Занимательное богословие или как создаются провокации...

Feb 01, 2011 23:35


P.S. К сожалению, оба участника дискуссии перетрухали настолько, что через пару дней после написания этой статьи полностью снесли все соответствующие посты, так что ссылки уже не рабочие.
Нет, мне конечно известно, что большинство наших доморощенных мусульман из всей исламской теологии знает только «аллах акбар», но здесь более интересный случай. kahhar_786 создав явную провокацию, начал крутиться как «вошь на гребешке» - в одном месте своих комментариев осуждая мародеров разграбивших Каирский музей, а в другом мол какой музей, если дело идет о религиозных чувствах!

И про будд Бамиана там чудесно, в одном месте - «должно быть доказано, что корнкретный истукан используется как объект лжепоклонства»…
А в другом - «То что с ними получилось всё с Шариатской точки зрения законно»
«Доказательства того, что изваяния в Бамиане есть объект лжепоклонства собственно не требовалось, ибо в том, что это буддийские статуи никто не сомневался»….

В общем «и вашим и нашим» парень..
Ниже я хочу обобщить некоторые выводы по поводу запретов на изображения в исламе..

Я уже приводил примеры многочисленных произведений изображающих, прежде всего людей в исламском искусстве.
http://maximus101.livejournal.com/15667.html
http://maximus101.livejournal.com/16820.html

Археологических и прочих свидетельств более чем достаточно. Они хорошо демонстрируют, что до 9-10 века изображения встречались повсеместно. Но именно с этого времени начался постепенный процесс отказа исламских художников от этой традиции.

В самом Коране нет никаких запретов на изображения людей и животных - это весьма известный факт. Значит, запреты стали появляться намного позже написания Корана. Первые более-менее оформленные мысли на эту тему появились в сборниках хадисов ал-Бухари и Муслима в 9 веке.

Чем это было вызвано до конца неизвестно. Приводятся различные версии, например массовый переход в ислам евреев из иудаизма и перенос таким образом иудейских канонов на ислам.

Еще я обратил внимание на поразительную синхронность запретов на изображения людей в христианском мире и исламском - в Византии и в Халифате. Явления иконоборчества у христиан достигли своего пика как раз в середине 8 и в 9 веке, примерно в это время начали появляться халифы-праведники, запрещавшие изображения, например Мухтади (869-870), правда, уже его приемник халиф ал-Мутамид (870-892) снова восстановил фрески стертые Мухтади. Поэт Ибн Хамдис восхвалял росписи тогдашнего дворца правителя в Самарре.

Но и далее изображения продолжали создаваться по всему исламскому миру. Например Тулунид эмир Хумаравейхи (884-896 гг) в столице тогдашнего Египта городе Фустате в одном из залов своего дворца поставил деревянные статуи в полтора человеческих роста, изображавшие его самого и его жену. А в мусульманской Испании эмир Абдаррахман (912-961 гг) поставил перед дворцом бронзовую статую своей жены Зухры. В 10-11 веках в Каире при Фатимидах существовали целые галереи с портретами халифов и известных поэтов.

Археологами были также открыты росписи дворца Махмуда Газневи (998-1030 гг) , великого исламского завоевателя Северной Индии. На фресках его дворца в Афганистане были запечатлены многочисленные портретные изображения.


Также отсутствовали запреты, на всем протяжении исламской истории, на изображения в книгах и миниатюрах и изображений этих накопилось неисчислимое множество.

Если рассматривать шиитскую версию ислама, то там изображения существовали всегда и не только в книжных миниатюрах. Практически все шахи Ирана имели целые картинные галереи, тоже самое было в шиитском Египте во времена  Фатимидов.
Например, очень известные иранские портреты Каджарской династии.
Портреты шаха Фатх-Али середина 19 века.



Женские портреты, середина 19 века.



Современные шиитские "иконы" - изображения праведного имама Хусейна и самого пророка Мухаммеда.





Ислам, Культурология

Previous post Next post
Up