Корпус морской пехоты США и командование специальных операций армии США внимательно следят за программой развития нового транспортного средства под названием Shadow (тень), предназначенного для глубокого прорыва и глубокой разведки. Shadow RST-V (Reconnaissance, Surveillance, Targeting Vehicle) разработан General Dynamics Land Systems. Он был разработан для Marine Corps Warfighting Laboratory при финансировании DARPA (Агентства передовых оборонных исследовательских проектов) и Управления военно-морских исследований (Office of Naval Research, ONR).
Shadow RST-V является гибридным электрическим транспортным средством с колесной формулой 4x4, предназначенным для разведки, наблюдения, целеуказания и возможностями командования, управления, связи и разведки (C3I, command, control, communications, intelligence) при этом сочетает интегрированную малозаметность и живучесть. Автомобиль может быть оборудован в соответствии с выполняемой задачей, в том числе: передового наблюдателя, передового воздушного контроля, разведки, носителя легкого вооружения, боевого медицинского автомобиля, ПВО, автомобиля логистики, перевозчика персонала, носителя ПТУР и перевозчика миномета. В варианте командного автомобиля крыша Shadow увеличивается.
Shadow RST-V обладает значительно улучшенной экономией топлива и живучестью и может транспортироваться во внутренних отсеках вертолетов CH-53 и СН-46, конвертоплана V-22 и транспортного самолета С-130. Транспортный самолет C-5 Galaxy способен перевозить до 21 Shadow, а C-17 Globemaster до 12.
Программа разработки автомобиля разведки, наблюдения, целеуказания Shadow
В 1997-ом году ONR и DARPA заключили с General Dynamics Land Systems (GDLS) и Lockheed Martin Missiles and Fire Control контракт на разработку нового транспортного средства разведки, которое может быть выполнено в ряде вариантов в зависимости от выполняемой задачи. В настоящее время автомобиль используются корпусом морской пехоты США в качестве скоростного транспортного средства нападения M151 A2 и американской армией в качестве общего высокомобильного многоцелевого колесного транспортного средства (High Mobility Multi-purpose Wheeled Vehicle, HMMWV).
В 1999-ом году с GDLS был заключен контракт на второй этап программы разработки Shadow RST-V, подразумевающий сборку четырех автомобилей демонстрантов, также опцию на постройку дополнительных 39-и автомобилей. Главными субподрядчиками стали: Magnet Motors из Германии ответственная за электроприводы и элементы управления, General Dynamics из Канады (бывшая Computing Devices Canada), ответственная за интеграцию систем разведки, наблюдения и целеуказания и Signature Research, которая осуществляет интеграцию подсистем живучести.
Четыре автомобиля RST-V, оснащенные оборудованием для конкретной миссии были поставлены в 2002-ом году. За этим последовали испытания Limited User Evaluation полигоне Юма в штате Аризона в 2004-ом году.
В мае 2005-го года GDLS получила контракт на модернизацию RST-V. Модернизация поддерживает продолжающуюся оперативную оценку автомобиля как универсального носителя, основного двигателя и электрического генератора для выполнения различных задач Корпуса морской пехоты США. Модернизация включала в себя возможность обеспечения внешних потребителей электроэнергией мощностью в 30 кВт производимой гибридным электроприводом автомобиля. Это могло бы питать, к примеру, центр оперативной группы и РЛС.
Конструкция автомобиля Shadow RST-V
Экипаж Shadow RST-V состоит из четырех человек. Сидения экипажа поставляются компанией Oregon Aero и располагаются вдоль центральной части автомобиля. Существует возможность установки пуленепробиваемых передних и боковых окон. По бокам автомобиля расположены две двери, рапма в кормовой части обеспечивает доступ во внутреннюю грузовую часть.
Автомобиль выполнен из алюминиевого корпуса. Дополнительный броневой пакет обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и мин.
Системы вооружения Shadow
На люке в крыше могут быть установлены пулеметы калибра 7.62-мм, 12.7-мм , 40-мм гранатомет, оружие поддержки звена взвод - рота (Objective Crew Served Weapon, OCSW), ПТРК Javelin или TOW.
Shadow может быть оснащен специальными защитными комплектами, включая радар, систему предупреждения о лазерном облучении и систему оповещения о ракетной атаке.
Системы наблюдения
Установленная на Shadow трехметровая выдвижная мачта оснащена набором электро-оптических датчиков. Комплект приборов наблюдения был разработан General Dynamics - Canada и включает в себя днeвной и тепловизионный датчик с двойным полем зрения, работающий на длинах вол от 3 до 5 мкм, а также лазерный целеуказатель и дальномер Northrop Grumman (Lightweight Laser Designator and Ranger, LLDR). Набор датчиков связан с инерциальной системой навигации, системой глобального позиционирования и компасом от Smiths Industries с азимутальной точностью до 3.6 мил.
Системы связи включают радиостанцию УКВ ITT SINCGARS ASIIIP и систему спутниковой связи.
Силовая установка
Shadow RST-V оснащен гибридным электрическим приводом, основанным на передне расположенном дизельном двигателе с прямой впрыском и турбонаддувом. 2.5-литровый DI-4В, поставляемый Detroit Diesel обладает мощностью в 114 кВт. Дизель питает генератор с постоянным магнитом от Magnet Motors мощностью в 110 кВт, который питает четыре 50 киловатных двигателей с постоянным магнитом от Magnet Motors, установленных на каждом колесе Shadow. Электрическая система также включает в себя двойную Li-Ion батарею SAFT с общей номинальной мощностью в 20 кВт час и пиковой мощностью 80 кВт.
Автомобиль оснащен пневматической подвеской способной уменьшать дорожный просвет до 10 см. Этого достаточно для транспортировки на конвертоплане V-22. База Shadow выполнена в виде арки, чтобы позволить ему преодолевать угол рампы самолетов, что также способствует увеличению проходимости на пересеченной местности.
Гибридный электропривод
Гибридный электропривод позволяет автомобилю действовать в скрытом, гибридном и только двигательном режимах. В режиме малозаметности Shadow может питаться только от аккумулятора, который обеспечивает значительное снижение акустической и тепловой сигнатуры.
Во время маневров, требующих резкого ускорения или максимального крутящего момента для преодоления крутых подъемов или для подзарядки аккумулятора, Shadow работает в гибридном режиме, используя энергию от дизельного двигателя и потребляет энергию от аккумуляторов или подзаряжает их по мере необходимости. Shadow пользуется исключительно двигателем только в случае полной разрядки аккумуляторов, или когда они совсем не используются.
Отсутствие обычной механической коробки передач позволило создать салон автомобиля с таким же внутренним объемом как и HMMWV и по-прежнему помещаться в конвертоплан V-22. Встроенное резервирование в конструкции двигателя дает командиру Shadow возможность продолжить движение или вернуться в безопасное место всего лишь на одном приводе в колесе.
Автомобиль продемонстрировал максимальную скорость по шоссе в 112 км в час. На 95 литрах топлива Shadow без дозаправки способен преодолеть 758 км со скоростью 50 км в час. Используя только мощность батарей, автомобиль способен преодолеть 32 км.
Ключевые тактико-технические характеристики
Экипаж: до 6 человек
Длина: 5.45 м
Ширина: 2.057 м
Ширина: уменьшена авиатранспортабельности 1.674 м
Максимальная высота: 1.674 м
Минимальная высота: 1.397 м
Дорожный просвет: 0.457 м
Click to view
источник