Страна-на пороге серьёзных экономических испытаний. которые могут привести к массовой безработице и тяжёлому социальному кризису. На это указывают тревожные статистические данные, а также прогнозируют зарубежные эксперты. Однако, как представители власти, так и руководители оппозиционной коалиции, предпочитают не замечать надвигающейся угрозы.
Понимание четкой стратегии избежать опасности ни у власти,ни у оппозиции нет. А потому они обречены бездействовать- точнее, ограничиваться имитацией деятельности,- тогда как необходимы решительные меры для преодоления кризиса. Украинские политики ведут себя так ,словно в стране никаких экономических проблем нет. Оппозиционные парламентские фракции устраивают шумные заседания, обсуждая на них множество самых разных вопросов, за исключением действительно насущных.
Тотальное отсутствие экономической стратегии убедительно подтвердает: у власти и оппозиции -общая социальная природа.Промышленные корпорации и финансовые структуры, с которыми связаны политики того и иного лагеря,не собираются поступаться собственными интересами и отказываться от своей нынешней стратегии.
Поэтому власть и оппозиция , не смотря на жёсткое соперничество, избегают открытого обсуждения важных вопросов общественного развития.В результате их противостояние напоминает драку на дискотеке в сельском клубе.
В конфликт, разворачивающийся в украинском политическом пространстве, внешние силы,скорее всего, не станут вмешиваться. Москву в принципе устраивает нынешнее украинское руководство, которое,как там рассчитывают, непременно обратится за помощью, оказавшись в тяжёлой экономической ситуации. Вполне вероятно,ожидание правящих кругов РФ оправдается.
Оппозиция, постоянно сражающаяся с властью, не может воспользоваться слабостью последней, поскольку вообще не имеет ясных целей.
Ситуация в стране существенно обострилась: обществу стало ясно, что положение нельзя улучшить при помощи политических механизмов. Массового разочарования в политической системе удалось бы избежать, имей противостояние между властью и оппозицией хотя бы отчасти идеологическую основу.
Оппозиция вызывает неудовольствие американских и европейских политиков. Запад прекрасно понимает: при власти в Украине находится несовершенное правительство, но те, кто желает прийти им на смену, ещё хуже, ещё непрофессиональнее.Кроме того ,у оппозиции нет человеческого ресурса для организации долгосрочных акций протеста.
2012 г.-это был очередной год упущенных возможностей. Страна так и не приступила к реализации антикризисной политики. Словоблудия о реформах было много, а самих реформ никто так и не дождался. Всё, что производилось под вывеской «рефомы»,- это перекладывание экономических проблем на плечи рядовых граждан и снятие с государства социальных обязательств.
2012г.-это год усиления зависимости страны от внешних факторов: это и увеличение долговых обязательств, и проблемы с развитием внутреннего рынка.
В Украине напрочь отсутствует стратегическое планирование, соответственно-нет и видения стратегической перспективы.
Украина переживает огромную драму, связанную с разобщённостью социума и расчленённостью государства.Без обретения внутреннего единства пережить кризисные времена, которые надвигаются, будет очень тяжело.
Украина живёт в условиях идейного и политического раскола.А это ведёт к застою, стагнации, которая стала чуть ли не нормой для современной Украины. Страна не развивается. Она непрерывно утрачивает возможности, которыми обладала ранее. Уже потеряла значительную часть своего машиностроения и может в скором времени утратить способность производить танки и самолёты. Она не сможет развивать патоновскую школу, поддержиаать работу «Южмаша»на должном уровне, спускать с николаевских верфей современные суда. Высокий уровень развития производства требует , что бы базовые представления и ценности, определяющие трудовую этику и понимание смысла общественного бытия,разделялись большинством общества.Там, где этого нет, долгое время может сохраняться социальный мир, который, впрчем, иногда только ускоряет процессы деградации. Когда же эти процессы заходят слишком далеко, общество начинают разрывать острые социальные и политические конфликты, которые вполне могут завершиться гражданской войной.
Правящая верхушка не заинтересована в восстановлении социальной справедливости и не стремится объединить граждан вокруг большого общенационального проекта, без которого в принципе невозможно внутреннее единство общества.
