Более не секретный Су-35: зарубежная пресса о русском истребителе

Apr 03, 2013 09:23

Последние разговоры о грядущей покупке Китаем российских истребителей Су-35 привлекают внимание всего мира. Китай претендуетна господство, как минимум, в регионе, а новые истребители поколения «4++» могут значительно увеличить его военный потенциал. Пока что речь идет лишь о нескольких десятках самолетов, но не стоит забывать контракты прошлых лет, когда китайские инженеры внимательно изучали купленную технику и делали на ее основе свою. Таким образом, покупаемые Су-35 вполне могут стать своеобразной основой для сотен новых истребителей, которые не будут уступать самолетам других стран Юго-Восточной Азии.



В связи с таким возможным развитием событий зарубежные эксперты и любители авиации проявляют повышенный интерес к новому российскому самолету. Несколько дней назад об истребителе написало издание Defense Industry Daily (DID). Статья получила громкое название Russia’s SU-35 Super-Flanker: Mystery Fighter No More («Российский Су-35 Super-Flanker: Более не секретный истребитель»). Хотя авторы публикации, по понятным причинам, не имеют полной информации об истребителе Су-35, все же стоит ознакомиться с их мнением и оценками перспектив.


Прежде всего DID напоминают о недавней путанице с обозначениями, когда под индексом Су-35 скрывалось сразу две боевые машины, имевшие значительные отличия друг от друга. Первая из них представляла собой Су-27 с обновленным составом авионики и другими двигателями, а вторая являлась глубокой модернизацией исходного истребителя. В частности, новая машина, иногда именовавшаяся Су-37, получила переднее горизонтальное оперение. Тем не менее, в последнее время ситуация стала понятной и под названием Су-35 фигурирует лишь один истребитель. В статье упоминается еще одна путаница, на этот раз с организациями-изготовителями. Отмечается, что не все заводы и корпорации, прямо связанные со строительством новых самолетов, поместили их в список продукции на своих официальных сайтах.

Нынешний Су-35, ранее имевший в обозначении дополнительные литеры «БМ», по мнению сотрудников DID, является неким компромиссом между двумя идеями оснащения ВВС новой техникой. Су-35 рассматривают как нечто среднее между простой модернизацией серийных машин и новым видением облика современного тяжелого истребителя. Результатом подобного подхода стало оснащения самолета бортовой радиолокационной станции Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, использование новой системы постановки помех Л175М «Хибины-М» и установка на самолет аппаратуры, необходимой для создания т.н. стеклянной кабины. В отношении конструкции самолета DID отмечает отказ от применения переднего горизонтального оперения, новые турбореактивные двигатели АЛ-37ФУ с изменяемым вектором тяги и солидные доработки крыла, оперения и их механизации. Стоит отметить, на истребителях Су-35 применяются двигатели семейства АЛ-41Ф1, а некий «АЛ-37ФУ», возможно, является простой ошибкой.



В контексте новой авионики DID отмечают специфическую ситуацию с БРЛС. Конечно, пассивная фазированная антенная решетка с электрогидравлическим приводом способна находить и атаковать большое количество целей (30 и 8 соответственно), но остаются некоторые вопросы. Отмечается, что информация о максимальной дальности обнаружения воздушной цели в 400 километров не сопровождается соответствующей оговоркой относительно эффективной площади рассеяния (ЭПР) найденного объекта. Совершенно справедливо в статье отмечается, что обнаружить небольшой истребитель гораздо сложнее, чем найти большой пассажирский самолет.

Комментируя заявления фирмы «Сухой» о снижении заметности самолета, сотрудники DID напоминают, что истребители семейства Су-27 никогда не имели малой ЭПР и поэтому вряд ли стоит ожидать от нового Су-35 особые успехи в этой области. Тем не менее, снижение заметности не исключается, чему могут способствовать применение специальных материалов и перенесение/удаление выступающих деталей.

