Оригинал взят у
the_fencer в
Один мой день 14 июня 2012 года. Здравствуйте мои дорогие противоречивые друзья!
Сегодня мы с вами обмажемся горячей смолой и весело кукарекая, выбросимся из окна отправимся на отдалённые острова в Норвегию, где проснёмся в комфортабельной собачьей конуре, покатаемся на машине по невероятной красоты дорогам, проведём один день на крупнейшем заводе по переработке сёмги, а после отправимся рыбачить на одно из красивейших горных озёр, с холодной водкой чистейшей водой и непуганой форелью. Поедим сёмги, и даже может быть чего-нибудь выпьем.
День будет длинным, а фотографии (как обычно) говёнными. Но когда нас это останавливало?..
maximus67: Не соглашусь с автором, репортаж получился очень даже )
Просыпаюсь я аккурат в 8.17 утра. Поскольку на заводе нам нужно быть только к 11-ти часам, можно не торопиться. Минут десять я поочерёдно приоткрываю то один, то другой глаз, с удовольствием потягиваюсь и меланхолично почёсываю особо выступающие места. К слову: никогда нельзя недооценивать утренних почёсываний: они настраивают на нужный лад и приводят в тонус. Прервите мужчину в такой момент и всё. День безнадёжно испорчен.
Тем не менее, нужно вставать. Поднимаюсь и плетусь в ванную. Выглядит она по самурайски, ну так а чем я вам не самурай?.. Я самурай на коммерческом поле. Правда без меча.
Кстати, самурай без меча, это то же самое что самурай с мечом, только без меча.
Выхожу на утреннюю пробежку. Нахожусь я в данный момент на норвежском острове Frøya, что в пяти часах езды от замечательного города Трондхейма. Главная площадь Frøya выглядит так:
И ещё так. Если присмотреться, то становится видно как по углам центральных зданий сидят и зевают крысы.
Мест в гостинице в этот раз не оказалось. Любезная девочка на ресепшене предложила нам замечательные боксы с видом на площадь. Вот они (мой бокс - с отктытой дверью. Наверху справа - конура люкс-класса).
Выглядит несколько необычно, скажете вы. И будете правы. Впрочем, внутри не всё так плохо.
С девушкой конечно на такой кровати спать будет несколько неудобно, но я надеюсь этого не узнать. Кстати, вот эта жилплощадь стоит сто двадцать "грязных зелёных бумажек" (с) в сутки. И это вариант эконом, поскольку в самой занехаянной гостинице цена на номер будет стартовать от ста восьмидесяти тех же богомерзких долларов.
Кошмар нищеброда! Я обожаю Норвегию.
Но мы подзадержались. Пора бежать. Выбегаем на дорогу. Совсем близко виднеется море.
После пробежки движемся на завтрак. Завтрак у нас в основном здании гостиницы, которая выглядит так:
В любой гостинице Норвегии на завтрак обязательно подадут сладкую маринованную селёдку (которой много-много видов), сладкую хрустящую свёклу и сладкие же маринованные огурцы. Селёдка в томатном и горчичном соусе справа, огурцы и свёкла - слева. Несмотря на то что само по себе словосочетание "сладкая селёдка" звучит приблизительно так же как "еврей-оленевод", это довольно вкусно и привыкаешь к этому сразу. Самая вкусная - в томатном соусе.
Помимо этого стоит отметить восхитительную копчёную сёмгу и скумбрию (какой ни в России, ни в Украине не найти):
Обычно за завтраком я ем мало, но сегодня предстоит длинный день. Да и как не пожрать, при таких-то ценах вообще на всё?..
Предварительно подкрепившись, собираемся в путь. Погода шепчет укради, но выпей, дорога прекрасная, дождя нет и настроение такое, что вот прямо взял бы и ввалил кому-нибудь. Чисто "раззудись плечо, разойдись кулак".
По пути останавливаемся и фотографируем окрестности. Ну не красота ли?.. Мимими и всё что хочешь.