Украинская власть преступно затягивает с модернизацией. Если бы этот процесс был запущен,(а он должен начинаться с модернизации экономики), то вокруг него могло бы объединиться большинство граждан.Там,где начинается развитие, социальная солидарность быстро становится нормой. В нашем обществе крепнет классовая ненависть к этому уже сформировавшемуся сословию «народных избранников»,нагло именующему себя «элитой»,принадлежность к которой уже передаётся по наследству.
2. Роль и место идеологии в жизни общества.
Существуют вечные вопросы,иногда именуемые проклятыми. Они выражают составные части коллективного, общенационального самосознания, а выражаются в идеологии. Основой идеологии является формирование (понимание ) добра и зла. Эта поляризация добра и зла становится ясна и понятна ,как правило, во времена испытаний и бедствий, когда всем слоям общества становится очевидна жизненная необходимость выработки единой системы ценностей, увенчанной национальной мечтой.
Миф о том, что идеология -это партийное явление,что идеодогия -помеха на пути к якобы «цивилизованной» жизни, устарел.
Идеологтя может и не быть партийной и государственной (тем более что нынешняя Конституция запрещает ей быть официальной), но она может быть тождественна самой мысли о национальном развитии. Она может служить маршрутной картой ,генеральным планом и ситемой мотивов и целей общенародного похода в будуще Она должна согласовываться с волей народа, с личным жизненным проектом каждого члена общества.
Самое главное- идеология должна заряжать общество энергией, направляя её на творчество и конкретное созидание.
У нас в Украине на протяжении всей истории такой идеологии не было и нет . (Я исключаю период национально- освободительной войны 1648-1654 гг. под руководством Б.Хмельницкого и советскую коммунистическую идеологию).
Создать свою идеологию за последние 20 лет мы не смогли в силу своей слабости и неопытности,с одной стороны, а с другой- мы попали под влияние внешних «благодетей», перед которыми мы капитулировали и отказались от преимуществ самостоятельного мировоззрения.У нас государство не имеет своей идеологии, не имеет её ни одна партия, за исключением КПУ.
Поведение наших политиков наводит на мысль, что им в принципе всё равно, какую идеологию поднимать на своих знамёнах.Люди же привыкли к такой ситуации и ,от выборов до выборов, нарастает аппатия, вырабатывается своеобразный иммунитет на предвыборный пиар.
Если мы хотим строить своё независимое государство, создание идеологии как волевой мысли о собственной стратегии развития, о собственных ценностях,о собственной цивилизационной модели- неумолимое требование времени.У нас его осталось очень мало, если вообще оно есть.
Забугорные «благодетели» внушили нам понятие свободы в её классически либеральном понимании. А это означает: деньги и обогащение любыми путями.А деньги рассматриваются как средство подчинения себе других.
Свобода у нас превратилась в прикрытие для нового ,в первую очередь-внутреннего порабощения человека. Под свободой у нас понимается простой, лёгкий путь: раскрепощение инстинктов спонтанных порывов, высвобождение биологической природы, инстинктов.Освобождение воспринялось как право на разнузданность.Развитие человека должно быть направлено не на сверхобогащение и сверхпотребление, а на служении обществу, на стремлении к созиданию, образованию ,познанию,творчеству, приобщению к духовным и культурным ценностям.
3. Экономическая политика и её содержание.
У меня создаётся впечатление ,что наши так называемые политики, экономисты понятия не имеют,что такое экономическая политика.Впору открывать курсы ликбеза. И это не шутка. Это факт.
В начале нашей независимости у нас были политики и экономисты,которые видели ,в какую прорву нас толкают заокеанские «благодетели».
Я приведу пример выступления Председателя Верховной Рады Александра Ткаченко на сессии ВР Украины 13 октября 1998 г.Выступление называлось «Перед прірвою не штовхаються,а бережно обходять».
Приведу видержки из его виступления, чтобы показать, что у нас были думающие люди,но с помощью наших «запрданців» отстранены от власти.
«… деякі сторінки нашої історії останніх років. …скільки урядів було і як вони чергувалися за роками.
Отже ,по черзі:квітень1991- жовтень 1992 р.-уряд В.Фокіна;жовтень 1992-вересень 1993 р.-уряд Д.Кучми; вересень 1993- червень 1994-в.о прем*єр-міністра Ю.Звігільський; червень 1994-квітень 1995- уряд В.Масола;червень 1995-травень 1996-уряд ЄМарчука; травень 1996-липень 1997 - по цей час- уряд В.Пустовойтенка.
