Немного о довоенных кораблестроительных программах СССР

Feb 02, 2013 08:46



Линкоры
До середины 30-х годов СССР располагал тремя старыми дредноутами, разной степени модернизированности - «Марат», «Октябрьская революция» на Балике и «Парижская Коммуна» на Черном море После англо-советского морского соглашения в Англии для СССР строился линейный корабль «Карл Маркс», а еще два однотипных ему линкора строили на отечественных верфях. (http://alternathistory.org.ua/korol-sovetskogo-soyuza)

«Фридрих Энгельс» был заложен в январе 1937 года на Балтийском заводе, строился 7 лет и вошел в состав КБФ в 1943 году. «Ульянов-Ленин» заложен в Николаеве, в сентябре 1938 г. После начала войны недостроенный корпус корабля удалось отвести в Поти, достроен после войны, вошел в строй в 1948 г. Оба линкора, заложенные в СССР строились исключительно из отечественных комплектующих, в ходе их постройки СССР освоил производство четырехорудийных башен с 356-мм орудиями, 133-мм универсальных установок, линкорных турбин и котлов и многое другое.

Однако же не линкорами едиными…


Крейсера

В начале 30-х годов руководство ВМС РККА было чрезвычайно озабочено массовым строительством немецких легких крейсеров. Первый потомок рейдеров первой мировой, заложенный в 1921г сошел со стапелей только в 1925 г и ничем не превосходил достраивавшиеся в СССР «Светланы», но три следующих корабля представляли собой новейший тип легкого крейсера, а в 1931 году в состав рейхсмарин вошел улучшенный корабль того же типа. Новые германские крейсера имели стандартное водоизмещение в 6000 т (как было заявлено) несли по 9*150-мм длинноствольных орудий в башнях и имели скорость порядка 32 узлов.



СССР не имел возможности строить легкие крейсера в сопоставимых с Германией количествах, но парировать потенциальную угрозу, которую создавали эти корабли, чем-то было нужно. Лучшим решением стало бы строительство тяжелых крейсеров - но увы, только-только встающей с колен экономике СССР это было явно не по силам.  Тем не менее, не обладая возможностью создать превосходство или хотя бы паритет в количестве, руководство УВМС могло рассчитывать только на качество. А потому, специалисты УВМС предложили создать «большой легкий крейсер» - корабль, который:
Обладал существенным превосходством в артиллерийской мощи над классическими легкими крейсерами,  несущими 8-9 152-мм орудий.
Располагал защитой от 152-мм снарядов на основных дистанциях боя.
Развивал максимальную скорость 32 узла без форсирования механизмов  
Имел минимальное водоизмещение при условии выполнения пунктов 1;2;3
Предполагалось, что такой корабль сможет успешно противостоять не только немецким легким крейсерам, но и аналогичным кораблям других стран - по информации, имевшейся в распоряжении СССР, крейсера «Линдер» серию которых строила Великобритания, должны были иметь те же 32 узла при 8 152-мм орудиях. Правда итальянские легкие крейсера с аналогичным вооружением были очень быстроходными, но какими-то слишком уж маленькими (о Монтекукколи в СССР еще не знали), из чего можно было сделать вывод о крайне слабой защите и, как следствие, малой боевой устойчивости последних. А СССР не мог позволить себе строить слабозащищеные и уязвимые корабли для артиллерийского боя.
Поскольку возникли обоснованные сомнения в способности отечественных конструкторов самостоятельно разработать требуемый УВМС крейсер, а также занятости отечественных КБ лидерами и эскадренными миноносцами решено было воспользоваться иностранной помощью. Наилучшие результаты были достигнуты в переговорах с Италией и представители УВМС получили возможность рассмотреть проекты современных итальянских крейсеров - «Тренто», «Зара», и даже строящихся «Раймондо Монтекукколи» и «Больцано»…
Отличное впечатление на советских моряков произвел аргентинский «Альмиранте Браун» (6800т, 32 уз и 6*190-мм орудий ГК),




но его 190-мм орудия показались нашим адмиралам недостаточно мощными. Советская делегация предложила рассмотреть возможность перевооружения корабля 203-мм артиллерией. Однако оказалось, что для этого понадобится едва ли не полная переделка проекта - «Альмиранте Браун» и так был чрезмерно перегружен вооружением и оборудованием, поэтому впихнуть в него что-то большее уже не представлялось возможным. А установка 203-мм башен требовала усиления корпуса, что увеличивало водоизмещение корабля, но тогда ходовая уже не обеспечивала искомые 32 узла и ее требовалось менять на новую…В общем, «Альмиранте Браун» представлял собой блестящий образец того, сколько всего можно было  утрамбовать в 6800 тонн стандартного водоизмещения и доложить туда еще хоть что-то, не меняя проект кардинально, было решительно невозможно.
Если «Альмиранте Браун» произвел на советскую делегацию самое благоприятное впечатление, что в тяжелый крейсер «Больцано» наши специалисты просто влюбились.




