Византийский город Евдокия и турецкий караван-сарай рядом с Антальей

Oct 13, 2020 16:18

В 20 км к северо-западу от города Антальи, что на средиземноморском побережье Турции, сохранились руины крупнейшего сельджукского караван-сарая. Эвдир-хан был третьим по величине в Румском султанате и самым старейшим. Караван-сарай построил сельджукский султан Кейкавус I (Изз ад-дин Кейкавус) в 1211-1220 годах, почти сразу после захвата портового города Атталии (нынешней Антальи) в 1207 году. Его возвели на торговом пути от Антальи в столицу султаната город Конью. Эвдир-хан стал первым пристанищем купцов на этом пути - 20 км от Антальи, это как раз расстояние одного дневного перехода.



Караван-сарай сельджуки обустроили на месте древнего античного поселения Анидрос, которое в византийское время (в V веке) получило название Евдокия в честь жены императора Феодосия II Элии Евдокии. В равнинное поселение Евдокию Феодосий пересилил воинственных горцев солимов из их древнего города Термессоса. Последний находится в горах в 10 км западнее.

На сегодняшний момент сложно что-либо утверждать о сущности города Евдокия. Возможно, что он даже не был городом (полисом) так как не имел ни цитадели, ни крепостных стен. Хотя известно, что в 458 году у него уже был собственный епископ, Иннокентий. Т.е. поселение было достаточно крупным.

Общий вид караван-сарая Эвдирхан.






Благополучие этого поселения зиждилось на эксплуатации оросительного канала (акведука) возведенного в III веке местным правителем Орфагором. Этот акведук можно и сейчас лицезреть рядом с караван-сараем Эвдирханом. Нет сомнений, что и сельджукский хан появился здесь из-за близости источника воды. Сам акведук тянулся от источника из района Кыркгёзлер, что в 13 км севернее. Сельджукские архитекторы там же построили вторую станцию на купеческом пути - караван-сарай Кыркгёз-хан. Всего таких "дворцев торговых караванов" было возведено несколько десятков.

Эвдир-хан имел мало помещений под крышей в отличии караван-сараев центральной Анатолии. Сказывалось влияние мягкого климата Антальи. Даже здешние более северные ханы на этой торговой трассе уже не имели такого большого открытого двора как здесь. Ибо дорога подымалась в горы, где ночами было прохладно даже летом.




Караван-сарай несомненно возводился из обломков оставшихся от древней Евдокии. О судьбе этого места практически ничего неизвестно - в 787 году упоминается, что на Втором Никейском соборе присутствовал епископ Каллист из Евдокии.  Дальнейших упоминаний уже нет.

Древний город Евдокий имел площадь 52 гектара и размеры 800x650 м. Он простирался с севера на юг. Ныне центр города находится под современным турецким поселком Düzlerçamı. Сельджукский караван-сарай примыкал к руинам города с северо-востока. Ранее на месте караван-сарая находился восточный городской некрополь.



Роскошное оформление фасада и размеры сооружения свидетельствует о том, что это султанский караван-сарай.


Сейчас непосредственно к югу от руин Эвдир-хана находится часть древнего городища. Это пологий холм, возможно искусственного происхождения - весь заросший деревьями. Ныне это часть археологической зоны.

Акведук Орфагора и стена сельджукского караван-сарая.


Эвдир-хан возвели на пересечении двух оросительных каналов. Налево уходит ответвление от главного русла.


Этот небольшой канал проходит перед главным входом в караван-сарай.


Сюда же вытащили остатки мраморных саркофагов. Слева, начинается холм-городище древнего города.


Эта гидротехническая система функционирует уже почти 2 тысячи лет. Город Евдокия исчез, а его водопровод все так же питает сады местных жителей. Справа, стенку акведука сломали, чтобы пустить воду на местные поля.


Как правило, при слове "акведук" фантазия рисует нечто огромное на высоких арках. Но основная часть римских акведуков выглядела как простой канал, только вымощенный каменными плитами. Видимо, значительная часть здешнего русла вырублена в скальном массиве выступающем из земли. Там, где скала отсутствовала, акведук возводили из массивных камней скрепленных специальным водонепроницаемым цементом.



Большая часть античных поселений в Турции имеют весьма невзрачный вид, если эти города специально не раскапываются для туристов.

На фото мраморный порог какого-то дома.


Остатки восточного некрополя Евдокии и городище на заднем плане.




Еще несколько фото Эвдир-хана.

Руины цистерны для воды с западной стороны караван-сарая.




Видимо, с востока к Эвдир хану тоже примыкают цистерны. Это говорит о том, что караван-сарай имел значительные собственные запасы воды, даже несмотря на наличие рядом акведука.


Большой зал караван-сарая.


Крепкие стены хана позволяли выдерживать нападения разбойников. А их здесь было немало. Сельджукским и османским султанам приходилось регулярно проводить рейды против местных кочевых племен.


Галерея Эвдир-хана.


Из окна попутки, на которой я возвращался в Анталью, я случайно "поймал" еще одну позднюю турецкую цистерну для воды в паре километров от Эвдирхана. Такие гидротехнические сооружения активно строили по всей Малой Азии в османское время (некоторые из них используют и сейчас). Особенно много цистерн для воды сохранилось на старой караванной дороге в Анталью. Что говорит о том, что основные пути не менялись здесь тысячелетиями.


Гора Солим, ныне Гюллюк Даг - изначальная база племени солимов, основавших на этой горе неприступный город Термессос. Оттуда император Феодосий II в V веке переселил последних жителей на равнину в город Евдокию.


Оригинал статьи на моем канале Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/vizantiiskii-gorod-evdokiia-i-tureckii-karavansarai-riadom-s-antalei-5f84e471cae5a83b55967cf7

Читайте далее о тайнах древней Антальи:
Самый большой римский мавзолей в Анталье
Крепостные стены Антальи и история города
Христианский квартал Антальи

Турция, Анталья

Previous post Next post
Up