Не знаю отчего, но заинтересовался ДОТами. Честно говоря, эти военно-фортификационные объекты всегда казались чем-то необычным и загадочным: обломки бетона, раскуроченные бетонные плиты, бункеры с амбразурами, торчащие из холмов и лесов в самых укромных и непредсказуемых местах, словно какие-то постройки внеземных цивилизаций. Хотя, по-сути, это небольшие, локальные абандоны. На полноценные заброшки не тянут, но как туристические, исторические и военные объекты вполне сойдут.
И, что немаловажно, - не нужно далеко ехать (Оборонительные сооружения Киевского укрепрайона расположены в области на подходах к столице). Вот только посетить эти укрепления с экскурсией от турфирм дорого. Поэтому решил прогуляться в одиночку.
1. ДОТ 179 (он же, по другой нумерации, - ДОТ 211) возле "Одесской" трассы (Е-95).
Для прогулки выбрал несколько ДОТов возле трассы Е-95 в районе сёла Вита-Почтовая (ДОТы №211 (179), 178, 177, 176). Природа красивая, можно пофоткать кучу транспорта, ну и просто побыть в одиночестве - в общем, красотень!
Тем более, прогулка состоялась в преддверии празднования Дня Победы. И погодка выдалась чудесная.
Но, как говорят у нас: «Не так сталося, як гадалося». Прогуляться, то прогулся. Но попасть внутрь ДОТов не удалось.
Однако не буду забегать наперёд. Смотрим по порядку.
2. "Одесская" трасса, Вита-Почтовая. Мы на месте.
3. Мостик, оказывается, начали ремонтировать. Хоть что-то хорошее.
Не знаю, зачем я с вами откровенничаю, делюсь сокровенным. Ну да ладно.
4. Виды с моста. Село Вита-Почтовая.
5. Вид в сторону Киева.
6. Остановка киевского коммунального автобуса пригородного маршрута(!). При этом ещё и раритетная, хотя номер маршрута после перенумерации. Интересно, с каких времён? Информация на знаке не соответствует действительности - написано, что маршрут ежедневный и почти целодневной. На самом деле он работает только один день в году. Почему? Потому что это пригородный маршрут на закрытое Южное кладбище.
На действующее Северное автобусы ездят регулярно.
Впрочем, кто не фанат общественного транспорта, тот не поймёт о чём это я.
7. Холм с ДОТом №179 (211) и флагом. Патриотично.
Чего-то думал, что сам ДОТ находится внутри горки. Но это только отчасти правда.
8. Какой-то памятник. Напоминает ствол дерева.
9. Пройдя дальше удивился, увидев инфраструктуру - лавочки, растяжки для ползания. Вероятно, здесь иногда проводят праздничные мероприятия.
10. Бетонные бойницы. Их я видел
в Белогородке, возле ДОТа №402. Судя по свежим кучам грунта - тоже "новодел", как в Белогородке. Чем больше объектов, тем интереснее достопримечательность. Но не исторично.
11. Полоса препятствий.
А вот и ДОТ. Вот только я предполагал, что он будет в виде бронеколпаков с амбразурами, торчащих из горы. Оказалось всё банально - типичный ДОТ (боевой каземат, как написано в Википедии), построенный у подножия горки. Самое интересное - подземные ходы - спрятаны внутри холма.
12. ДОТ №179 (211) крупным планом.
13. Постройка разрушена. Можно было б считать ДОТ разрушенным, но подземные ходы сохранились. Поэтому данный ДОТ считается частично разрушенным (а в некоторых источниках вообще обозначен целым).
14. Ну что, надо подниматься на горку. Уклон крутой. Ещё и земля скользкая из-за прошедших дождей. Трава в росе. В общем, прикольно. Пока карабкался наверх чуть не поскользнулся:)
15. Вид с холма.
Вниз спускаться той же дорогой не отважился.
16. Весь холм в ямах. "Чёрные археологи" копались, что ли?
17.
18. Кучи мусора, бережно разбросанные возле дерева.
Хорошо, хоть не везде валяется.
19. С горки видно село Вита-Почтовая.
20. С другой стороны холм окружает сосновый бор.
Любуюсь цветением природы.
21. Дикая груша.
22. Желтая бабочка на одуванчике.
23. Подпускала к себе так близко и сидела спокойно, что можно было нормально сфоткать.