Нам в сторону вооон того домика. Ещё километров пять.
Подъезжаем к цели нашего весёлого путешествия: одному из самых крупных (и совершенно точно - самому современному) заводу по переработке сёмги. На заднем плане - старое здание завода (теперь там делают палеты). Фотографируемся на его фоне. Лицо на фотографии должно быть скорбное, иначе не фото не труЪ.
Предвосхищая вопросы: на футболке написан текст песни великого Тимати "У нас в клубе". Для безопасности носителя он переведён на староисландский язык.
Паркуемся у нового здания завода. Сказать что здание крутое - это оболгать его. Оно супер-крутое. Если сравнивать строительный объект с объектами автопрома, то здание фабрики - это Феррари. Всё прилизано, подогнано и сделано с величайшей любовью.
На парковке много машин с латвийскими и литовскими номерами. Неудивительно: половина рабочего персонала понаехала из прибалтики. Несмотря на то что Фроя не резиновая а вполне себе каменная, место нашлось для всех: на заводе трудится коллектив состоящий из (!!!) двадцати шести национальностей.
Но я коммерсант, я тут на экскурсии. Подходим ближе. Над входом виден прозрачный заборчик: это кафетерий где весь трудовой капиталистический коллектив бесплатно кушает и портит здоровье курением. Туда мы ещё попадём.
Мне, как человеку родившемуся в совке, очень хочется прикрепить на входе плакат о вреде рукопожатий, лозунг "Вперёд, к светлому капитатистическому будущему!" или на худой конец "Да здравствует Марксизм - Ленинизм - Эгде-Ниссенизм!". Но боюсь непонимания. Морду конечно не набьют, но отношения можно подпортить.
На входе чудесный коврик с логотипом: рыбка запуталась в параллелях и меридианах:
На ресепшене (как и на всём острове) рабочий день в разгаре:
На проходной толпится народ:
Кстати, чуть не забыл. Слева от входа во фьорде расположены сетки и корабль. Обо всём этом стоит рассказать подробнее.
Сёмга, которая перерабатывается на данном заводе, растёт в специальных загонах в окрестных фьордах. Когда она вырастает до приемлемых размеров, данный корабль подплывает к сетке, опускает туда трубу диаметром около метра и всасывает рыбу вместе с водой. За один раз такой корабль может перевозить до 380-ти тонн рыбы.
Во время транспортировки рыба испытывает стресс, что обязательно сказывается на качестве мяса и производимого из рыбы продукта. Поэтому для того чтобы рыба успокоилась после перевозки, её и помещают в данную сеть, в морскую воду. Там она проводит сутки-двое, после чего сразу же отправляется на забой.
Но мы уже внутри завода. Потихоньку подходим к производственным помещениям. На ноги каждому посетителю одели бахиллы, персонал же разувается прямо на входе и либо ходит в носках, либо обувает тапки. На заводе культ чистоты.
Вместе с нами в этот день на заводе присутствуют четыре представителя японской компании Мицубиси. Вопреки мнению, укоренившемуся в славянских странах, Мицубиси - не только автопром. Мицубиси имеет кучу бизнесов и стратегию развития на сто лет вперёд. Помимо прочего, Мицубиси закупает в Норвегии внушительные объёмы сёмги.
На сто лет вперёд!.. Нам (с добрым дядюшкой Пу и косноязычным завгаром Януком) сложно загадывать и на несколько месяцев.
Удивительно, но первое что попадается нам на пути - спортзал. "Это отличное вложение денег! - говорит наш гид, - Здоровый и довольный человек работает лучше!" После таких слов я чувствую себя обезьяной.
Работники подтверждают тезисы руководства. Они вполне счастливы. Удивительно что первый работник которого мы увидели был не на рабочем месте, а в спортзале:
Моем руки. Руки тут моют даже после того как ничего ими не делают. Причудливые и разнообразные рукомойники с максимальной частотой растыканы по территории завода и напоминают алтари, возле которых совершаются непрекращающиеся камлания.
