Первый османский дворец в Бурсе

Aug 19, 2024 20:01


Это рассказ об исчезнувших дворцах османских правителей в их первой столице - городе Бурса. Можно добавить, что на месте этих дворцов существовали еще византийские и даже вифинские (фракийские) дворцы. Соответственно все они тоже исчезли. От этих строений еще в начале 20 века оставались существенные остатки. Но сейчас не осталось ничего. Зато сохранились описания этих объектов и некоторые их изображения.

Проблема первого османского дворцового комплекса интересна тем, что речь идет об очень раннем свидетельстве османского прошлого, то есть генезисе османской архитектуры, которая появилась вдруг откуда ни возьмись в начале 14 века. Османы с самого зарождения их культуры прославились очень высоким уровнем урбанизации и строительной техники, что не очень вяжется с принятой точкой зрения на их раннюю историю. Ибо как известно османов считают некими кочевниками, которые жили в юртах.



Руины дворца Бурсы на гравюре 19 века.



К сожалению, Дворец беев в Бурсе очень рано пришел в запустение, уже в 16 веке он считался жилым лишь условно. Это было связано с переносом османской столицы сначала в Адрианополь (сейчас Эдирне), а потом в Константинополь, где были возведены последующие османские дворцы. Последний - стамбульский дворец Топкапы, как известно, хорошо сохранился. Чего не скажешь о предыдущих.

На данной момент нет однозначного мнения о том, как первый османский дворец соотносился с дворцом Текфура Прусы (ныне Бурса), то есть византийского наместника, а также с дворцами вифинских царей, основавших город еще во 2 веке до н.э. Считается, что все они могли совпадать хотя бы частично. Иными словами вполне возможно, что дворец, который обустроил в цитадели Бурсы захвативший ее Орхан-гази, мог быть по сути еще ранним как минимум византийским строением. Сейчас на месте внутренней цитадели города, где скорее всего и находились все эти дворцы, находится турецкое военное ведомство, поэтому археологические раскопки там затрудненны. При этом раскопки проводились западнее этого места, там в обширном парке копать можно было сколько угодно.



Основание некого значительного строения к западу от внутренней цитадели Бурсы. Сейчас предполагается, что на фундаментах дворца вифинских царей Прусы здесь мог располагаться поздний османский дворец Мехмеда IV, возведенный в середине 17 века. Видимо на моем снимке это именно его стены.

Исследования выявили некие значительные основания когда-то существовавших построек, которые теперь турецкими специалистами стали называться «Вифинским дворцом». Они видимо нашли там какие-то эллинистические артефакты. В связи с этим дворцы в Бурсе как бы раздвоились, часть из них как и ранее пребывает под строениями военного ведомства, а другая часть приобрела некую самостоятельную сущность.



На туристической карте крепости Бурсы теперь отмечены два дворца - османский Дворец Беев (Bey Saray) в кольце уже несуществующих стен и левее его (или западнее) - Вифинский дворец (Bitinya Saray).

Насколько такой подход оправдан может показать только время и дальнейшие исследования.

Наиболее вероятно, что первый османский дворец Бурсы мог походить на поздние византийские подобные строения. Самый известный и хорошо сохранившийся пример - Текфур-сарай в Стамбуле. Это относительно небольшое, но хорошо укрепленное сооружение. Поздние византийские дворцы напоминали европейские замки, особенно если смотреть на них снаружи. Они как правило все состояли из башнеобразных структур, дополнительно укрепленных внешними стенами. Площадь этих строений было небольшой.



Текфур сарай в Стамбуле. Вид снаружи.



Текфур сарай в Стамбуле. Вид из внутреннего двора.

Все османские дворцовые комплексы имели башню-донжон, это хорошо известный факт. В Эдирне подобная башня видимо была главным жилым строением (она сохранилась лишь частично), есть башня и в дворце Топкапи. Скорее всего дворец Бурсы был также башнеобразным. И это наверно все, что о нем можно сказать. Хотя нынешние городские власти города давно вынашивают идею восстановления Дворца Беев. Правда, не очень понятно как они это будут воплощать - видимо построят у себя клон стамбульского Текфур-сарая.



