Как-то шаря по простору И-нета в поисках информации о купленной по случаю куртке бельгийского парашютиста, (куртка почему-то называлась "Конго"!), на одной из фотографий войны в Анголе увидел чудовищного дизайна агрегат, напоминавший изваянный обкуренным сельским самоучкой-механиком гибрид зерноуборочного комбайна и джипа в стиле "Бигфут"! Поверх всей этой кучи железа цвета хаки возвышалось орудие, отдаленно напоминавшее ЗУ-23.
Назывался данный аппарат совершенно непроизносимым названием: "Йестерварк" и оказался вариантом не менее забавной машины:
БТР "Буффель" Так на языке африкаанс назывался африканский буйвол - животное могучее, известное своим дурным нравом, и более опасное, чем лев.
Своим появлением "Буффель" обязан запретом на поставку вооружений в ЮАР, наложенный ООН,в силу модного в те годы увлечения различными народно-освободительными движениями Черной Африки... Машина являлась легкобронированным автомобилем с противоминной защитой днища, и была разработана в 1978 году компанией "Армскор", для армии ЮАР, проводившей тогда контрпартизанские операции в приграничных с Анголой районах. Тамошние чернокожие последователи учения Маркса и Ленина вступали в прямые боестолкновения крайне редко, зато, наловчились под руководством китайских инструкторов минировать пути возможного передвижения подразделений армии ЮАР. Мина ТМ-57 стала настоящим проклятием дорог и троп в буше.
" Буйвол" собирался на базе полноприводного грузовика Мерседес "Унимог"416/162.
На шасси монтировалась кабина водителя: бронекапсула, открытая сверху, именно так водитель попадал на свое рабочее место.
По необходимости кабина могла быть установлена как справа, так и слева.
Отдельно монтировался рассчитанный на 10 человек, бронированный открытый десантный отсек. В нём, спина к спине, по 5 в ряд, располагались оснащенные ремнями безопасности кресла, спроектированные таким образом, чтобы максимально ослабить действие взрывной волны на бойца.
Противоминная защита достигалась за счет V-образной формы днища десантного отделения. В сочетании со значительным клиренсом такая форма давала возможность рассеивать энергию взрыва противоторанспортной мины. Так-же помогали противостоять взрыву наполненые водой (!) - по 500 литров в каждую (!) покрышки большой размерности.
Под днищем десантного отделения располагались два пластиковых бака: 100-литровый для воды, и 200-литровый: для горючего. Вода использовалась для питья, причем среди солдат бытовало мнение, что масса воды спасает личный состав при подрыве.
При отсутствии у черных партизан тяжелого вооружения высота машины была .скорее преимуществом, так как позволяла солдатам раньше обнаружить прятавшегося в траве саванны противника.
На машину устанавливлись пулеметы калибра 5.56, или 7.62 мм. Пулеметы монтировались по диагонали: спереди справа и сзади слева, существовал так же вариант со "спаркой" за бронещитком.
Имели место и следующие модели:
- "Буффель" МК I - с улучшенным двигателем и усиленным бампером - "кенгурятником"
- "Муффель" - открытая грузовая платформа.
- " Буффель" МКII - с закрытым десантным отделением, задним расположением дверей и пулестойкими окнами по бокам и сзади.
- "Йестерварк" - оснащенный автоматической пушкой "Бушмастер" калибра 20 мм.
- Так же существовал вариант с установленным в десантном отсеке 80-мм миномётом. Сиденья десанта при этом демонтировались.
На последние модели бронемашины вместо оригинальных двигателей Мерседес устанавливались дизеля от Атлантис Дизель Инжиниринг, приозведенные на заводе фирмы где то недалеко от Кейптауна.
Имела машина и определенные недостатки. Так, по воспоминаниям ветеранов, излишне острая реакция руля на кочки и выбоины стоила сломанных пальцев многим водителям...
Всего до окончания производства было выпущено более 1400 машин. В доработанном варианте "клоны" "Буйвола" продолжают службу в армиях других стран и в настоящее врем