Завод построен так, чтобы весь производственный цикл можно было наблюдать проходя по стеклянным коридорам второго яруса. Именно по ним мы и двигаемся. И первый шаг: вот именно сюда поступает живая рыба, именно тут она забивается. Для того чтобы продукт был самого высокого качества, рыба должна умирать испытывая минимум мучений и стресса. В связи с этим используется две вещи: на пути к забойной камере создаётся сильное встречное течение (поскольку лососю нравится плыть против течения) и зажигается свет (поскольку лососю нравится плыть на свет). Лосось плывёт навстречу смерти, получает по голове, затем специальная машина делает надрез под жабрами и совершенно счастливый лосось идёт на разделку.
N.B. Никогда не плывите на свет против течения! В конце может стоять кто-то, претендующий на вашу рыхлую тушку.
Сразу после этого тушки поступают на конвейер. Специально обученные люди добивают тех рыбин, которые ухитрились выжить после первой степени обработки. Обычно они по самые уши в холодной рыбьей крови и напоминают отъевшихся вурдалаков. Эй, тоскующие любительницы "Сумерек" и прочей вампирской лабуды! Вот так выглядят мясники!
Дальше лосось попадает в огромную камеру с вращающимся валом, где рыба истекает кровью. По фотографии истинных размеров вала не понять, но рыба выпадающая на ленту весит 6-7 килограммов каждая. Вал таким образом где-то в два человеческих роста высотой.
Далее рыба автоматически сортируется по размерам и поступает на линии, где автоматически потрошится. Они на фотографии ниже.
На фотографии с другого ракурса можно лучше увидеть машину: рыба поступает внутрь, круглым ножом автоматически делается надрез на брюхе, после чего кишки высасываются вакуумной трубой. Трубу эту можно увидеть сверху. Человеческое участие минимизировано.
Далее потрошёная рыба сортируется по размерам и автоматически пакуется в пенопластовые ящики:
Вот человек, который обслуживает сразу несколько линий. Работка не пыльная: и в потолок поплевать, и в носу поковырять.
Автоматическая подача ящиков, в которые фасуется потрошёная и засыпанная льдом рыба. Обратите внимание на стопки. Правая стопка - ящики для грузовиков. Если присмотреться, то ближе к основанию можно отыскать дырки, через которые уходит вода от тающего льда. Левая стопка - ящики предназначенные для доставки самолётом. Дырок в них нет, зато есть синего цвета абсорбент. Продукт наиболее высокого качества доставляется самолётами и не замораживается.
Как правило, подобный продукт заказывает Азия.
А вот и самое большое удивление от завода: робот, раскладывающий ящики по палетам. Уж на что я всякого повидал, но такого ещё не видел. Единственное что нужно сделать человеку - забрать уже сформированый палет. После этого робот возьмёт новый палет со стопки, поставит его на освободившееся место и продолжит заполнять.
Краем глаза видим филетировочную линию и работников. Ну прямо космонавты.
На заводе оборудована масса прекрасных переговорных комнат. Одна из них, с видом на тот самый филетировочный цех, обставлена мебелью из картона. Весьма прочной, к слову. Чудо, да и только. Больше меня бы удивили только тарелки из презервативов.
Даже лампа из картона:
Экскурсия идёт дальше, а мы идём в цех. Облачаемся в скафандры, трижды моем руки, обрабатываем их обеззараживающим раствором, входим. Вот, собственно, то ради чего мы сюда прибыли (запчасти сёмги).
Цех готовой продукции. В ящиках покоятся охлаждённые трупы мёртвых рыб.
Холодильник. Здесь те же трупы, только замороженные.
Не буду грузить вас тем, что мы делали в камере. Поверье мне, это скучно. Алчность - это всегда скучно (особенно чужая алчность). Если кратко, то искали мы вот это:
Тут же грузится машина. Поскольку водитель рук не моет и обуви не снимает - сюда ему хода нет. Подъехал, загрузился, получил документы и уехал.