Кстати, искал в интернете что это за вид, но так и не нашёл.
24. С другой стороны нарисовался пологий спуск с горы.
Обошёл гору, покружил, но входов в подземелье не обнаружил. Оказалось надо было обходить холм с другой стороны.
25. Снова обошёл гору и за бойницей нашёл странный артефакт. Похоже на электропроводку.
26. Рядом оказался обустроенный родник.
27.
На этом заканчиваем осмотр ДОТа №179 и нас ждёт долгий путь к следующему объекту.
28. На пути попался заброшенный гендель.
29. И озеро, вышедшее из берега:)
30. Вот и ДОТ №178.
31. Возле ДОТа стоит машина, рядом плакат, лавки со столами. Значит, его уже обустроили.
На плакате написано описание Киевского укрепрайона. И что строился он на случай вторжения Польши (но на самом деле СССР планировал с Германией напасть на Польшу согласно секретному пакту Риббентропа-Молотова).
Впрочем, не будем вдаваться в политику и историю. Моя задача - просто посмотреть исторические фортификационные сооружения.
32. Вход в ДОТ. Откопали. В 2009м желающим проникнуть внутрь приходилось ползком проходить.
33. На входе в ДОТ - решётка. В принципе, можно было б пошатать, но жалко труд реставраторов. Надеюсь удастся договориться об экскурсии.
Нет так нет. Пойдём дальше.
34. В пожароопасный период проход и въезд в лес запрещён.
Кстати, в траве что-то шуршлало. Может змея или ящерица гигантские?
А я всё шёл и вглядывался в лес. Оьбращал внимание на всякий кусок камня.
35. Бетонная насыпь. Обломок ДОТа, что ли?
36. В лесу зеленеют краснокнижные(!) ландыши.
37. И вот у самого края дороги на возвышении валяются обломки бетона.
38. Это ДОТ №177. Разрушен основательно.
39. Смотреть нечего.
40. Внезапно! Капитальная остановка возле дачного массива.
Рассказывали, что по этой дороге раньше ездили киевские "Икарусы". Сейчас это сложно представить.
41. Решил заглянуть в просеку (вообще заглядывал чуть ли не в каждую тропинку) - и среди деревьев заметил виднеющиеся каменные глыбы. ДОТ?
42. Подхожу ближе - точно ДОТ.
Чтоб подойти к ДОТу приходится пролазить через заросли.
43. ДОТ №176. Разрушен и загажен.
44. Раньше даже не предполагал, что в 31 год буду лазить по свалкам:)
45. Зато внутрянка ДОТа на виду. Не нужно ломиться в двери.
Даже металл не спилили. Круто!
Дожидаться маршрутку было бесполезно и я потопал обратно пешком.
46. И вдруг заметил ещё один автобусный артефакт (Хотя вспомнил, что видел её в 2009 году проезжая мимо) - старая табличка остановки, ещё советского образца(!). И нумерация старая!
Удивительно, что её транспортники не сняли. Обычно знаки закрытых маршрутов демонтируют сразу. А здесь стоит.
Наиболее вероятная гипотеза - табличка прикипела к палке.
47. Название остановки "5-я Садовая" подтверждает, что вокруг не село, а дачи. Перевозчик: Автобусный парк №1. Точно коммунальными автобусами обслуживался. Сейчас маршрут отдали частникам и перенумеровали.
Эх, отковырял бы на сувенир. Да за пазуху не влезет. :)
Вот такое изучение ДОТов. Жаль, что внутрь не удалось попасть. И к ДОТу №179 не нашёл залаз. Может и печалька, но прогулка состоялась, прошёлся нехоженными дорогами, посмотрел остатки исчезнувших пригородных маршрутов - можно считать, что путешествие удалось. Пускай и не на 100%.
В общем, маршрутка проехала только тогда, когда почти дошёл до трассы. Ну а я сел в неё и поехал в Киев продожать прогулку.
P.S.: Надеюсь, что всё-таки удастся договориться на экскурсию. Просто в нынешнее неспокойное время даже празднование Дня Победы отменили, не говоря уже об других массовых мероприятиях.
P.P.S.: Хочется верить, что "братская страна" не развалит нашу страну и не приведёт к новой войне. Пусть ДОТы послужат примером, что войны не проходят бесследно.
С наилучшими пожеланиями! Спасибо за внимание!