Тут все майже,як у Гоголя: рідко хто з прем*єр-міністрів долітає до кінця року.
1992 р.-»тиха» війна з Росією. Одна з областей відмовляється постачати цукор та інші харчові продукти до Красноярського краю. Красноярці у відповідь відмовляються приймати від України відпрацьовані елементи ядерних реакторів. Руйнується єдина валютна зона і з*являються митниці.
1993 р..Рекордна гіперінфляція.10155 % протягом року. Л.Кучма,доповідаючи 18 листопада 1992 р .про антикризові заходи уряду,так і говорив:»Я точно знаю: країну ми розвалили».
У доповіді на сесії ВР 20 січня 1993 р. він сказав:» Ми зайшли в глухий кут,тепер повернемося назад і лише після цього підемо далі.»Леонід Данилович поставив діагноз тоді абсолютно точно.
1994 р. Уряд Ю.Звягільского дорогою ціною зупинив інфляцію ,бо на кінець того року ВВП становив лише 58%, національний доход-45%, продуктивність праці-65% від рівня 1991 року. Проте завойований з такою кров*ю плацдарм було втрачено ще до кінця року. Протягом останнього кварталу ціна споживчого кошика підскочила в 3,5 разу.
1995 р. Низька ефективність виробництва заблокувала купівельну спроможність всього населення.»
«1996-1997р . Уряд П.Лазаренка закінчив-знаєте чим- досі сидить у в*язниці у США.»-це вже я доповнюю О.Ткаченка.
«Таким чином,- продовжує Ткаченко,- уряди змінюються ,а живе населення країни гірше і гірше.»
«Уряд так і не розробив реальної ,підкреслюю,реальної програми подолання кризи. …економіка держави пливе не на широкому надійно керованому плоту,складеному з вітчизняних можливостей,а тримається на воді,як діряве корито,яке Бог знає куди здувають чужі вітри».(підкреслено мною-З.В.М.).
«Нині ситуація в економіці настільки критична, що безповоротною втратою може стати кожна згаяна хвилина».(Після цього виступу скільки пройшло хвилин? 14 років!) «Закон природи простий: перед прірвою не штовхаються,а в злагоді і згоді обережно і дружно її обходять.»
Дальше А.Ткаченко говорит пророческие слова:»Питання ефективності монетарної політики. Сьогодні дедалі більше вчених і фахівців вважають, що загострення фінансової кризи свідчить про те,що монетарні підходи ,по суті,заганяють інфляцію дедалі глибше. Вони можуть підтримуватися лише шляхом зростання зовнішньої та внутрішньої заборгованості держави,поглибленням кризи неплатежів,масштабної бартеризації та накопичення величезної заборгованості в зарплаті,пенсіях та інших соціальних виплатах.
Глибоко переконаний,що саме уряд має створити належні умови для того,щоб фінансово-кредитні потоки почали спрямовуватись у матеріальне виробництво,щоб інвестиції йшли на забезпечення реального сектора економіки . Державне регулювання має створити умови посилення «прозорості» ринків,а також зупинити небезпечні процеси розшарування населення та падіння життєвого рівня переважної більшості громадян України.
Величезні гроші заробляють у нас в Україні сьогодні спритні іноземні та вітчизняні підприємці.
Державні адміністрації і місцеві ради практично не займаються економікою. Тому слід невідкладно посилити вимогливість до керівників за стан економіки на місцях.
Всі зміни попередніх урядів тільки посилювали нестатки і біди наших людей. Уряди змінювались,а жили і живемо дедалі гірше.».
И какая реакция Президента и правительства Украины на такую критику со стороны А.Ткаченко? в 2000 г.он был преждевременно отрешён от должности в результате заговора под предводительством Виктора Медведчука и Ивана Плюща,инспирированного администрацией Президенета Кучмы.
И всё это делалось под указния наших «благодійників» из -за «бугра».
Вот и «маємо те,що маємо». Мы -у разбитого корыта,про которое А.Ткаченко говорил 14 лет назад.
А теперь-про экономическую политику.Начинаем ликбез.