На выходе из цеха вижу ещё одну ранее никогда не виданную штуку, очищающую обувь. Ладно бы на входе, но на выходе! Притом учитывая то, что свою обувь мы перед входом сняли и обулись в предложенные обеззараженные бутсы. Когда я снимал комбинезон, то старался не поворачиваться спиной ни к каким машинам. Я бы уже не удивился, если бы откуда-нибудь выскочил какой-нибудь автоматический ёршик.
После камеры выходим на террасу. Тут оборудована курилка. В столовой рядом можно бесплатно поесть, чем мы с удовольствием пользуемся. На улице достаточно тепло и мы греемся после холодильника.
Стоянка уже полностью заставлена машинами. Завод работает в три смены, двадцать четыре часа в сутки. Всего на заводе трудится 460 человек. Ударники капиталистического труда, да и только. И никто не орёт, никто ни за кем не бегает. Тишина, спокойствие, тоска и миллионы денег.
Так спокойно, что аж противно. Ни тебе УБОПа, ни прокуратуры, ни пожарных, ни защиты прав потребителей. Никому ты нахер не нужен.
Спускаемся в офис и некоторое время общаемся с нашим менеджером Гейром, договариваемся встретиться вечером и порыбачить. Гейр забавный:
Возвращаемся в нашу конуру. За неимением людей на улицах фотографируем достопримечательности:
Быстро садимся в холле гостиницы и обрабатываем навалившуюся за день почту. Времени мало, поэтому ежедневных девочек на хук.ру в этот раз игнорируем. Девочки простите.
Быстро едем перекусить в ресторан. Нет, это не реклама а обычные понты.
Сегодня здесь как всегда.
Напротив ресторана восхитительный домик - вроде бы тоже отель. Пустой.
Подкрепившись, встречаемся с Гейром. Едем на машине до тех пор пока возможно ехать, после чего оставляем её и идём пешком к одному из горных озёр. Сегодня мы ловим в пресной воде.
Вокруг холодно и красиво:
Путь не близкий.
Наконец прибываем на место. Мужики уже изрядно разогрелись и что-то вещают.
Впрочем, зря они не сидели.
Фроя - остров. На острове - озеро. На озере - остров. Красота.
Ну как тут не сфотографироваться? Скорбное лицо и шедевр готов.
Пока не клюёт. Меня угощают сушёной треской. Она такая твёрдая, что перед употреблением её нужно несколько раз ударить камнем. После этого можно отрывать какие-то кусочки. В процессе обработки она усыхает ровно на 90 процентов. Да, я не оговорился. Процент выхода по этому продукту - десять процентов.
Как вдруг, внезапно...
Красавица!
Вечереет и мы поднимаемся к домику, построенному тут же у озера. У домика есть своя история. Возвели его жители коммуны Фроя в 1978 году. Фактически он является коллективной собственностью коммуны: любой желающий может прийти сюда для того чтобы половить рыбу, отдохнуть или выпить аквавита. За собой принято убирать. А имущество портить наоборот не принято. Эти люди даже не представляют что живут при социализме. Как же так? Боролись мы, а вышло у них?..
Сегодня здесь собралось человек двадцать. Все обсуждают улов, выпивают, обстановка почти семейная и очень очень приятная. На решётке жарят пластилиновые фабричные замороженные котлеты. При виде этого вандализма я чуть не произвёл на свет кирпич.
Быть в Норвегии и жрать замороженные котлеты? Нет, я против!! И на сцену выходит нежнейший, свежайший лосось со специями...
Народ потихоньку напивается. Но всё очень культурно. Никто не матерится и не лезет к морде.
На острове белые ночи. Нам пора возвращаться. Мы долго бредём по пересечённой местности, добредаем до нашего ночлега и падаем в постель. Засыпаю я находясь уже в следующем дне...