Каменные львы из Малой Азии

Feb 12, 2023 18:53

Лев - это самый известный символ Богини Матери, а в Малой Азии видимо самый популярный символ вообще. Ибо здесь, в частности во Фригии и Лидии, Кибела (Богиня Мать) считалась верховным божеством. У греков это божество имело больше форм, самая популярная из которых это Артемида, но также богиня Лето, и как отдельный вариант - Деметра и Персефона, видимо древнейшее женское парное божество, которое со временем трансформировалось в культ двух богинь плодородия. При этом, надо отметить, лев не связывался непосредственно с Персефоной и Деметрой, но возможно наследовал от них символику двойственности, ибо львов очень часто изображали парами.
Сущность двойственности женского божества мы попытаемся рассмотрим позднее, а сейчас полюбуемся на изображения каменных львов из Малой Азии. В этот пост я собрал их фигуры из музеев Антальи и Коньи в нынешней Турции.

Каменный лев на крышке саркофага из музея Антальи римского времени. Как можно заметить, он удерживает лапой голову быка. В отличии от очень известного сюжета терзания, здесь мы видим скорее покровительство. Это символ зашиты погребенного верховной богиней.



Многочисленные крышки от саркофагов со львами из музея Антальи. Все они датируются римским временем - первыми веками н.э.










Ниже, каменные львы из моего любимого археологического музея в Конье. Здесь нет львов на крышках саркофагов, но есть великое множество их отдельных фигур. Присутствуют и парные львы. Можно предположить, что эти статуи, также как и в Анталье, имели мемориальное (погребальное) назначение. Но возможно и иное.

Интересно, что этих каменных львов римского времени активно использовали для оформления фонтанов. У многих фигур сохранились отверстия, через которые подавалась вода. Фонтаны со львами известны с очень раннего времени, уже в бронзовом веке они использовались на Ближнем Востоке. Видимо очень рано львы стали ассоциироваться с водой.
В средние века и позднее этих львов все так же использовали для уличных фонтанов. В средневековой Конье фонтаны находились в каждом жилом квартале, из них население города получало воду. Такая популярность изображений льва в Конье может быть в том числе свидетельством распространения шиитской идеологии в Сельджукском султанате, ведь лев это главный символ исламского святого Али ибн Абу Талиба, которого звали Асадулла «Лев Аллаха».

Активное использование каменных львов под фонтаны порождает вопрос о том, создавались ли они специально для этой цели, или их использовали вторично, снимая с более ранних погребальных монументов. Как мне кажется, более вероятно второе. Ибо большая часть монументальных львов в Малой Азии все же отверстий для воды не имеет. И в целом, использование львов под фонтаны - это скорее характерная черта именно Коньи, средневековой столицы Сельджукского султаната. Т.е. под фонтаны каменных львов здесь стали использовать только в средние века.



У местных львов символика покровительства также отчетливо выражена, хотя во многих работах ошибочно утверждается, что подобные львы терзают копытных под собой.


Символ защищающего льва, как особая форма Богини Матери, был широко распространен по всему Ближнему Востоку. В частности в Пальмире хорошо известен лев арабской богини ал-Лат (Аллат) I века н.э., который также несомненно защищал газель под собой. Надпись на его левой лапе однозначна - "Аллат благословит любого, кто не прольёт кровь в святилище".

Лев богини Аллат в музее Пальмиры.


Кроме копытных в музее Коньи под ногами у львов можно заметить и маленькие фигурки людей. Кого они изображали не совсем ясно. Вполне возможно, что людей заказавших создание этих львиных монументов и искавших покровительства богини. Мне показалось, что большая часть подобных фигурок - женские. Мужскую я определил лишь одну. Если бы абсолютно все они были женскими, можно было бы предположить, что это антропоморфные изображения самой богини. Но наличие мужского изображения говорит нам скорее о первой версии.

Слева, сдвоенный лев и женское изображение внизу.




Более ранний сдвоенный лев неохеттского времени (начала I тыс до н.э.) из музея Кайсери.


Парные львы из синагоги в Сардах, начало н.э. В столице Лидии (в Сардах) лев это самое популярное изображение из всех возможных. Можно предположить, что наличие на юго-западе (в Анталье, в Фетхие, Милете), а также в центральных областях Малой Азии изображений львов более позднего времени (римского), это свидетельство длительного сохранения лувийской (анатолийской) культуры в этих областях.


Каменные львы с женскими изображениями внизу. Слева, льва наверно очень долго использовали под фонтан. Что интересно, женское изображение осталось невредимым, при том, что голова самого льва стерлась от использования. Как видно по другим фигурам головы у человеческих изображений местные верующие в средние века старались отбивать.


Львы с женскими изображениями.


Единственный лев с мужским изображением внизу. У человека здесь него нет головы, но есть меч на поясе и короткая туника.


Интересного льва нашли в Конье совсем недавно. Он тоже использовался под фонтан, но в отличии от других у него есть объемный пьедестал, который несет на себе мифологическую сцену.


Это сцена - изображение хорошо известного нам анатолийского (или фракийского всадника), рядом с которым стоят два женских персонажа. К сожалению, рельеф сильно пострадал от времени. Но исходя из общей иконографии подобных всадников можно с большой уверенностью утверждать, что две женщины тут, это две богини, видимо Деметра и Персефона - сюжет известный только в Анатолии (везде только одна). Это интересный пример парности женского божества, который появился еще в неолитическом Чатал-Хююке в VII тыс. до н.э. Как видим, этот сюжет сохранялся и во времена поздней Римской империи, когда изваяли льва. В музее Коньи можно найти еще несколько подобных сцен с парными богинями и всадником - все с мемориальных монументов.




Слева, изображение Кибелы вместе со львом - ее главным символом, первые века н.э. Справа, еще один лев римского времени.


Читайте также:
Славянские боги. Культ близнецов и трехликой богини
Матерь Лада - главное божество славянского мира
Фракийский всадник - кто он?

Конья, Музеи, Турция, Великая Мать богов, Анталья

Previous post Next post
Up