Старая легенда гласит, что в средние века, когда турки проникли в деревню Горьяни в Хорватии и захватили в плен всех мужчин в деревне, их женщины оделись в пестрые одежды, надели на головы мужские шляпы, украшенные цветами, и взяли серпы и косы (вариант, сабли) в руки. Одетые таким образом, они пошли к турецкому лагерю. Турки подумали, что пришли призраки (мертвецы), испугались и убежали. Так горьянские женщины освободили своих мужей, отцов и братьев.
Этих женщин называли Леля (Леле, Лельо, хорв. Ljelje). Также их принято называть королевами или королями (хорв. Kraljice i Kralje). Обряд Леля проводится в День поминовения усопших (Праздник сошествия Святого Духа, Духов день - в 2023 году 5 июня, т.е. сегодня). То что Леля поют свои песни в день поминовения умерших отнюдь не случайно. Можно заметить, что в старом хорватском предании женщины испугали турок не виртуозным владением оружием, а тем, что они якобы были похожи на мертвецов. Это важное обстоятельство. Леле принято сопоставлять с русалками (т.е. мертвецами) одноименного праздника Русалий - тоже дней поминовения умерших.
Первое упоминание "девушек с мечами" и их танцев можно найти у польского хрониста Лукаша из Великого Козьмина 1405-1412 гг.
Лукаш из Великого Козьмина, 1405-1412 гг.
Я вспоминаю, что в молодости я читал в одной летописи, что были в Польше божества, от которых и до наших времен дошел такой обряд, а именно танцы, исполняемые девушками с мечами, как будто в жертву языческим идолам, а не Богу, и вооруженными юношами с мечами и палками, которыми они рубили друг друга.
В польских провинциальных уставах начала XV века появляется сам термин "Леля" (Ileli), в Ченстоховской рукописи Яна из Михочина есть интересный вариант Hely.
Statua provincialia breviter, 1420 год
Запрещаем также пляски и песни, в которых называются имена идолов: Lado, Ileli, lassa, Tya, проводимые во время зелёных святок
Ченстоховская рукопись Яна из Михочина, 1423 год
Но в эти три дня, когда надлежало бы предаваться размышлениям (Троицын день, Духов день…), сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски; не к Богу взывать, но к дьяволу: Issaya, Lado, Hely, laya.
Почти всегда теоним Леля употреблялся вместе с именем богини Лады, о
которой я писал ранее. На Лысой горе, важнейшем языческом святилище в Польше, когда-то
был храм посвященный обеим богиням. "Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе", XIV век
На Лысой горе некогда жила некая Госпожа, о которой рассказывали, что она будто бы под этой горой победила Александра Македонского. Она требовала, чтобы её называли богиней Дианой. Однако бог её наказал - замок был разбит молнией; от него до сих пор остались груды камней.
На том самом месте был храм трёх идолов, которых звали Лада, Бода и Леля. К ним, к этим идолам, простые люди сходились в первый день мая возносить им свои мольбы и приносить жертвы.
У Яна Длугоша Леля упоминается в составе сложного имени Дзидзилеля. Которое с большой вероятностью состоит из двух слов Дзидзи и Леля. Где Дзидзи, это без сомнений первая часть словосочетания Дидис Ладо (Dzidzis Lado), которое известно из хроники Стрыйковского (XVI век). Матей Стрыйковский дает перевод этого сочетания - "великое божество", из которого ясно, что первое Дидис (Dzidzis) - это скорее всего балтизм. Литовское didis «большой, великий», в древнелитовском didys, в литовских диалектах dzidzis. Эти сочетания слов хорошо известны в украинских и русских песнях «Ой, диди леля», «Диди ди ди ладо», «Ой диди, ди ди ладо» или «Ой диди лело».
Ян Длугош
Анналы или хроники славного королества Польши, 1455-1480 гг.
Венеру они называли Дзидзилеля, считали её богиней брака и просили её, чтобы им было даровано обилие потомства и многочисленность сыновей и дочерей.
Матей Стрыйковский. Хроника польская, литовская и всей Руси, XVI век.
Дидис Ладо (Dzidzis Lado), то есть великое божество, в жертву которому забивали белых каплунов, а праздник его с 25 мая и до 25 июня праздновали в корчмах. Женщины и девушки танцевали на лугах и по улицам, взявшись за руки и образуя круг. И жалоcтно пели, повторяя: lado, lado, lado Didis musu Dewie! то есть: великий наш боже Ладо! Что еще и ныне устраивают в Литве, в Жмуди, в Лифлянтах и на Руси.
В итоге можно констатировать, что Леля или Дзидзис Леля (т.е. Великая Леля) - это некое божество связанное с поминовением умерших. Этимология этого слова затруднительна, но можно предположить южнославян. леля - болг.'тетка, lela ж. р. 'вежливое обращение молодой женщины к более старшей по возрасту', русск. цслав. 'тетка' (Сл. Епиф. о рож. Бог.) Тэткой (т.е. тетей, теткой) была
названа одна из трех прародительниц чехов. У чешского автора XII века Козьмы Пражского - "Тэтка научила глупый и невежественный народ поклоняться горным, лесным и водяным нимфам, наставляла его во всех суевериях и нечестивых обычаях".
Но вариант имени Хеля (Hely) Ченстоховской рукописи может говорить о связи со скандинавской богиней смерти Хель (др. -сканд. Hel). Также Ileli в припеве песен может быть словом с двумя повторяющимися основами ил(е) - ели, что опять же подразумевает вариант ели/хель. В древнеанглийском helle-rúne «одержимая женщина, колдунья, прорицательница», где к хель добавляется слово обозначающее руны (*rūno «тайна»). Это сочетание проливает свет на загадочное слово Иордана в его "Гетике" (VI век), которым он назвал прародительниц гуннов - колдуний (haliurunnas) обитавших на территории нынешней Украины.
Этимология слова Леля от Хель и семантика смерти неизбежно поднимает вопрос о связи понятия Леля с Вилами/Велами - славянскими богинями тоже связанными с погребальными обрядами.
Как я писал недавно, во многом именно культ Вил породил на Руси такое популярное ныне божество как Велес. Уже с 19 века принято выводить этимологию слов Вила/Вела от ранних индоевр. основ связанных со смертью от протоиндоевропейского корня *welh₃- (ранить, убить в бою). Такие германские слова как валькирия (др.-исл. valkyrja - «выбирающая убитых») и вальхалла (др.-сканд. Valhǫll - «чертог мёртвых») считаются родственными Велам/Вилам.
Видимо, девушки Лели - это некая персонификация языческой погребальной обрядности, в частности тризны - ритуальных поединков на похоронах, хорошо известных у славян в древности. Как известно, все Лели в новейшее время были признаны так называемой кабинетной мифологией, якобы никогда не существовавшей. К счастью, сами Лели ничего не знают о том, что они не существуют. И продолжают радовать народ на севере Балкан своими песнями.
Читайте также:
Велес. Существовал ли такой бог у славян? Матерь Лада - главное божество славянского мира Славянские боги. Культ близнецов и трехликой богини Славянская богиня войны. Как ее звали? Click to view
Click to view