Из всех индоевропейских языков только албанский сохранил имя Перун в названии бога вообще. По-албански бог и небеса - это Перенди (Perëndí/Perëndia). Изначально это слово было видимо словосочетанием Перен (Перун) и Ди (Диеус), где Перун имя известного божества (самое древнее упоминание - в имени хеттской богини Peruna- "скала", матери каменного героя Улликумми), а Диеус от PIE *Dyēus («дневной свет, небо, бог вообще).
При этом Перенди, термин обозначающий бога, утвердился в албанском языке только к 19 веку. И это имя в основном использовалось как существительное женского рода. С чем это было связано не совсем понятно. Но нужно заметить, что в народной культуре Албании сложилось представление о том, что Перенди якобы имел парное женское божество - жену с похожим именем Пренда (Prenda, Përenda). И в отличии от самого Перенди имя Пренды было наполнено значительным содержанием уже в более раннее время.
Макияж албанской невесты высокогорья Шар-Планина.
Уже в 16 веке имя Пренде/П(е)ренде в Албании носила христианская святая Пятница (также Пренна, Према, Премте или Петка). Как известно, св. Пятница олицетворяет пятый день недели, то есть день богини Венеры, лат. dies Veneris - день Венеры, пятница, также фр. vendredi, румын. vineri, и день богини Фрейи (или Фригг) в германских языках (англ. friday - день Фригг/Фрейи, нем. freitag и т.д.).
C именем Святой Пятницы (Святая Прена - алб. Shna Prena, Shën Premtja) связаны многочисленные албанские имена - мужское Пренд и женские Пренда, Пренса, Прена, это самые популярные женские имена у албанских католиков.
Исходя из представления о Пренде как божестве схожем по функциям со скандинавской Фрейей и богиней Фригг этимологию ее имени принято выводить из протоалбанского *prainja, от протоиндоевропейского *prāy-, *prēy- 'любить'. Эти слова родственны санскритскому प्रिणति (prīṇāti, «нравиться») и готскому frijon («любить»). Окончание -нд- в имени Пренды объясняется также связью с древнескандинавским frǫndi, frjándi «друг, родственник». Все эти слова являются основой имени скандинавской богини Фригг, которая очень рано стала смешиваться с именем более известной Фрейи. Хотя формально имя последней родственно другой основе - от протогерманского существительного женского рода frawjōn «госпожа».
При этом можно заметить, что албанский диалектный вариант имени Пренды Përenda вообще остается вне научного осмысления. Также как не делается попыток хоть как-то обосновать схожесть имен Перенди и Пренды (или Перенды). Можно предположить, что этимология имени Пренды базирующаяся на словах схожих с именами германских богинь, это не более чем удачная подгонка.
О многочисленных богинях с именем Перун/Перкон я
специально писал ранее. Вполне вероятно, что Пренда и варианты ее имени (Пренна, Перенда) также родственны имени божества Перун. В Европе достаточно имен собственных со схожими основами. Например, имя славянского бога Проно из Ольденбурга, название немецкого города Прон (нем. Prohn), происходящего от имени Перуна, или название горы в Боснии - Прень (босн. Prenj), которое также принято связывать с именем Перуна.
На севере Германии интересную этимологию имеет город Бранденбург. Самая ранняя фиксация названия города - это латинское civitate Brendanburg (948 год), несколько позднее Brennaburg (Видукинд Корвейский, 967 год). Германское бург - это общее название для города или замка, а первая основа здесь - Брендан, Бренда или Бренна. Делались попытки выводить название города от имени святого Брендана, также славянского слова bran «болото, трясина». Но нельзя не заметить, как эта основа хорошо коррелирует с именами Пренда, Пренна, получится «Город Пренны/Пренды».
Часовня Святой Петки в Болгарии.
Также видимо существует связь между культом богини Прены (Пренды) и другим албанским устойчивым обозначение бога - словосочетанием «Красота Неба» (алб. i Bukuri i Qiellit - небо, бог неба), а также обозначением молнии (алб. pika e qiellit), которая считалась «Дочерью Луны и Солнца» (алб. E Bija e Hënës dhe e Diellit).
Интересно, что христианская церковь в Албании определяла Св. Пренду не как отдельную святую - св. Параскеву (св. Параскеву Иконийскую, Параскеву Сербскую и т.д.), а как св. Анну - мать самой Богородицы. Что может указывать на связь албанского культа богини Прены с древним культом Деметры, матери умирающей и воскресающей Персефоны. Именно на Балканах (у сербов, албанцев и т.д.) было очень популярно представление о том, что Параскева Пятница являлась матерью св. Недели (т.е. Воскресенья).
Читайте также:
Матерь Лада - главное божество славянского мира О женской сущности Перуна и Одина Великая Мать богов