Впервые я услышал ATR в 1996: покупал на Горбушке кассету Think About Mutation «Hellraver» - спросив продавца хороший ли это альбом, получил ответ, что альбом очень хороший, но вот на второй стороне записана группа, которая «в сто раз круче». Ну в сто не в сто, но когда я послушал, записанный на стороне B «Delete Youself», то просто натурально офигел. Это хотелось слушать на очень и очень высокой громкости, это хотелось включать так, чтобы вместе с тобой это слушал весь дом, чтобы у соседей и проходящих под окном людей вставали волосы дыбом, чтобы они морщились и недовольно задирали головы вверх, пытаясь понять, из какого окна раздается этот ужасный раздражающий шум…
Прошло 15 лет… Переговоры о российских концертах воссоединившихся в неполном составе после десяти лет молчания ATR начались еще в июле. Время пролетело незаметно. И вот
22 ноября мы стоим с табличкой ATARI TEENAGE RIOT в аэропорте Домодедово в толпе встречающих и высматриваем знакомые преимущественно только по фотографиям лица. Чего ждать от этого концерта было решительно непонятно, кто-то пророчил нам переаншлаг, кто-то говорил: да вы что офигели что ли? кто их сейчас помнит-то? Реакция аудитории варьировалась от крайней степени восторга до вводящих в полнейший ступор комментариев о неуместно высокой (30$ - 50$) цене на билет. Многим казалось, что исповедующая анархистские и антиглобалистские взгляды группа должна выступать бесплатно или почти бесплатно, а все затраты на ее привоз должны быть отбиты организаторами исключительно дерзким ограблением какого-нибудь банка или кассы Макдоналдса сразу же после шоу. (Ребята, мы частично врубаемся в анархию и громкую музыку, но откровенный криминал не для нас, извините.)
Только мы начали немного нервничать, как они появились - Алек Эмпаер, Ник Эндо, СX Kidtronic в проклепанной косухе, световик Бастиан и звуковик Мортан. Перед выходом из терминала все утепляются, натягивают шапки, а Алек вообще замотал себе шарфом всю нижнюю часть лица, оставив только прорезь для глаз. Бастиан просит научить его говорить по-русски: «извини», «спасибо», «привет» и «пока». Грузимся в микроавтобус и сразу же встаем в бесконечную пробку, в итоге едем до гостиницы около двух часов, за окном темнота и ничего интересного, музыканты дремлют. В гостинице просим сделать фото с афишей концерта, я передаю Алеку номер «RockOracle» с его интервью. Алек рассматривает афишу, показывает на логотип «RSC»: «Крутое лого!» Катя говорит, что это наш логотип. Он кивает: «Я знаю». Оставляем группу отдыхать с дороги, сами едем спать.
23 ноября пол перед сценой ККЗ «Москва» завален связками проводов - идет непростое подключение хитроумных девайсов ATR. Саунд-чек проходит без особых проблем. Ровно в 19.00 открываем двери. Столпотворения нет, народ заходит маленькими порциями - по одному или небольшими компаниями. Публика довольно спокойная и адекватная, а может, просто люди устали за рабочий день. К сожалению, по логистике тура ATR Москве для концерта досталась среда. Однако внешнее спокойствие пришедших людей перед концертом, совершенно бесследно испарилось с первыми звуками интро. Впрочем, это относится и к самим музыкантам - до этого демонстрирующие образец сдержанности и невозмутимости ATR на сцене сравнимы с угрожающе мотающимся из стороны в сторону столбом торнадо. Грань между артистами и залом практически неощутима, группа не пытается избежать прямого контакта с публикой, а напротив, активно идет на то, чтобы сразу же уничтожить невидимый барьер. Как они делают свою сумасшедшую музыку, и что они делают с собой, чтобы каждый концерт тура выдавать такое высокоэнергетичное шоу, я понятия не имею. Но это было очень круто! Жесткий анархо-рейв с краудсерфингом, сёркл-питом, слэмом и стейдждайвингом. Необычные ощущения от того, как сквозь тебя как будто проходит электрический ток.