Рисунок руин дворца Бурсы оставленный английской писательницей и путешественницей Джулией Пардо в 1837 году.

Дворцы Бурсы часто попадали в поле зрения путешественников, у нас есть много их интересных описаний

Первое упоминание нам оставил Бетрандон де ла Брокьер, посетивший Бурсу в конце 1442 или начале 1443 года. Он отметил существование в крепости города дворцового парка и даже бассейна в нем

На западной стороне города находился красивый замок, возвышающийся как гора, в котором было много жилищ. Здесь у султана был великолепный дворец. Был также шатер [гарем], которым пользовался Великий турок и его пятьдесят жен. В саду находилось красивое маленькое озеро [бассейн], где султан мог отдыхать со своими женами на маленькой весельной лодке, когда ему заблагорассудится. Это все слухи, поскольку я видел сад только снаружи. Бертрандон де ла Брокьер

Французский путешественник не видел сам дворец, скорее всего потому что он был окружен высокими стенами - Дворец беев находился во внутренней цитадели города, от которой сейчас сохранился лишь незначительный кусок стены.



С эти куском стены есть определенные проблемы. Дело в том, что на плане цитадели Бурсы обозначено множество башен при этой стене. Но по факту никаких признаков башен-бастионов здесь незаметно.



План садов, павильонов и построек Дворца Беев, расположенного во внутреннем замке Бурсы, составленный Субхи-беем в 1861 году.

Последующие путешественники описывали уже только руины дворца, ибо он очень сильно пострадал при захвате столицы Османской империи Тамерланом в 1402 году. Затем какое-то время он поддерживался, но в 16 веке был уже заброшен. Постройки дворца стали использовать под ремесленные мастерские и мельницу, где работали молодые янычары (аджемиогланы).

Рейнхольд Любенау, посетивший Бурсу в 1588 году, описывает дворец следующим образом:

Город построен высоко в горах в форме квадрата, окруженного стеной. В городе маленькие, убогие дома и узкие улочки. Дворец, обращенный к восходу солнца, окружен еще одной стеной, а ворота заперты. В этом дворце, который сейчас находится в руинированном состоянии, проживают только многие из «Аджемиоглан», то есть самых несчастных детей христиан. Вдоль стен в сторону города тянется красивый сад. В центре находится квадратный бассейн из тесаного камня. Посреди бассейна стоит симпатичная беседка, построенная из мрамора и поддерживаемая четырьмя мраморными колоннами. Она лишена крыши, а фонтан в центре сломан. Рейнхольд Любенау

Из рассказов очевидцев не совсем понятно, где во дворце находился сад с бассейном. Исходя из рассказа Любенау можно предположить, что сад находился вне внутренних стен дворцовой цитадели. Интересно, что в 19 веке когда сносили дома на месте так называемого Вифинского дворца, был обнаружен какой-то бассейн выложенный разноцветными камнями. Возможно именно о нем идет речь в рассказах ранних путешественников. Впоследствии бассейн уже не упоминался.



Среди руин так называемого Вифинского дворца можно заметить нечто похожее на каналы для воды, возможно они могли иметь отношение к обустройству дворцового парка.

Наличие дворцового сада с бассейном - это невероятно интересное уточнение. Подобные дворцы существовали в древности, а также у ранних арабских халифов, но в 14 веке подобные сады были очень редки. Что в Европе, что в Азии дворцы правителей были больше похожи на крепости, а не на просторные резиденции, ставшие популярными лишь позднее. Например, самый ранний персидский дворцовый парк из ныне известных -  сад Фин в Кашане, был создан только в 1590 году. Единственное место, где дворцовые сады процветали - это Магриб, там традиция роскошных парков не прерывалась. Здесь можно вспомнить сады Хенералифе (1302-1309), знаменитый Львиный дворик (1362-1391) в Альгамбре, а также сады Фатимидов в Тунисе и сады Альмохадов в Марокко. В свое время В.А. Гордлевский вскользь писал о какой-то странной связи между средневековой Малой Азией и регионом нынешнего Марокко.



