Армяне в Индии. Старейшие армянские надписи

Jun 03, 2021 18:36

В Индостан армяне начали проникать достаточно рано, это могли быть купцы, а также проповедники в составе различных христианских миссий. Известен армянский дорожник (путеводитель) по Индии XII-XIII веков.
Но первые следы армян в Индии датируются лишь XVI, это прежде всего армянские надписи на надгробиях с территории Индостана. На христианских кладбищах Индии именно армянские эпитафии оказываются самыми старшими. Эту тенденцию можно проследить на примере христианских кладбищ портового индийского города Сурата и столицы государства Великих Моголов Агры, где после армян начали хоронить всех выходцев из Европы.

Мавзолей-часовня купца Каландара на армянском кладбище Сурата.


Самая старая армянская эпитафия в Индии датируется 1579 годом, происходит она с кладбища Сурата. Перевод старейшей армянской эпитафии из Сурата по Месропу Сету:

В этой могиле лежит тело уважаемой госпожи, которую звали Маринас, жены священника Воскана. Она была венцом для мужа, как сказано в притчах Соломона. Она представилась пред Господом, это причина скорби и печали для ее верного мужа, в 1028 году нашей армянской эпохи (1579 год), пятнадцатого ноября в первый час пятницы, в возрасте 53 лет. Видящие эту гробницу, помолитесь Господу о его милости.

Следующая по дате армянская эпитафия находится на так называемом Римско-католическом кладбище Агры. Она принадлежит старейшему захоронению в этом некрополе. И датируется 1611 годом.

В этой гробнице покоится паломник Мартирос, сын Пирбаши из Джульфы. Он умер в городе Агра и раздал свое имущество во славу Бога за свою душу в 1060 году армянской эры.

Для этого крупного армянского купца был возведен специальный мавзолей-часовня, самый старый на этом кладбище. Позднее, вместе с ним в мавзолее был погребен армянский епископ Закур из Тебриза (1615 год) и еще несколько священников.

Гробница Мартироса сына Пирбаши из Джульфы.


Мавзолей армянского купца Мартироса внутри.


Далее, несколько переводов эпитафий с надгробий кладбищ Агры и Сурата. Они дают хорошее представление о географии путешествий армянских купцов. Основными армянскими торговыми центрами в XVI-XVIII веках были города Джульфа (ныне в Азербайджане) и Новая Джульфа (армянский квартал города Исфахана в Иране).
Перевод по Месропу Сету.
Этот святой крест в память об Ага Мураде, сыне Леона из Битлиса. Умер в 1060 году армянской эры (1611 г.)
Этот святой крест в память о Камалбеке, сыне Ходжи Султана из Джульфы. Он умер в Агре в 1065 году армянской эры (1616 г.).
Это могила Ходжа Мурата, который отошел ко Христу в 1093 году армянской эры (1644 г. н.э.)

Надгробие Ходжа Мурата, 1644 г. Римско-католическое кладбище Агры.


Это могила Аветика, сына Маликджана, он отошел ко Христу в 1094 году армянской эры (1645 г.).
Это могила Агазара, сына Мартироса из семьи Мамиконян. Умер в 1100 году армянской эры (1651 год нашей эры).
Это могила Ага Самуила из семьи Делакхян, убитого джатами в 1104 году армянской эры (1655 г.).
Это могила Манука из Венеции. Умер в 63 году эры Азарии (1678 г.).

Кладбище в портовом Сурате было старше некрополя в столице Великих Моголов Агре. На армянском кладбище Сурата сохранился один мавзолей-часовня, в котором находится единственная армянская надпись 1695 года.

Это могила Каландара, сына Фануса Каландара из Джульфы, он ушел из этой жизни в субботу, 6 марта 1695 года.

Отец погребенного Ходжа Фанус Каландар из Новой Джульфы (квартал в иранском Исфахане) был крупнейшим армянским предпринимателем, возможно главой армянской общины Индии. 22 июня 1688 года в Лондоне им было подписано соглашение между Ост-Индской компанией и «армянским народом» о сотрудничестве.

Мавзолей Каландара (слева) и общий вид армянского кладбища в Сурате.


Далее эпитафии с кладбища в Агре:

Это могила Устада [Мастера] Шаха Назара Хана, сына Аллаверди из Кайкули. Он был экспертом в искусстве литья пушек и отошел к Господу с благой верой 25 апреля 1784 года.
Армянский оружейник Шахназар Хан прославился тем, что изготовил одну из самых больших пушек в Индостане.

Это могила Гавриила, сына Моисея из Тифлиса, отошедшего к Господу 12 января 1779 года.
Томас, сын Ходжамуллы из Джульфы. Он отошел к Господу в Дели в 1790 году. Его слуга Чичро положил эту плиту над его могилой.
Это могила Арии, сына Аратуна из Карса, его звали Хагвердибег. Он отправился к Господу в Агре 22 сентября 1786 года
Это могила Анны Хатун, дочери Горгинбека, из Грузии, которая умерла в Господе в Агре 11 января 1804 года в возрасте 15 лет.
Это могила Рипсимэ, жены Горгинбека, из Грузии, умершей в Господе 8 августа 1809 г. (есть также надпись на персидском языке).
Это могила Пери, дочери покойного Петруса из Эривана и жены Сатура Аратуна из Джульфы. Она покинула эту жизнь в Гвалиоре 13 января 1813 года.

Надгробие с армянской и персидскими надписями с кладбища в Агре.


Армянские надгробия с кладбища в Агре.


Армянские надгробия с кладбища в Сурате.






Оригинал поста на моем канале Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/armiane-v-indii-stareishie-armianskie-nadpisi-60b6b9fbe8a8c866ff19ae49

Читайте также:
Армянская царь-пушка в Индии
Армяне в Волжской Булгарии. Надгробия и армянские надписи

Индия, Армения

Previous post Next post
Up