Click to view
Если вы посмотрите записи с этого концерта на YouTube, то, чтобы понять, как это было на самом деле, вам надо будет представить то же самое, но в десятки раз круче. «Activate», «Start the Riot», записанная в свое время вместе со Slayer «No Remorse», «Into the Death», «Midijunkies» - панк, джангл, электронный грайнд-кор, взрывные хип-хоп речитативы Кидтроника и шквал оцифрованного крика Ник Эндо и Алека, помноженные на непрекращающееся движение у края сцены. Сознание перевернуто. Я видел эталонный концерт экстремальной группы. Возможно, кто-то скажет мне, что это всего лишь набор цифрового шума, на что я скажу ему: до свидания!
Учитывая все это, удивило почти полное отсутствие в зале нашей постоянной публики. Посмотреть на это шоу стоило многим. А музыкантам в обязательном порядке. Большая часть раскрашенных воинов с ноутбуками может отправиться в Ад и сгореть там в большей степени от стыда за свою несостоятельность. Сейчас я читаю восторженные отзывы публики и аккредитованных журналистов, некоторые из которых сами не до конца понимали, на какой концерт они идут. В общем, увидеть и услышать ЭТО живьем хотя бы один раз просто необходимо, каждому любителю жесткой и просто электронной музыки, да и всем остальным тоже не помешает.
После шоу группа вышла на автограф-сессию, а потом отправилась в гостиницу, чтобы отоспаться перед ранним утренним перелетом Москва - Санкт-Петербург.
Остаток ночи пролетел незаметно, и уже в 8 утра мы заспанные трем глаза и зеваем на первом этаже гостиницы. С небольшими интервалами подтягиваются участники группы. Кидтроник выходит на ходу бормоча себе под нос какой-то фристайл, здоровается с нами по рэпперски, выставив вперед ладонь. На нем кенгурушка с логотипом Cradle Of Filth. Видя мой взгляд, добродушный MC поясняет: «Нет, я не я слушаю этих ребят. Перед первым концертом тура, в Америке, пропал мой багаж со всеми вещами, и мне приходится носить вот это». Грузимся в микроавтобус, снова предсказуемо встаем в пробку. Аэропорт. Самолет. Заселение в гостиницу в Питере.
Сразу же едем на площадку. Бастиан изучает незнакомый ему световой пульт «Главклуба», при помощи местного световика разбирается что к чему и начинает забивать свой пресет. Свет - важная часть концерта ATR, равно как и громкий звук, поэтому оба члена технической «крю» группы вполне могут считаться кем-то вроде ее полноценных участников.
Убедившись, что все нормально, мы идем покупать себе билеты на обратный поезд. Возвращаемся как раз к обеду. Садимся отдельно от музыкантов, чтобы можно было курить. Алек ведет здоровый образ жизни - не курит и не выносит запаха табачного дыма, на обоих концертах курить кому-либо на бэкстрейдже, как и техперсоналу во время саундчека, было строго запрещено. Звонят из клуба. Пресет Бастиана на пульте почему-то слетел. Он прямо из-за стола несется на выход, еле успеваю его догнать - естественно, выйдя за дверь, он сразу же побежал не в ту сторону, ловим его и отводим в нужном направлении. К счастью, он удачно все восстанавливает.
Сидим на бэкстейдже, народ заполняет зал, с пульта кто-то из группы запускает разогревающую музыку, среди подборки какого-то экспериментального хип-хопа и панка неожиданно узнаю трек Napalm Death. Алек в темноте незаметно выходит на сцену и запускает интро. Я выхожу в зал. Та же картина что и в Москве. Народу примерно столько же, свет богаче, угар в зале немного слабее, чем у нас, но так же безумен. У сцены «жесткий» барьер - особенно не поныряешь. Все равно круто, но я очень сонный. Шоу пролетает незаметно, описывать его бессмысленно, это надо видеть и ощущать. Потом снова автограф-сессия, фотографирование, братание, Кидтроник звонит кому-то по скайпу и рассказывает, что он в России, к его разговору присоединяется Алек. Грузимся в машину, едем в гостиницу. Задерживаемся на первом этаже, прощаемся, машина за ATR придет в 7 утра, мы не уверены, что проснемся в это время, поэтому обнимаемся на прощание с каждым в отдельности. Неизвестно, доведется ли нам снова увидеться… Если да, то, к сожалению, наверное, не в России. Я видел это целых два раза, я счастлив, я хочу еще. Может быть, когда-нибудь….