Нужно признать, что изучение зороастризма в мировой науке давно зашло в тупик. За целое столетие исследований наука не продвинулась ни на один шаг. До сих пор нет внятных ответов на ключевые вопросы происхождения этой религии. Неизвестно, когда появился зороастризм, существовал ли в реальности его создатель пророк Заратуштра, а если существовал, то где он родился и жил, и где появилось само его учение. Такая тенденция во многом сложилась по различным идеологическим причинам, так как в регионах, где когда-то родилось это вероучение, сейчас пропала заинтересованность в подобных исследованиях.
Ведь нынешний Иран - это исламское гос-во, идеологии которого в целом безразлична древняя история иранских племен с уклоном в древнейшую (доисламскую) религиозность этого края. Узбекистан и Туркмения сейчас тоже страны преимущественно с исламской культурой, но главное, с доминирующим тюркским языком. Это касается и Азербайджана, когда-то на заре изучения зороастрийской религии признанного древней родиной Заратустры. В Азербайджане преобладают тюркский язык и исламская культура, поэтому глубины зороастрийской древности там популярны только поверхностно, без поисков неизбежных корней. Чтобы не ворошить прах совсем не тюркских создателей этой древней религии. Тоже самое можно сказать об Армении. Эта страна христианская, зороастрийцы в истории Армении длительное время воспринимались как носители чужеродной идеологии. И армянский язык конечно совсем не иранский, хоть и имеющий общие корни с последним.
Авестийская река Аракс в районе азербайджанского города Джульфа. Фото Википедия
https://en.wikipedia.org/wiki/File:Araz_River.jpg И остаются всего только две страны, которые проявляют заинтересованность в изучении зороастрийских древностей. Это Таджикистан и как это ни странно - Россия. Арийское наследие в этих государствах пользуется не угасающим спросом, даже можно сказать, все более и более возрастающим. Поэтому знаменитую прародину Заратустры и его учения с завидным упорством постоянно находят на территориях этих стран.
В популярной литературе родина ариев - Аирйанэм-Ваэджа (airyanəm vaējah) это часто огромные пространства в России, преимущественно восточнее Волги, например Урал и вокруг него. Надо сказать, что и светила мировой науки порой обнаруживали родину Заратустры именно в этом регионе, например Мери Бойс.
Но больше всего повезло Таджикистану. На нынешнем этапе изучения этой иранской религии именно его территорию (и соседнего Афганистана) признают за мифическую родину ариев. Тут можно даже не перечислять имена, так как древнюю Бактрию считают родиной Заратустры почти все крупнейшие мировые специалисты по данному вопросу. Апофеозом этой восточноиранской теории стали относительно недавние труды М.Витцеля и Г.Ньели, которые смогли компактно уместить абсолютно все священные зороастрийские земли из Видевдата на территории одного только Афганистана, а самую главную страну ариев - Аирьяну Ваэджу в Таджикистане. О том, что теории об арийской прародине являются базисом сегодняшней национальной идеологии Таджикистана, как правило стараются не вспоминать. Видимо это случайное совпадение)
Горы в районе Хаккари на юго-востоке нынешней Турции. Именно так выглядит Аирьяна Ваэджа - благая страна ариев.
На данный момент, спасти ситуацию может только реанимация старой идеи о местоположении родины зороастризма в Передней Азии. Это теория Д.Дарместетера, который еще в 19 веке предположил, что знаменитый Арийский простор (Аирйанэм-Ваэджа) находился на территории современного Азербайджана, причем не столько южного (иранского), а именно северного. Дарместетер сопоставил старое название этого региона Аран (Арран) с пехлевийским Эран(Эранвеж), поздней формой имени благой страны всех ариев, от которой произошло и название нынешнего Ирана.
Для решения проблемы родины Заратустры важно помнить, что все восточноиранские гипотезы оной базируются лишь на умозрительных лингвистических построениях. В иранских текстах есть только одно прямое упоминание местоположения Эранвежа, это поздний пехлевийский трактат "Бундахишн"(Сотворение основы). Где Арьяна Вейджа располагается рядом с Адурбатаканом (Азербайджаном). Возможно к северу от него, так как это очень холодная страна, где зима стоит 7 или 10 месяцев. Речь может идти только о высокогорных районах Азербайджана или Армении. Скорее всего, это не столько нынешний Азербайджан, сколько горные массивы на самом северо-западе Ирана, севернее и западнее озера Урмия. Только такое расположение "Арийских просторов" будет соответствовать большей части упоминаний о родине Заратуштры.
