Священные цари Армении и боги Урарту. Какая между ними связь?

May 31, 2020 16:56

Имена царей правивших на территории Армянского нагорья до н.э., это почти единственная информация, дошедшая до нашего времени. Много это или мало? Тем более, если и имя всего одно - Ерванд. Биографию царей Ервандидов мы разбирали ранее. Теперь попробуем выяснить, какое значение имя (слово) Ерванд (греч. Оронт) имело в древности.


Read more... )

Перун, Индоевропейцы, Армения, Азербайджан

Leave a comment

maximus101 August 23 2023, 13:09:49 UTC
Да, это родственные слова.
>>>*mǫdrъ(jь)
В кругу родственных образований слав. *mqdrb семантически ближе всего др.-инд. medha 'мудрость, разум, понимание, мысль', авест. mazdra 'мудрый, разумный', авест., др.-перс. Mazda, в иранской мифологии одно из наименований (или составная часть наименования Ahura-mazda) верховного божества, первонач. прнлаг.-ное. Далее слав. *mqdrb родственно лит. mandrits 'бодрый; гордый, самодовольный', лтш. muodrs 'бодрый, живой', др.-в.-нем. muntar- 'живой, бодрый, ревностный, ловкий', гот. mundrei 'цель', нем. munter, др.-исл. mxmda 'метить', греч. pavtfdvo), вторичный презенс к patfrjoopai, uat^eiv 'учить, узнавать, замечать', алб. mund 'могу, побеждаю' (Фасмер II, 670). Праслав. *mqdrb с вычленяемым в его составе суф. -г- возводится к и.-е. *mend- 'прилагать умственные усилия; учиться' (Pokorny I, 730). Предполагается, что и.-е. *mendh- содержит редуцированную ступень от *dhe- 'ставить, класть' подобно авест. maz-da 'сохранять в памяти', тЪп dadi 'помню', скр. mandhaldr- 'благочестивый, рассудительный человек' (< *manz-dhdtar-, ср. mdnas 'разум' и dha- 'ставить, класть1). См. Бснвеиист Э. Индоевропейское именное словообразование 220; Mayrhofer 16, 582; Fraenkel 406. С учетом широкого спектра значений и.-е. слов ('мудрый', 'живой, бодрый', 'иметь намерение, цель; наметить' и т.п.) приходят к выводу о том, что и.-е. *mendhизначально служило обозначением особенного вида ментального возбуждения (эйфории). "В архаичной традиции мудрость нередко понималась как некий дар (равно духовный и сугубо материальный), с помощью которого достигается процветание, успех, удача, независимо от того, идет ли речь об обретении высших духовных ценностей или богатства, скота, потомства (к сексуальному аспекту ср. слав. *mqde 'тестикулыУ' (Топоров В.Н. - Мифы народов мира II, 88). О связи слав. *mqdrb с *mqdo см. Jakobson R. - Word 11, № 4, 1955, 614. Слав. *mqd?b этимологически сближается с *mysh (см.). В.Н. Топоров толкует слав. *myslb как производное с суф. -sib и корнем *теп- на ступени о, тот же корень с разной огласовкой в *mqdrb и *тъпё11 (см.). (Топоров В.Н. - Этимология М., 1963, 5-13). А. Вайан, допуская родство слав. *mqdrb и *muditi (см.), *myslb (< *mud-)i предполагает развитие назального инфикса в *mqdrb < *mund-. См. Vaillant A. Gramm. сотрагёе IV, 634, 558; Bruckner 327. Из литературы см. еще: Miklosich 211; Skok. Etim. rjecn. II, 474-475; Bezlaj. Etim. slovar sloven, jez. II, 191; Machek2 376; Trautmann BSW 169; Schuster-Sewc. Histor.-etym. Wb. 13, 965-966; Moszynski K. Pierwotny zasif|g 84; Petersen - AJPh XXXVII, № 3, 1916, 275-276; Porzezinski W.-RS IV. 1911, 8; Lehmann W.P. - Language 18, № 2, 1942, 128; Младенов ЕПР 313; ПСУМ 3, 529; Зализняк A.A. - ВСЯ № 6, 1962, 38; Десницкая А.В. - ВЯ № 6, 1965, 35; об ударении см. Дыбо В.А. Славянская акцентология 108. стр. 132 https://www.proto-slavic.ru/dic-trubachev/_pdf/trubachev-dic20.pdf

Reply


Leave a comment

Up