Комиссары возвращаются в армию.

Feb 12, 2013 15:31

Оригинал взят у telemax_spb в Комиссары возвращаются в армию.


Комиссары, политруки..

В нынешнем году исполняется 45 лет со времени образования высших военно-политических училищ Вооруженных сил СССР. Созданные, как было принято, «по решению партии и правительства» они готовили боевых офицеров, на которых одновременно возлагалась особая задача - политическое, идеологическое и патриотическое воспитание личного состава. Для подготовки армейских политработников были созданы 11 училищ в системе Министерства обороны, одно - для пограничных войск, относившихся к КГБ, и еще одно - для внутренних войск МВД.

Комиссары в частях - явление в мире достаточно распространенное и не в России придуманное. Первые появились еще в XVIII веке в армиях итальянских республик. Те армии формировались из наемников, а комиссары в них контролировали лояльность войск и их командиров. И впоследствии эта должность не раз становилась актуальной, особенно во время революций или гражданских войн - были комиссары во французской армии после Великой французской революции, в американской - во время войны за независимость.

В России после Октябрьской революции 1917 года комиссары тоже следили за лояльностью командиров, в большинстве своем - офицеров царской армии, часто принудительно мобилизованных, а также вели политическую работу, участвовали в административном и хозяйственном управлении. С одной стороны, новой власти требовались гарантии, что ее армия не повернет штыки против нее же самой. С другой стороны, фактическое двоевластие в частях выходило подчас боком: наделенные огромными правами комиссары, обычно не имевшие специального военного образования, попросту мешали командирам нормально управлять подразделениями.

С 1919 года в частях Красной Армии появилась должность политрука, заместителя командира по политической части. Политруки выполняли роль комиссаров в нижних звеньях армейского управления - на уровне роты и ниже и с меньшими полномочиями. Фактически они выполняли функции младших командиров. С 1925 года должность комиссара в тех подразделениях, которыми командовали командиры-коммунисты, была упразднена вовсе. Такие командиры сами считались комиссарами своих частей, им полагался помощник по политической части - помполит.
[Читать далее]

Репрессии, обрушившиеся на армию десятилетие спустя и выкосившие значительную часть офицерского состава, заставили политическое руководство вернуть институт комиссаров. Должность то восстанавливалась, то отменялась, пока в октябре 1942 года не была упразднена окончательно. Комиссаров заменили заместители командира по политической части (замполиты). Организационно они не занимали особого положения, считаясь одним из заместителей командира и в полной мере ему подчиняясь.

Во время Великой Отечественной они нередко в бою показывали пример бойцам, вели их за собой. Наверное, несправедливо, но стерлось в пластах времени имя командира 4-й роты тех самых 28 героев-панфиловцев, принявших бой с фашистскими танками в ноябре 1941-го у разъезда Дубосеково. А вот крылатые слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва» навсегда впечатались в народную память. И первый «подвиг Матросова» тоже совершил на войне политрук роты 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии А.К.Панкратов: в критический момент боя 24 августа 1941 года под Новгородом он, увлекая бойцов в атаку, закрыл грудью немецкий пулемет.

В сентябре 1991 году в Российской армии должность «замполит» была переименована в «помощника командира по воспитательной работе», а с 1992 года целенаправленная подготовка офицеров-политработников в военных учебных заведениях России прекратилась. Заменить их оказалось некем. В результате борьбы с «коммунистическим наследием» была разрушена система воспитания военнослужащих. Пышным цветом расцвела дедовщина: офицеры стали опираться на старослужащих, а те - наводить порядок кулаками. Служение Родине в массовом сознании перестало восприниматься как священный долг, начались массовые откосы от воинской службы. И очень быстро, как следствие, армия начала деградировать качественно.

«С водой выплеснули ребенка», - констатировал министр обороны Сергей Иванов, признав, что с ликвидацией института замполитов свернутой оказалась вся воспитательная работа в Вооруженных силах.

На признание ошибки потребовалось 10 лет: в 2002 году в военных вузах было снова введено обучение политработников, специальность которых сейчас называетс «офицер-воспитатель».

А «сокращенные» два десятилетия назад замполиты, несмотря на выпавшие на их долю тяжелые испытания, сохранили совесть и честь российского офицера, верность и преданность армейской дружбе, любовь к своему училищу. Многие из них сегодня активно участвуют в деятельности государственных органов и политических партий, применяя на практике знания и навыки работы с людьми, приобретенные в училищах и в частях.

И вот уже при Сердюкове в 2010 году был вообще понижен статус Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Минобороны РФ, который преобразовали в управление при Главном управлении кадров Минобороны. Три года назад около 40% штатных должностей ГУВР было переведено из офицерских в гражданские. Кроме того, были сокращены воспитательные структуры в армии.


Шойгу намерен вернуть в армию офицеров-воспитателей.

Министр обороны России Сергей Шойгу всего три месяца в должности. Но за это время он уже принял немало решений, которые призваны значительно изменить жизнь армии.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу планирует вернуть в армию офицеров-воспитателей, которые будут готовиться в одном из гражданских вузов. При этом не исключено обучение и в военном университете. Офицеры-воспитатели вновь должны появиться в армии после печальной реформы 2009 года при прежнем министре обороны Анатолии Сердюкове, когда были сокращены до 70% должностей офицеров-воспитателей.

"Это должен быть профессионал. Он обязан знать, как живет солдат, чем живет, кто из личного состава курит, кто пьет, какая у ребят дома обстановка. Он должен уметь работать с душой солдата", mdash; считает министр обороны России.

Офицеры-воспитатели в ближайшее время могут вернуться в российскую армию, сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу в интервью газете "Комсомольская правда", опубликованном во вторник.

"Считаю их наличие обязательным, будем восстанавливать. Я не представляю армии без офицеров-воспитателей. Однако принципиально важно готовить воспитателей, а не относиться к ним как к "рудименту советского времени", - сказал Шойгу.

По его словам, нельзя допустить, чтобы в армии воспитатель был "замом по общим вопросам".

"Это должен быть профессионал. Он обязан знать, как живет солдат, чем живет, кто из личного состава курит, кто пьет, какая у ребят дома обстановка. Он должен уметь работать с душой солдата", - считает Шойгу.

Скорее всего, готовить таких офицеров будут в одном из гражданских вузов или при какой-либо академии.
Шойгу добавил, что при дальнейшем реформировании армии в Минобороны планируется сформировать экспертное сообщество, в которое войдут действующие военные, а также опытные офицеры запаса или в отставке.

"Чего мы остерегаемся при обсуждении проблем дальнейшего реформирования армии, так это поверхностного взгляда на все те вопросы, над которыми сейчас работаем. Уверен, каждую задачу мы способны решить и решим, но требуется взвешенный подход. Для чего немаловажно слышать разные мнения", - сказал Шойгу.
Previous post Next post
Up