Из текстов "Авесты" известно, что туры (туранцы) были ближайшими соседями ариев, поэтому их страна, Туран, должна была находится рядом со знаменитым "Арийским простором" (Арьяна Вейджа). Как мы знаем, Эранвеж (Арьяна Вейджа) по тексту зороастрийского Бундахишна располагался в пределах Азербайджана (Адурбадагана). Скорее всего, речь шла о
высокогорных областях Азербайджана. Бундахишн (Сотворение основы)
Эранвеж находится в пределах Адурбадагана [Азербайджана].
Известно о культурном и генетическом родстве ариев из Арьяна Вейджы и туранских родов. Эпоним туранцев Тур по среднеперсидским источникам был родным братом Ираджу - эпонимному персонажу Ирана (пехл. Ērič < авест. airiia-ča, буквально "арий"). По тексту Авесты почитание фраваши (душ) туров (туриев, туранцев) осуществлялось вместе с почитаем фраваши героев ариев.
Фарвардин-яшт. Стих 143
Фраваши праведных мужей из стран ариев мы почитаем. Фраваши праведных жен из стран ариев мы почитаем.
Фраваши праведных мужей из стран туриев мы почитаем. Фраваши праведных жен из стран туриев мы почитаем.
Степь и вулкан Сюпхан (он же арм. Масис) в Туруберане - главная высота страны древних туров.
Наличие войн между турами и ариями, описанных в Авесте, также свидетельствует о достаточно близких контактах между Тураном и Эранвежем (Арьяна Вейджа). По тексту Фарвардин-яшта арийский герой кави (князь) Хаосрава (Хосров) молил богов, чтобы поразить предводителя туранцев Франграсьяна (Афрасиаба) у озера Чаэчаста (ныне Урмия в Иранском Азербайджане по тексту Бундахишна).
Фарвардин-яшт. Стих 22
"Даруй мне, благая, могущественная Дрваспа, такое обретение, чтобы я убил негодяя-туранца Франграсьяна на берегу озера Чаэчаста, глубокого, широкого.
Стих 38
Тогда вы сокрушаете защиту данавов-туранцев.
Связь этнонима туранцев Данавы (племена дану) с аналогичными терминами - данайцами (наименование ранних греков), израильское колено Даново и т.д. потребует специального исследования.
Река Мурат (арм.Арацани) - главная река древнего Турана.
Авеста дает нам некоторые топонимы связанные с термином "туры". Прежде всего название Канга (пехлеви. Кангдиз - "Крепость Канга") В Абан-яште арийский воин Туса молил богиню Анахиту о победе над турами в стране "праведной Канги".
Абан-яшт. Стих 54
Даруй мне такое обретение, о благая могущественная Аредви Сура Анахита, чтобы я стал победителем ловких выродков Ваэсаки на удаленном перевале Хшатросука высокой, праведной Канги, чтобы я разбил туранские страны пятьюдесятью сотнями ударов.
В пехлевийском зороастрийском произведении Дадестан-и Меног-и Храд (Суждения Духа Разума) указывалось, что Кангдиз был создан в пределах Эранвежа (Арьяны Вейджы). Т.е. в регионе
древнего Азербайджана по тексту Бундахишна (см. выше).
Дадестан-и Меног-и Храд
Дух разума ответил: «Кангдиз установлен на востоке, близ (озера) Садвес в границах Эранвежа.
Название Канга осталось в современных иранских топонимах - например, хорошо известен город Кангавар (Kangāvar) на западе Ирана, где находился главный храм богини Анахиты. С большой степенью вероятности, именно Кангавар и был авестийской Кангой, ибо эпитет "праведная" ("Праведная Канга", Абан-яшт) мог быть применен к месту почитания главной богини иранцев.
Руины храма Анахиты в Кангаваре.
Можно отметить активную строительную деятельность туров в регионе Азербайджана. По пехлевийскому трактату "Города Ирана" (Шахрестаниха-и Эраншахр) столицу Адурбадагана город Ганзак построил правитель туранцев Франграсьян (Афрасиаб).
Города Ирана (Шахрестаниха-и Эраншахр)
В кусте (районе) Адурбадаган Фрасийаком туранцем был построен город Ганзаг.
Там же Тур, сын карапана (жреца) Брадреша, возвел крепость Арвандасп. О ее сути
я писал ранее. Крепость Арвандасп была построена Туром, сыном карапана Брадреша при помощи колдовства в качестве убежища для собственной жизни.