Те,кто учился в советских ВУЗах,изучали политическую экономию.Это наука,которая изучает систему производственных отношений ,т.е. отношений между людьми по поводу производства,распределения, обмена и потребления материальных благ.Мы знаем,что основой совместной жизни людей является их трудовая деятельность,т.е. первоначальной основой жизни людей является общественное производство.
Возникает вопрос: от чего зависит развитие производства и зависимые от этого распределение и обмен материальных благ,материальное положение людей?. От наличия природных ресурсов. Однако примерно в одинаковой природной среде различные общества добиваются совершенно различных результатов. Можно привести примеры Японии,Юж.Кореи,Китая и др.
Напрашивается вывод:на положение дел в обществе влияет социально-экономическое устройство,т.е. политика государства.
А что такое политика?Это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами,классами,нациями и государствами.Это участие в делах государства,определение форм,задач,содержания деятельности государства.Политика оказывает сильное прогрессивное или реакционное влияние на экономику и другие сферы жизни общества.
Недооценка активных политических действий обычно ведёт к усилению стихийных процессов,к пассивному ожиданию.Адам Смит писал:»Великие нации никогда не беднели из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц,но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти».Это как раз про нас!
Итак,что же такое экономическая политика?
Это совокупность научно обоснованных и сформулированных принципов,задач и целенаправленных действий,с помощью которых осуществляется руководство экономикой.
В экономической политике должны отражаться коренные интересы общества,объективные экономические законы,особенности того или иного этапа в развитии общества,состояние международной обстановки.
Конечная цель экономической политики:
1.Экономический рост,т.е. обеспечение производства большего количества высококачественных товаров и услуг и на этой почве достижениие наивысшего уровня жизни.
2.Полная занятость населения,т.е. обеспечение всех работой,кто желает и кто способен работать.
3.Обеспечение экономической эффективностьи т.е. при минимальных затратах получить максимальную отдачу.
Этого лишена экономическая политика Украины на протяжении всех 20 лет независимости.Правда,во времена президентсва Л.Кучмы была разработана программа реформирования экономики Украины и озвучена 4.10.1994г. под названием «Про основні засади економічної та соціальної політики».Вот что об этом писала газета «Товариш»::»Закликаючи йти за ним незвіданими стежками,Президент попередив:»…нині ми не маємо реальніх ресурсів підвищення життєвого рівня людей».Як виявилося,чим більше президентствував і «реформував» Кучма ,тим ближче наближалася до прірви економіка,тим менше ставало людей,здатних вижити в цьому експерименті.Реформи з самого початку здійснювалися за рахунок матеріальніх,фізичних і моральних сил народу,через їхнє повне виснаження,шляхом прямого обману.Гроші відлучили від виробництва і від виробників.Господарники перейшли на звичайній товарообмін,як за первісно- общинного ладу. Податкова система ,наче стара діва-нікому нічого не дає.
Найбільшою таємницею «радикальних економічних реформ» була в тому,що проголошений курс ніколи не був науково обґрунтованою програмою..Глава держави заходився «реформувати відносини власності» -перерозподіляти багатство України на користь лояльних до нього осіб і кланів».
Від себе додам:нині Україна пожинає гіркі плоди нищівної радикальної економічної реформи. І послідовники Л.Кучми виявилися не кращими.»МАЄМО ТЕ,ЩО МАЄМО».
Какая судьба этой программы-Вы догадываетесь.Весь период независимости Украины характеризуется отсутствием планов реформирования страны,бесконечным «латанием дыр» при отсутствии ясной стратегии.Экономическая политика была и есть во многом объектом манипулирования со стороны различных олигархических групп,полностью игнорируя широкие общественные интересы и проблему общего блага.
За время независимости мы все пережили инфляцию и гиперинфляцию ,бартер и прочие «прелести» переходного периода.
Как наши»достойники» понимают суть инфляции и какими методами решают её проблемы?
В стратегическом отношении необходимость антиинфляционной политики во многом самоочевидна .Кто больше всего страдает от инфляции?Пенсионеры,получатели социальных пособий,студенты,бюджетники,т.е. наименее защищённые в
оциальном отношении слои населения.
Какие перепады инфляции пережила наша страна в 90-е годы и не только, об этом сказано выше.
