Асгард. Германия на Азовском море

Jul 18, 2018 15:32

Как известно из скандинавских саг страна асов и Одина находилась в районе реки Дон (Танаис). Место, надо сказать, не самое популярное в средние века, в античное время это был почти край цивилизованного мира. Чтобы поместить туда обитель германских богов составителям саг нужны были на то веские основания. В исторических текстах предшествующих сагам ( Read more... )

Асгард, Тексты

Leave a comment

maximus101 July 18 2018, 16:33:30 UTC
В смысле? Ведь Танаис и есть устье Дона, это Меотида и есть. Вещи с берегов Балтики там нашли, также отдельные поселения черняховской культуры. Хейердал вообще не археолог, он и не мог ничего найти.
Есть мнение и о более глубоком проникновении германцев на Кавказ. Например, первое что попалось:
"Для участия в походе боспорский правитель (Фофорс?) привлек варваров с северного берега Меотиды, в культуре которых сочетаются позднесарматские и германские черты. Херсонес выступил на стороне Рима, используя в качестве воинов жителей ближайших окрестностей города. Характерной чертой погребальной обрядности этого населения, по крайней мере, с середины II в. н. э., был биритуализм. В результате победы Херсонеса в 293 г. н. э. боспорское войско вернулось на полуостров. По пути часть примеотийских варваров могла осесть на территории современной Абхазии и принять участие в формировании цебельдинской археологической культуры, возникшей во второй половине III в. н. э. и известной присущими ей трупосожжениями с ритуально согнутым оружием". https://cyberleninka.ru/article/n/dannye-pismennyh-i-arheologicheskih-istochnikov-o-poyavlenii-germantsev-na-bospore-problema-vydeleniya-germanskih-drevnostey-na-bospore

Reply

all_rnd July 18 2018, 20:49:06 UTC
Ну, как бы да - но нет... Танаис это правый берег дельты, Азов - левый. И там всегда проходила граница по Дону между разными культурами. Готы до Танаиса конечно дошли (черняховцы, да), но на левой стороне их следов нет. Я конечно могу ошибаться, да и граница эта - не китайская стена, да и бог его знает, что в этих местах вообще творилось в начале эры...

Reply

maximus101 July 18 2018, 22:02:57 UTC
Да, переплыть не судьба)Но в Абхазию как-то попали)
В районе Танаиса конечно есть проблема с готскими вещами для 3 века - они единичны, но все же есть. Это нормально для всех только что появившихся переселенцев. Уже в 4 веке готских вещей существенно больше, их находят уже южнее Анапы. Например:

"Письменные источники (Anon. PPE. 63; Procop. BG IV. 5. 5-7)16 свидетельствуют о присутствии германцев на близлежащей к Тамани части Северного Кавказа, юго-восточнее бос-порских окраин. Древности готов-тетракситов здесь - это могильники Дюрсо, Бжид-1, Мысхако. Украшения бесспорно германского происхождения известны здесь с рубежа IV-V вв. Это вещи черняховского типа. В могильнике у реки Дюрсо исследовано 480 погребений. Есть два обряда. Черепа деформированы. Инвентарь на раннем этапе - позднеантичное стекло, краснолаковые миски и блюда, кувшины и миски, детали одежды, украшения, орудия труда, монеты, золотые украшения, бляшки поясного набора. Есть конские захоронения, оружие17. О.А. Гей и И.А. Бажан отмечают, что ранние комплексы из Дюрсо синхронизируются с комплексами из Цебельды. Двупластинчатая фибула с накладками из погребения № 300 - близкая аналогия фибулам Западной и Центральной Европы, которые имели хождение в период Д2в (420/430-440/450 гг.)18. Здесь, на анапско-геленджикском побережье складывается локальная микрозона, населенная готами".

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/bospor-i-goty-v-kontse-iv-vi-vv-problemy-vzaimootnosheniy-i-vzaimovliyaniy

Reply

all_rnd July 18 2018, 23:06:35 UTC
Мне кажется, что в анапский регион _не кочевники_ попадали скорее через Крым или морем (Готские войны, по сути, начались с морских набегов). Кочевникам из Азии проще было добраться через степи с их конницей... Но я не уверен :)

Reply

maximus101 July 19 2018, 12:47:41 UTC
Такое мнение есть. В науке заметно два видения готской проблемы на востоке - одни почти полностью отрицают существование готов на Дону и Кавказе, другие пытаются всячески расширять их влияние в данном регионе. Археология не может дать точных ответов на вопрос, а по письменным источникам существенная база готов на Меотиде должна присутствовать. Ведь морские походы начались именно из района Меотиды, стало быть присутствие готов данном регионе должно быть значительным. Но "значительность" готов на Дону археология не подтверждает. Отсюда вывод, или археологи не дорабатывают, или все письменные источники ошибаются. Я склонен думать, что первое более вероятно.

Reply

all_rnd July 19 2018, 13:28:43 UTC
Да, возможно и так... В любом случае спасибо вам за ваш блог :)

Reply

kemchik August 5 2018, 14:08:42 UTC
У карачаевцев есть фамилия Гочияев. Считается, что она происходит от слова "готчи" - т.е. мужчина-гот, выходец из готов.

Reply

maximus101 August 5 2018, 14:42:15 UTC
У черкесов всех дворян называли уэркъ, уарг, у сванов - вэрг, варг. Возможно это производное от варяг.

Reply

idelle_m September 9 2018, 17:43:20 UTC
У азербайджанцев словом "гочу" называли молодцов-удальцов, хулиганов, квартальных забияк.

Reply


Leave a comment

Up