Но можно ли определить более точное положение древнего Турана по древнейшим топонимам?
На этот вопрос нужно ответить утвердительно, ибо в Передней Азии (в частности, на территории нынешней Турции) есть местность с многочисленными топонимами с основой тур-. Эта местность так и называется - Тарон (видоизмененное Туран), часть древнего региона
Туруберан ( "дома туров" или "рода туров") западнее озера Ван. Здесь же находился район Туарацатап из "Армянской географии" (7 век), происходящий от урартского словосочетания «долина Туараци», арм. средневек. «Туарацатап», район верховьев реки Арацани ( Г. А. Капанцян, Историко-лингвистическое значение топонимики древней Армении, Ереван, 1940)
Область Туруберан (к западу от озера Ван) на карте Великой Армении.
Древнейшее упоминание региона Туран мы находим в клинописных анналах урартских царей. В частности, в надписи Аргишти I (786-764 до н. э.) упоминается завоевание "страны Тариуни".
Аргишти I, сына Менуа. 127. Столбец V
Величием бога Халди Аргишти говорит: выступил я (в поход) на страну Тариуни; 11 цитаделей, укрепленных, в бою я завоевал.
Также в надписи Аргишти I конкретизируется, что была завоевана и некая "страна долины Туарацини". Г. А. Капанцян сблизил термин Туарацини (Туарацская) с армянским словом «tuarts» - пастух, пасение скота. Возможно, Туарацская долина - «Долина пастухов, Страна пастухов»
Аргишти I, сына Менуа. 127. Столбец V
Бог Халди выступил (в поход) со своим оружием, поборол он долину страны Туарацини до страны Гурку.
Нет сомнений, что название горного хребта Тавр (лат. taurus, др.-греч. ταύρος - бык) в Малой Азии было связанно с более поздними армянскими названиями Тарон, Туруберан, как это предполагал Г. А. Капанцян. Также несомненна связь между именем верховного бога грозы хетто-лувийцев Тархунта (Taru - хаттский, Tarḫu(wa)nt(a)- лувийский - победитель, герой) с названием горного массива Тавр, ведь бык всегда был священным животным бога грозы. Термины "туры" и затем "турки" находились во взаимосвязи с названием гор Тавр и именем важнейшего бога Малой Азии, а также такими понятиями как хетто-лувийское tarhu- «осиливать», «мочь», «побеждать», хетт. tarhuili «геройский», также aвест. taurvan-«одолевать, побеждать». Этимологию этнонима "турк" я
специально приводил ранее. Область Туруберан находилась севернее гор Тавра и западнее озера Ван. По текстам источников этот район находился в крайних пределах древнего Азербайджана. По средневековому географу Йакуту ал-Хамави
западная граница Азербайджана доходила до города Арзинджана (
современный турецкий Эрзинджан). Т.е. положение Туруберана соответствует упоминаниям в зороастрийских священных текстах близлежащего
Эранвежа (Арьяна Вейджы), так как оба данных региона видимо находились в древности на территории более позднего Адурбадагана (Азербайджана).
Река Мурат (арм.Арацани) в области древнего Турана (Тарона).
На данный момент признано, что языком туров также как и ариев был иранский. Это вытекает из их культурологического сходства и иранской этимологии имен туранцев. Но всегда важно помнить, что древние племенные сообщества никогда не были моноэтничными, поэтому в состав древних туранцев могли входить и другие племена.
Как известно, после рубежа н.э. Тураном стали называть обширные районы Средней Азии. Это было связанно как с расширением иранского мира и созданием региона Большого Ирана, так и с попытками выделить из этой обширной общности собственно Эраншахр («Ērān-šahr» -«Иранская страна» ) - с III века государство Сасанидская империя, и противопоставить его такому же обширному Турану. И естественно сказалась общность этнонимов - древние переднеазиатские туры (и возможно турки) были отождествлены со всеми турками Средней Азии. Поэтому в знаменитой поэме Шахнаме у Фирдоуси (начало 11 века) Туран - это исключительно регион Средней Азии, т.е. область к северо-востоку от Ирана.
Оригинал статьи читайте на моем канале Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/drevnii-turan-gde-on-nahodilsia-6078b1aeccfcae7c085a5adb Читайте также:
О происхождении этнонима Турк/Тюрк Где находилась Благая страна ариев - в Армении или Азербайджане? Где находилась прародина тюрок?