Ранее, автор этих строк также как и все считал восточноиранскую версию наиболее весомой. Но после нескольких лет изучения данного вопроса решил изменить свои взгляды. Именно западное положение Эранвежа позволяет согласовать с иранским вероучением многочисленные параллели в семитских религиозных системах, прежде всего в иудаизме. А также дает возможность более продуктивно сопоставлять с иранской традицией многочисленные свидетельства о ней в клинописных переднеазиатских текстах и античных источниках.
Бундахишн (Сотворение основы)
Эранвеж находится на границе Адурбадагана [Азербайджана].
Река Дарага (находится) в Эранвеже, и на берегу ее было жилище Порушаспа, отца Зардушта.
Зардушт, когда принес веру, сначала возносил молитвы и разъяснял (веру) в Эранвеже, а Мадйомах принял эту веру от него.
Видевдат (Закон против дэвов)
Первым из мест и областей наилучших Я, Ахура Мазда, сотворил Аирьяну Ваэджах (реки) Вахви Даити [Благой Законной]. А в противостояние этому слепил злой дух многопагубный змея рыжего и зиму, сотворенную дэвами.
Там десять месяцев зима, два - лето. И в нем холодны воды, холодна земля, холодны растения. Там средоточие зимы, там сердце зимы. Туда зима устремляет больше всего бедствий.
Рекак Заб в Хаккари. Фото Ergin Topcu
https://www.flickr.com/photos/mamanelis/32305475191/in/photostream/ Аль-Бируни в рассказе о Заратустре упоминает его появление в Балхе при дворе царя Виштаспа. Как известно из авестийских текстов кави (князь) Виштаспа был первым правителем принявшим учение Заратуштры. Возможно представление о кави Виштаспе в Бактрии (Балхе) выводилось из фактов правления в этом регионе ахеменидских сатрапов с именем Гистасп (др.перс Vištāspa), прежде всего отца Дария I. В античных источниках порой даже путали кави Виштаспу и самого Заратуштру, называя правителем именно последнего. Эта путаница стала основой для аргументов в пользу восточного (бактрийского) происхождения иранского пророка.
Абу Райхан Беруни
«Памятники минувших поколений»
Потом пришел Заратуштра, сын Сефид-тумана азербайджанец. Он был из потомков царя Менучихра и принадлежал к членам родовитых семей магов, их вельмож и знати. Произошло это по прошествии тридцати лет царствования Виштаспа, и [он явился] в рубахе с разрезом по бокам, справа и слева, перетянутой поясом из льна, закрыв лицо завесой из войлока, и был с ним ветхий лист пергамента, который он держал в руке, прижимая его к груди. Маги утверждают, что он спустился на крышу дворца в Балхе и полуденную пору, и крыша раздвинулась для него. Виштасп пробудился от послеполуденного сна, и Заратуштра призвал его принять веру магов, признать, что это есть вера в [истинного] бога, славить и святить его имя, отказаться от поклонения сатане и повиновения [другим] владыкам, исправить свое естество и заключать браки с ближайшими родичами.
Евреи говорят, что Заратуштра принадлежал к числу учеников пророка Ильи, а сам [Заратуштра] упоминает в «Книге рождений», что он в юности заимствовал знания в Харране от мудреца Илиоса. Румы утверждают, что Заратуштра был из Мосула; возможно, что, говоря это, они относят границы Азербайджана к границам Мосула.
Но истина заключается в том, что он был из Азербайджана. Быть может [верно] и то, что нам рассказывали - будто [Заратуштра] упоминает в «Книге рождений», что он бывал со своим отцом в Харране и встречался там с мудрым Илиосом, от которого почерпал [знания].
Река Аракс в районе Нурдуза. Фото Википедия
Аш-Шахрастани
«Книга о религиях и религиозно-философских учениях»
Зардуштиты это - приверженцы Зардушта (Заратуштры), сына Порушаспа, который появился во время царя Гуштаспа, сына Лухраспа. Его отец был родом из Азербайджана, а мать - из Рея, имя ее - Дугдуйе.
Он (Аллах) произвел дух Зардушта на дереве, которое Он вырастил в высшей сфере (на седьмом небе) и посадил на вершине одной из гор Азербайджана, известной под названием Асмавандагар. Затем Он смешал призрак Зардушта с молоком коровы. Отец Зардушта выпил это, это стало семенем, затем - зародышем в утробе его матери.
Оригинал статьи на Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/byl-li-zaratushtra-azerbaidjancem-5e0487302fda8600b089e356 Мои посты посвященные истории возникновения зороастризма:
Заратуштра - учитель греческих философов Армянский Зороастр Арийский мессия Ветхого Завета Фригийские скальные монументы Зороастризм у монголов