А вот как сегодняшнее наше государство грабит свой народ с помощью инфляции.
Некий «регионал» внёс в Верховную Раду законопроект о введении 15%-го сбора на продажу валюты. Правда, этот законопроект был отозван, но на смену ему внесён новый законопроект от оппозиции, которая так печётся о своём народе, что предложила «облегчённый» налог: размер сбора они снизили до 10%.
Так кто же проявляет большую заботу о своих гражданах: власть или оппозиция?
Наше государство не способно экономическими методами укрепить курс национальной валюты и потому вынуждено само продавать её населению. Однако всему приходит конец. Кончаются и валютные резервы. И тут выясняется, что национальная валюта никому не нужна, в т.ч. и самому государству. Но государство думает: как же заставить население пользоваться своими гривнями. Придумали. Те два законопроекта ,о которых сказано выше. в чём их суть? Народу в законодательном порядке предлагается поменять деньги (инвалюту) на макулатуру (гривни) и хранить их в стеклянной банке. Можно положить и в банк.. Но где гарантия, что банк их вообще вернёт, не говоря о процентах. Если же вы вздумаете поменять гривны на инвалюту, закон предусматривает налог 15% или 10%. Спрашивается: кто же из них больше «болеет» за народ? Но и это не всё. Покупая валюту, с вас возьмут сбор повторно, т.к. все налоги и сборы с этих денег уже раньше были оплачены.На языке криминального кодекса такие действия называются «шантаж» или «грабёж»,т.к. это осуществляется открыто.
Второй путь воровства денег у населения. Государство или не в состоянии (или не заинтересовано!) создать надёжную банковскую систему и обеспечить сохранность банковских вкладов. Тем самым государство само вынудило население хранить деньги в банках стеклянных.
И ещё один метод воровства денег у населения. Государство в лице Верховной Рады утверждает дефицитный бюджет на очередной год. Этим самым даётся разрешение печатать пустые деньги на сумму дефицита. Инфляция съедает деньги у населения, а перерасчёт зарплат, пенсий и т.д. на инфляционные убытки не производится.
Основные модели экономической политики.
Модели экономической системы отличаются одна от другой формами собственности на средства производства, способом управления и координации экономической деятельности Условно можно выделить такие основные модели экономических систем: чистый рынок, командная экономика, смешанная система, традиционная экономика.
Основные признаки чистой рыночной экономики: частная собственность, конкуренция, ценовая координация экономической деятельности управления.
Мотивация поведения каждого её участника- его личный интерес ,стремление увеличить свой доход на основе индивидуального принятия решения .Существует множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса.
Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и обеспечением необходимой правовой структурой, что способствует свободе предпринимательской деятельности. Но…в рыночной экономике наверх поднимается не тот, кто умнее или кто лучше работает, а тот, кто способен топтать товарищей- только по их телам можно подняться нам верх.мКак это нам знакомо!!! Таким образом мы имеем бандитско-олигархическую власть.
Командная экономика имеет общественную собственность практически на все материальные ресурсы, коллективное принятие экономических решений, и централизованное планирование.
Смешанная экономика- это промежуточная между крайностями чистого рынка и командной экономикой. Роль правительства сводится к побуждению стабилизации и росту экономики методами дифференциации налогов и поддержка крупных корпораций и сильных профсоюзов.
Для любой страны не существует однозначного развязывания экономических проблем. Различные общества, имея разное культурное и историческое прошлое, и различные привычки и традиции, не одинаковые природные ресурсы, используют разнообразнейшие институты для решения проблем обеспечить (или не обеспечить) комфортные условия для жизни большинства членов общества.
ОКОНЧАНИЕ "Миф о том, что идеология -это партийное явление,что идеология -помеха на пути к якобы «цивилизованной» жизни, устарел.
Идеология может и не быть партийной и государственной (тем более что нынешняя Конституция запрещает ей быть официальной), но она может быть тождественна самой мысли о национальном развитии. Она может служить маршрутной картой ,генеральным планом и системой мотивов и целей общенародного похода в будущее Она должна согласовываться с волей народа, с личным жизненным проектом каждого члена общества.
Самое главное- идеология должна заряжать общество энергией, направляя её на творчество и конкретное созидание."