Корабль выглядел идеальным убийцей легких крейсеров - обладая адекватной защитой от 152-мм снарядов (предполагалось, что развитого бронепояса в 70 мм и палубы в 50 мм будет вполне достаточно), он должен был развивать сумасшедшую для тяжелого крейсера скорость в 36 узлов, что позволяло ему легко настигать свою добычу и диктовать ей дистанцию боя. А четыре двухорудийные башни чьи 203-мм снаряды почти втрое превосходили по массе шестидюймовые, не оставляли современным легким крейсерам  ни единого шанса… Недостаток у «Больцано» был только один - это более чем десятитысячетонный крейсер и для СССР он слишком велик.
Но! В свое время «Альмиранте Браун» был создан на основе чертежей тяжелого «Тренто», эдакая версия-лайт - так почему бы не сделать то же самое с «Больцано»?
Эту работа была выполнена совместными усилиями отечественного КБ-4, до того имевших только опыт модернизации дредноутов (ЦКБС-1 было чрезмерно загружено проектами лидеров и эсминцев, хотя некоторые конструкторы ЦКБС-1 все же приняли участие в разработке) и проектировщиками «Ансальдо». Получившийся корабль впечатлял - в хорошем смысле этого слова…



Корабль сделали существенно короче «Больцано» - по длине крейсер соответствовал «Заре», имея 179,6 м по КВЛ. От проекта «Зара» так же были взяты и ТЗА - номинальная мощность энергетической установки нового крейсера составляла 95 000 л.с. Но если на крейсерах типа «Зара» эти ТЗА обеспечивала работа восьми трехколлекторных котлов Торникрофта, то для нового крейсера разработали шесть более мощных котлов, которые обеспечивали то же количество пара что и 8 котлов на «Зарах». При этом, если котлы итальянских крейсеров стояли попарно, то на советском крейсере они размещались последовательно - три котельных отделения с одним котлом в каждом, потом - машинное с турбиной, снова три котельных и машинное. В результате этого ширина машинных отделений оказалась существенно ниже, нежели у «итальянцев» и не превышала 10-11 метров.




А поскольку максимальная ширина крейсера составляла 19 м, то ничто теперь не мешало кардинально улучшить ПТЗ корабля, доходившую теперь на миделе до 4,5 метров. Так же «в наследство» от «Больцано» советскому крейсеру досталась очень продуманное разделение корабля на отсеки - по проекту итальянский крейсер должен был сохранять плавучесть, имея затопленными три любых смежных отсека, и для советского корабля это правило было сохранено.



Сама по себе конструкция корпуса претерпела известные изменения - не нужно было ориентировать корабль на достижение 36-узловых сверхскоростей, что позволило не только  несколько «округлить» носовые обводы и улучшить мореходность, но и немного снизить удельную массу корпуса в составе прочих весов.
Бронирование практически полностью соответствовало «Больцано» - развитый 70мм бронепояс, прикрывавший котельные и машинные отделения, а также барбеты башен ГК с торцов замыкался 70 мм траверзами. На цитадель была уложена 50 мм палуба, имевшая одинаковую толщину и над погребами и над ЭУ. Рулевые приводы были защищены 20- и 30 мм бронеплитами. Толщина бронирования боевой рубки доходило до 100 мм, КДП имели 60-80мм броню.
Башни ГК полностью соответствовали установкам «Зар» и «Больцано» - 100 мм лоб, 80 мм бока и крыша при 70 мм барбете. 
Вооружение также не претерпело существенных изменений. На советский крейсер установили те же 203-мм/53 орудия модели 1929 года, способные отправить снаряд в 125,3 кг весом с начальной скоростью в 940 м/сек на дистанцию в 31,5 км.

кораблестроение, ВМФ, флот

Previous post Next post
Up