Ниже, мнение крупнейшего археолога Москвы Николая Кренке о формировании верховного культа Богини Матери на территории Московской области в первой половине I тыс. Кренке подчеркивает, что этот культ был исключительно характерен именно для территорий среднего течения реки Москвы, то есть он соответствует региону нынешней столицы. И несколько меньше для юго-западных областей Подмосковья - местам древнего расселения балтских племен в Московской области. Что может косвенно подтверждаться большим количеством здешних топонимов производных от имен Мара и Мария, о чем
я писал совсем недавно. Можно предполагать вотивный характер дьяковских глиняных фигурок. Н. А. Кренке считает, что здешний культ Богини Плодородия не был простым почитанием домашних духов. Он требовал специальных сакральных мест - городищ-святилищ.
Несомненно самым значимым подобным святилищем нужно признать хорошо известное Дьяково городище, находящееся непосредственно в Москве (в Коломенском), где было найдено самое большое число антропоморфных вотивных фигурок - 46 штук. Здесь же нашли больше всего фигурок животных и глиняных орнаментированных табличек - 32 штуки, которые Кренке также признает культовыми предметами.
Дьяково городище-святилище в Коломенском, Москва. Фото: Кренке Н.А. Дьяково городище: культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.
То есть религиозные представления населения дьковской культуры в начале I тыс. на территории Москвы были уже достаточно развитыми. Что косвенно подтверждается сообщением римского историка Тацита о том, что эстии (балты) чтили верховною богиню. Об этом культе
я ранее уже писал. Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Тацит «Германия»
Версию о «Хозяйке огня» в Московской области я также не стал бы исключать, но этот культ несомненно имел все черты верховного, как это бытовало у скифов. Ибо главное божество скифов по свидетельству Геродота - это Табити, богиня огня. И, собственно, сама развитая культовая практика в Московской области по мнению большинства археологов сформировалась под влиянием именно степного (сарматского) мира.
При этом нужно добавить, что формирование верховного огненного женского культа - это до сих пор очень слабо изученная проблема. Мы будем пытаться раскрыть эту загадку далее - в других статьях.
Дьяково городище в Коломенском. Фото И.Ф. Барщевского, 1935 год.
Ниже выдержки из работы Н.А. Кренке:
>>>>>На городищах дьякова типа в бассейне Москвы-реки найдена серия глиняных предметов, которые специалисты традиционно называют культовыми - это антропоморфные статуэтки и глиняные таблички.
Антропоморфные статуэтки найдены на городищах Дьяково - 46 экземпляров, Луковня - около 30, Щербинское - 1, Кузнечики - 19, Борисоглебское - 14 (Смирнов К.А., 1974. с. 65), Успенское - 2 (Лазукин, 2005. Рис. 4, 4; Успенская, 1957. Рис. 46, 5), Огубское -2, Отмичи - 2 экземпляра (Исланова, 2008. с. 27). Всего - 116 экземпляров. Все статуэтки относятся к одному уже описанному в литературе типу (Смирнов К.А., 1974. с. 65), что свидетельствует о сложившейся иконографии образа.
Картографирование статуэток и табличек показывает, что они концентрируются на памятниках среднего течения Москвы-реки, на Пахре и Протве. За пределами этого ограниченного ареала на памятниках I тыс. н.э. известны лишь единичные находки.
Можно предполагать, что данные категории глиняных изделий составляли некий «культовый комплекс», в который могли входить и еще какие-то предметы, которые не сохранялись в сухом культурном слое.
А.Ф. Дубынин считал, что статуэтки связаны с культом женского божества, являвшегося одновременно и матерью всего сущего, и богиней плодородия (1966). К.А. Смирнов склонялся к версии, что это изображения «хозяйки огня», приводя в основном аналогии из сибирской этнографии (1975).
Не претендуя на окончательное решение вопроса, можно отметить следующее. Во-первых, распространение антропоморфных фигурок совпадает с развитием хозяйства, в котором земледелие играло существенную роль. Поэтому культ плодородия очень «ожидаем». Во-вторых, логично предположить, что атрибуты культа покровителей домашнего очага должны встречаться на каждом поселении, где раскопана значительная площадь. Мы же видим совершенно иную картину. Статуэтки и таблички встречены на очень ограниченном количестве памятников. На ряде городищ, где проводились большие раскопочные работы и вскрыты многочисленные постройки, статуэток и табличек нет совсем (Троицкое) или очень мало (Шербинское, Кунцевское). То есть это предметы, которые отражают какие-то различия между поселениями, они связаны с культом, ранг которого был выше домашнего. В этой связи версия А.Ф. Дубынина выглядит предпочтительнее, и нельзя не вспомнить старую гипотезу З.Я. Ходаковского о городищах-святилищах (Ходаковкий, 1838). Конечно, эта функция (святилища) не могла быть единственной у городищ дьякова типа.
В заключение еще раз надо подчеркнуть, что культ с такими атрибутами, как глиняные орнаментированные таблички, антропоморфные фигурки, был характерен именно для населения бассейна Москвы-реки, являлся его важной культурной особенностью. Кренке Н.А. Дьяково городище: культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Стр. 92-93.
Культовая антропоморфная фигурка с Дьякова городища. Первая половина I тыс. Музей археологии Москвы.
Дьяковская культовая глиняная табличка. Она несет на себе орнамент в виде знаков Богини Матери, известных еще с неолита - это повторяющаяся фигура из двух треугольников, соприкасающихся вершинами. Мария Гимбутас называла этот знак "песочными часами". Музей археологии Москвы.
>>>>Находки антропоморфных глиняных статуэток (известно более сотни) резко выделяют москворецкий регион от соседних. При этом обозначились несколько поселенческо-культовых центров (в том числе Дьяково городище), где эти находки были массовыми. Кренке Н.А. Дьяково городище: культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Стр. 232
Зооморфные культовые дьяковские фигурки изображающие кабанов. По свидетельству Тацита, кабан - это важнейший символ богини эстиев (балтов).
>>>>Там, где святилища бронзового - железного веков хорошо изучены, как, например, в Эгейском регионе, мелкая зооморфная пластика являлась их непременным атрибутом. Очевидно, москворецкие находки также были связаны с местной культовой практикой. Кренке Н.А. Дьяково городище: культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Стр. 222
Разрез вала Дьякова городища. Фото И.Ф, Барщевского, 1935 год.
Дьяково городище во время археологических раскопок 1890 г. Фото А.Н.Харузина (Музей "Коломенское").
Дьяково городище. Фото: Кренке Н.А. Дьяково городище: культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.
Читайте также:
Марьино. Где в России жили Марии? Мара - богиня всадница Северной Европы Древняя богиня Москвы. Что о ней известно? Славянские боги. Культ близнецов и трехликой богини