Рисунок главных ворот Дворца Беев, созданный французским художником Жюлем Лораном в 1847 году. Как видно эти ворота существовали еще в византийское время. Хорошо заметны два орла над аркой, кресты, а также солярные символы. Впоследствии схожую солярную символику стали использовать ранние османы для своих мечетей.

Первый исследователь Дворца беев в начале 19 века Шарль Тексье будто бы выявил его структуру, но вполне возможно, что Тексье принял за старый османский парк сады, которые появились в цитадели в 18 веке.  Именно они обозначены на плане Субхи-бея 1861 года (см. выше). В то время старая дворцовая территория была превращена в огороды. Но возможно, что Тексье не ошибся, в его время руины еще существовали, но в любом случае внятных зарисовок и планов он не оставил. Тексье считал, что дворец возвел султан Мурад I (1362-1389), сын Орхана-гази.

Дворец, который он (султан Мурад) построил на холме с видом на равнину Брусса, сегодня полностью разрушен. Но среди руин мы все еще можем узнать оригинальные строения. Жилища не группировались в единый корпус построек; это была серия более или менее обширных киосков, разбросанных по садам. По такому же принципу устроен дворец султана Селима в Адрианополе, и при посещении дворца персидского шаха в Тегеране и Исфахане нельзя не провести сравнение со всеми дворцами от Дария до Персеполя и сделать вывод, что у монархов Востока обычай иметь редкие жилища в садах остался прежним с древности. Роскошные сады, политые проточной водой, от которых остались лишь высохшие каналы, окружали элегантные жилища дворца Мурада. Шарль Тексье



Камни оснований стен.

Тексье описал акведук с помощью которого вода из горных источников попадала на территорию дворца. Многие старые водоводы скорее всего работают и сейчас.

Воды Бунар-бачи во времена великолепия Брусы доставлялись по подземным каналам во дворец султана Мурада, и там, выйдя на свет, они циркулировали по мраморным каналам посреди очаровательных садов. Большой каменный столб, расположенный недалеко от дворца, считается местными жителями как первый Су-Терази (водонапорная башня), построенный в Турции. Этот способ проведения воды, по их мнению, был заимствован из Египта, где арабы практиковали его с незапамятных времен. Несмотря на заброшенность и руины, в которых сегодня находится большинство общественных зданий, гидравлическая система - единственная, представляющая интерес для пользы города, и единственная, которая до сих пор поддерживается в хорошем состоянии. Шарль Тексье



Некая платформа под руинами Вифинского дворца внутри которой находились большие сводчатые помещения.



Сводчатые помещения под территорией дворцовой зоны. Фото https://www.gotobursa.com.tr/en/mekan/bithynia-excavation-area-625/



Также под землей в крепости Бурсы было найдено великое множество коридоров и обширных комнат, точное назначение которых неизвестно. Хотя многие подземные сводчатые залы скорее всего были цистернами для воды.



Подземное помещение под Вифинским дворцом. Фото https://arkeofili.com/bursada-2400-yillik-bithynia-sarayinda-tuneller-bulundu/



Несомненно, что пика своей славы дворец Бурсы достиг во время правления султана Баязида I Йылдырыма (Молниеносного), правда после его смерти дворец начал приходить в упадок. Баязид любил гулянки и роскошный образ жизни. О его попойках осталось много сообщений.

Мамлюкский посол Эмир аль-Хасан аль-Кечкени описывал страсть султана к роскоши в его дворце. Это сообщение оставил нам египетский хронист Макризи:

Когда я отправился к Абу Язиду в качестве посла, я сходил с ним в баню. Там была купальня, в которой он мылся, она была целиком серебряной, как и сосуды, из которых он ел и пил. Макризи

Византийский император Михаил II Палеолог, вынужденный присутствовать на бесконечных попойках султана Баязида, часто жаловался на это в своих письмах.

