четвёртый вариант: грант у неправительственного российского фонда или государственный грант у какой-нибудь структуры по поддержке гражданских инициатив (такие бывают, да. В основном они финансируют ручные псевдообщественные организации, но на этот раз запрос подаст организация настоящая). У финансирования не должно быть никаких скрытых условий вроде политической лояльности

Мне интересно мнение аудитории: какой из описанных вариантов кажется вам совершенно неприемлемым? И какой вариант, если мы начнём его использовать, то вы скажете «всё, больше я вас не поддерживаю, денег вам не пришлю, волонтёрствовать для вас не буду»?
Только именно так, жестко нельзя. Не просто «ну хотелось бы чтобы не...», потому что так, как хотелось бы, не получится, деньги на деревьях не растут, я не олигарх, чемоданов в Кремле не получаю, на нефтяной трубе не сижу. Как-то искать деньги нам придётся. Как, по-вашему, получать их совершенно нельзя?

Poll Сбор денег ГП

Скоро, кстати, напишу отчёт о работе и состоянии финансов с июня

Оглавление журнала
Previous post Next post
Up