Наконец, сотрудники Defense Industry Daily коснулись ресурса новых истребителей. Они не называют заявленные цифрами реальными или невозможными. По их мнению, только время может показать, правы ли были создатели самолета, говорящие о ресурсе планера в 6000 часов и двигателя в 4000.

Оценка перспектив нового истребителя Су-35 начинается с небольшого экскурса в историю. Авторы напоминают, что Су-27 создавался в качестве ответа на американские истребители четвертого поколения F-15, F-16 и F-18, благодаря чему конструкторы из СССР смогли учесть все возможности и перспективы самолетов вероятного противника. В результате Су-27 получился настолько удачным, что за считанные годы стал более успешным в экспортном плане, чем МиГ-29, ранее предлагавшийся для продажи третьим странам.

Всего за несколько лет Су-27 и его модификации смог стать основным конкурентом американских и зарубежных истребителей на международном рынке. Истребители, созданные на базе Су-27, завоевали определенную долю рынка и теперь на смену им могут прийти новые Су-35. Им придется сражаться за новые контракты с американскими и европейскими истребителями поколений «4» и «4+». Кроме того, возможна конкуренция с китайскими самолетами J-10 и J-11. Среди прочего, DID отмечают, что претензии России к Китаю по поводу незаконного копирования самолетов (J-11 является копией Су-27СК) полностью обоснованы.

В целом, сотрудники Defense Industry Daily не склонны переоценивать экспортные перспективы истребителей Су-35. Во-первых, при всех своих преимуществах эти самолеты уступают китайским J-11B по одному из главных параметров - цене. Это может соответствующим образом сказаться на решении потенциальных покупателей. Вторая причина, по которой DID не видят больших перспектив, касается насыщенности рынка. Немалая часть стран, являющихся возможными покупателями новых самолетов, уже приобрела необходимое количество машин более старых моделей. Их срок службы еще не завершился, поэтому в течение определенного времени ряд восточно-европейских и азиатских стран не будет покупать истребители, в том числе и Су-35.

В результате складывается специфическая ситуация: одни государства уже купили самолеты и более в них не нуждаются, а другие выбрали не российскую технику. Количество оставшихся стран невелико, а объем возможных контрактов заставит всех производителей авиационной техники вложить массу сил и, возможно, денег в продвижение своей продукции. Более-менее понятная ситуация, по мнению DID, складывается с Индонезией, Вьетнамом и некоторыми другими странами Юго-Восточной Азии. Они не склонны покупать американскую или китайскую военную технику, поэтому могут предпочесть российские самолеты. Однако сейчас эти государства расплачиваются по предыдущим контрактам. Более того, их финансовые возможности говорят о том, что в будущем не следует ждать новые крупные заказы новых более дорогих самолетов.

Общий «приговор» экспорту истребителя Су-35, по мнению Defense Industry Daily, в целом позитивен. Однако DID признают, что новый истребитель семейства Су-27 будет продаваться с куда большими трудностями, чем предыдущие модификации знаменитого самолета.

К статье издания Defense Industry Daily можно добавить лишь один комментарий. В настоящее время истребители Су-35 строятся только для военно-воздушных сил России (эти самолеты имеют в названии литеру «С»). До 2015 года ВВС получат 48 таких истребителей. Поставки Су-35 Китаю пока только обсуждаются. Не так давно появлялась информация о подписании контракта, но в самом лучшем случае новые самолеты для ВВС НОАК будут собраны только через несколько лет. Что касается поставок третьим странам, то о них пока говорить рано. Естественно, рано оценивать и перспективы Су-35 на международном рынке. Однако если учесть современную ситуацию и возможные пути ее развития, то прогноз издания DID смотрится вполне понятным и логичным. Но все же хочется, чтобы российские авиастроители могли заработать не только на крупных заказах для ВВС своей страны, но и на экспортных контрактах.

Публикация Defense Industry Daily: http://defenseindustrydaily.com/russias-su-35-mystery-fighter-no-more-04969/

авиация

Previous post Next post
Up