Турецкие ковры на иконах и картинах Западной Европы

May 27, 2024 20:00


Несколько примеров использования средневековыми западноевропейскими художниками мотивов турецких ковров. Кроме просто орнаментальных я отобрал здесь ковры с зооморфными изображениями. Это в основном птицы, скорпионы, драконы, как правило, все эти рисунки были связаны с культом плодородия - все они посвящались Богине Матери. К сожалению, подобные средневековые ковры редко сохранялись, поэтому картины европейских художников - это хорошее подспорье для их изучения.



"Обручение Марии", Никколо ди Бонаккорсо, 1380 г. Под ногами прекрасный турецкий ковер с яркими птицами.





Алтарь Сан-Марко (итал. Pala di San Marco), также известный как Мадонна и святые - работа художника Фра Беато Анджелико, созданная в соборе Святого Марка, Флоренция в 1443 году.

Сдвоенные животные в Анатолии обозначали дуальность божества - двойственную природу Богини Матери. Кроме животных на ковре Алтаря Сан-Марко видны многочисленные крестообразные знаки, производные от символа «засеянного поля».



Алтарь церкви Сан Марко, фрагмент.



Птицы на ковре - фреска "Благовещение Богородицы" написанная монахом Бартоломео в церкви Сантиссима-Аннунциата (Флоренция) в 13 веке. Возможно, это самое старое изображение анатолийского ковра.



Дева Мария с Младенцем сиенского художника Липпо Мемми, 1340-1350 гг. Внизу анатолийский ковер со сдвоенными птицами и древом жизни.



Обручение Марии, Сано ди Пьетро, 1448-1452 гг. На ковре популярный мотив со сдвоенными птицами.



Английский художник Вильям Ларкин - портрет Дороти Кэри, виконтессы Рочфорд, 1614-1618 гг. Под ногами у нее настоящие драконы, даже зеленого цвета, на шикарном турецком ковре.



«Послы» - картина Ганса Гольбейна Младшего, 1533 г. Стол накрыт турецким ковром, который получил название по имени художника - "тип ковра Гольбейна".

Животных на гольбейнивских коврах не бывает, зато здесь много свастик и прочих символов Богини Матери. В частности по краю ковра идет орнамент в виде стилизованной женской фигуры, вернее даже двух - красной и серой, это очередной символ дуальности Богини Матери. В Турции данный мотив называют eli belinde (elibelinde) "руки на бедрах". Как можно заметить, стилизованная женщина имеет еще и крест на голове, что характерно для изображений богинь распространившихся из Малой Азии. Подобные вышивки с женскими фигурами с крестом на голове известны и на Русском Севере.



Ковер Гольбейна.



Ханс Мемлинг "Богоматерь с Младенцем между Святым Иаковом и Святым Домиником" 1488 г. На полу анатолийский ковер - тип Мемлинг по имени художника.



Неизвестный художник, "Конференция в Сомерсет-Хаусе", 1604 г. На столе ковер Гольбейна с многочисленными крестами.



Андреа дель Верроккьо "Мадонна со святым Иоанном Крестителем и Донатом", 1475-1483 гг. На полу турецкий ковер типа Гольбейн.

Как минимум один османский ковер в первой половине 18 века попал в Северную Америку, ибо его можно видеть на картине Роберта Феке «Исаак Ройалл и семья» (Бостон, 1741 г.). Это ковер так называемого трансильванского типа, хоть считается, что их производили в Анатолии. На ковре видны символы «засеянного поля», можно сказать, классического типа - с точками и в ромбе. Интересно, что данный тип знака «засеянного поля» в древности был характерен именно для территории самой Трансильвании (Румынии сегодня) и был связан с местной трипольской неолитической культурой.



Роберт Феке «Исаак Ройалл и его семья» (Бостон, 1741 г.).

Читайте также:

Засеянное поле или Мать Сыра Земля. Знак Богини Матери ставший государственным символом Византии

Божественные сестры близнецы. Дуализм Великой Матери богов

Мать Сыра Земля и ее древнейшая символика

Турция, Великая Мать богов

Previous post Next post
Up