Прежде всего не упомянуть ли ежедневные охоты, развлечения во время и после еды, множество шутов, толпу флейтистов, хоры певцов, племена танцоров, звон кимвалов и безудержный смех после крепкого вина? Может ли тот, кто страдает от всего этого, не сойти с ума?

Я предполагаю, что он (Баязид) опять желает выпить за здравие перед ужином и принудить нас наполнить себя вином из его разнообразной коллекции золотых кубков и чаш. Письма Михаила II Палеолога



Панорама дворцовой зоны в Бурсе снятая Паскалем Себа в 1865 году. В центре видна квадратная большая мечеть Шехадет (Дворцовая мечеть), слева от нее возвышающиеся на деревьями руины внутренней цитадели Бурсы с остатками дворца. Справа, два купола мавзолеев Османа и Орхана, возведенные в середине 19 века.



Мечеть Шехадет и сейчас существует в сильно перестроенном виде. Она сильно пострадала после землетрясения, и в конце 19 века ее возвели практически заново.

В 1402 году Бурса и ее дворцы были разграблены армией Тамерлана. И территория внутренней цитадели стала приходить в упадок. Но в 17 веке, к визиту султана Мехмеда IV в Бурсу (в 1659 году), видимо на месте так называемого Вифинского дворца был построен особняк (путевой дворец), его стали называть «Новым дворцом».

Известный османский путешественник 17 века Эвлия Челеби, описывая дворец Бурсы, скорее всего подразумевал уже Новый дворец Мехмеда IV. Так как он уже не упоминал об обширном саде при нем. Видимо это было небольшое строение сходное с дворцом при стамбульской мечети Йени джами, его тоже построили для Мехмеда IV усилиями его матери Турхан Султан. Я писал о нем относительно недавно.

В верхнем внутреннем замке находится большой дворец султанов, в котором есть три бани и шестьсот различных келий. Поскольку он находится в плотно застроенном районе у него нет сада. Эвлия Челеби



В 1675 году два европейских путешественника, француз Якоб Спон и англичанин Джордж Уилер, получили возможность осмотреть Новый дворец изнутри за взятку местному смотрителю.

В этом замке (Замок Бурсы) есть два дворца: один старый, другой новый. Старый почти разрушен. Он служит только для очистки пшеницы и производства качественной муки для дворца Топкапы. Другой (новый) был построен через два месяца после приезда сюда султана, около семнадцати лет назад. Это небольшое здание, но в нем есть ванная комната и камин. Стены и потолок расписаны позолоченными растительными и цветочными мотивами.

Мы вошли сюда с янычаром. Мы видели только одно здание. В нем было семь или восемь комнат, стены которых были покрыты позолоченными деревянными шкафами. Здесь не было вида на сад (нет сада?), но вид отсюда (на город) был очень красивым. Мебели в этих комнатах не было, у турков ее и так почти не бывает. Привратник, который показывал нам эти места, брал с каждого из нас по монете за свой труд.



Вид на город со стороны Нового дворца.

Впоследствии, в 19 веке, на месте Нового дворца было возведёно здание городской больницы. Между 1948 и 1951 годами губернатор Бурсы Хашим Ишкан построил несколько южнее этого района еще одну новую больницу, которая работает до сих пор, а старое здание больницы, сгоревшее в 1956 году, было снесено. На территории разрушенного больничного городка был устроен парк имени этого губернатора, то есть теперь руины Нового дворца и Вифинского дворца находятся в парке имени Хашима Ишкана.



Рядом с Вифинским дворцом сохранилась мечеть Иса-бея, ее возвели в 1436 г.

Читайте также:

Бурса - первая столица Османской Империи. Крепостные стены древнейшего города

Йени Джами - мечеть цариц-матерей в Стамбуле

Турция, Османская империя, Бурса

Previous post Next post
Up