Средневековая арабская гидротехника

Jul 01, 2010 20:17

Этот пост будет посвящен древней арабской гидротехнике. Конечно, это неполное освещение данного вопроса, я описал только те объекты, к которым имел личное отношение, т.е. видел своими глазами...
Как известно, у арабов всегда было очень трепетное отношение к воде, поэтому вопросам ирригации, снабжения водой своих городов, они уделяли первостепенное значение. В отличии от жителей Западной Европы которые использовали бывшие римские акведуки как каменоломни…

НИЛОМЕТР В КАИРЕ
Нил несущий процветание Египту, мог быть причиной гибели множества людей как при наводнении, так и при засухе. Колебания воды в реке вызвали необходимость ее измерения. Поэтому в 862 году на южной оконечности острова Рода по повелению халифа аль-Мутаваккиля был возведен нилометр.




Это каменный колодец с центральным столбом, на котором делались отметки уровня воды в реке. Вода в колодец поступала посредством трех туннелей расположенных на разных уровнях.





Строительством руководил известный математик и астроном из Ферганы Ахмед ибн Мухаммед аль-Хасиб или Альфраганус, так его называли в Европе. Он был выходцем из знаменитой багдадской академии - Дома мудрости, учрежденного халифом аль-Мамуном.



На столбе видны измерительные деления. На заднемем плане можно увидеть первую в мире стрельчатую арку...



АКВЕДУКИ В КАИРЕ
Первый акведук в районе современного Каира был построен Ахмадом Ибн Тулуном в 9 веке. Акведук должен был питать построенный им город аль-Катай, который находился между старым христианским городом Вавилоном и собственно Каиром, основанном Джаухаром в 10 веке. Сейчас от аль-Катая осталась только циклопическая мечеть Ибн Тулун.



Части акведука сохранились, но что то я их не нашел. Есть фотографии начала 20 го века, подтверждающие его существование, сейчас от него остались незначительные фрагменты.







Второй акведук в Каире был построен в 1311 году султаном аль-Насиром. Он питал водой каирскую цитадель, вода в акведук поступала из Нила, подымаясь на высоту с помощью специальных колес, которые до наших дней не сохранились. Мои фото акведука оказались низкого качества, поэтому его фото я нашел в интернете.





Сам акведук дошел до наших дней почти целиком,. В связи с тем, что Нил постоянно смещался на запад акведук увеличивали в длину, последним приложившим к нему руку был султан аль-Гури - в 1505 году.
Длина акведука 3405 м.



Сейчас Нил ушел «на запад» еще дальше, поэтому башня Бург аль-Сакийа, где крепились водяные колеса стоит посредине города. Есть сведения, что акведук использовался по назначению до 1872 года.
Водяные колеса в сирийском городе Хама подобны колесам на акведуке ан-Насира.


Акведук на акварели Дэвида Робертса.


БАССЕЙНЫ АГЛАБИДОВ
Следующим пунктом нашей программы будут огромные водяные цистерны города Кайруан в современном Тунисе. Ранее Кайруан был столицей халифата в Магрибе, я подробно писал о нем здесь.





«Бассейны Аглабидов» были выстроены в 9 веке, во время правления этой династии. Их размеры позволяли плавать по ним на лодках. Главный бассейн  имел в поперечнике 128 метров, в центре его возвышался пилон , где раньше стояла беседка в которой любил отдыхать халиф.





Прежде чем попасть в главную цистерну, вода очищалась в специальном бассейне отстойнике. Из главного водоема она поступала в крытую цистерну, где ее разбирали жители.







Вода в бассейны поступала с гор в районе городка Хаффиз в 36 километров от Кайруана, для этого были проложены каналы и система акведуков. Самый ранний акведук был построен еще Аглабидами. Закончил же строительство «водоводов» фатимидский халиф аль-Муиз, будущий основатель Каира.По этой ссылке можно посмотреть фото остатков арабского акведука: www.museumwnf.org/islamicart/database_item.php

Существует мнение среди всяко-разных туристов, что якобы аглабидские бассейны сделали из бетона в наше время, "типа для привлечения этих самых туристов". Дабы рассеять эти сомнения приведу несколько фото цистерн столетней давности...







"КАНАЛ ПОВЕЛИТЕЛЯ ПРАВОВЕРНЫХ" - АЛЬ ХАЛИГ В ЕГИПТЕ.
Мало кто знает, что прообраз современного Суэцкого канала существовал еще в глубокой древности. Этот древний канал связывал между собой Нил и побережье Красного моря. Сейчас на его месте пролегает канал Исмаилия, вырытый в 19 веке.
Фото современного канала Исмаилия


Свидетельства о Красноморском канале очень противоречивы, но общая суть такова. Примерно в 610 году до н.э. его начал строить фараон Нехо (хотя есть свидетельства о том, что к каналу причастны и фараоны жившие ранее) Канал скорее всего использовался для орошения близлежайших оазисов и не был доведен до конца. Через сто лет строительство канала продолжил персидский царь Дарий I, он рапортовал о завершении работ на своих победных стелах.
Геродот писал о канале, что он был достаточно широк - две лодки с веслами могли плыть рядом. Канал впадал в Нил в районе Старого Каира, там персы построили свою крепость, которая дала начало греческому, а позднее римскому городу Вавилон. Канал расширяли при Птолемеях и при императоре Траяне. Можно сказать, что именно «канал фараонов» способствовал возникновению всех городов на Ниле в районе современного Каира.
По карте видно, что красноморский канал шел от озера Тимсах(справа) на запад по Вади Тумилат в сторону Бубастиса( на севере) и Вавилона (на юге)



Во времена владычества Византии в Египте красноморский канал перестал функционировать. Зато его достоинства сразу же оценили арабы, в 7 веке завоеватель Египта Амр Ибн аль-Ас приказал заново вырыть канал, и предок Каира город Фустат опять стал морским портом. "Канал повелителя правоверных" стал первым крупным строительным предприятием арабов в Египте. Посредством канала Амр Ибн аль-Ас спас от голода население южной Аравии, направив туда баржи с хлебом из Египта.

По поводу дальнейшего существование канала есть очень противоречивые сведения, в 772 году канал якобы засыпали, дабы направить поток товаров из Азии через земли Халифата в Иордании и Палестине. Есть весьма противоречивые свидетельства, что канал был заново прорыт при мамлюкском султане аль-Насире, он же построил Каирский акведук в начале 14 века.

Канал (аль-Халиг) проходил мимо западных стен Каира, неся при этом и оборонительные функции. Длительное время он впадал в Нил в районе башни Бург аль-Сакийа принадлежавшей Каирскому акведуку. По мере смещения реки к западу канал переместили к северу в район современного района Булак, где уже в 16 веке находился крупный порт.

На схеме аль-Халиг проходит слева вдоль линии стен фатимидского Каира.


Скорее всего Красноморский канал периодически мелел на протяжении тысячелетий своего существования, его банально заносило песком. Его общая длина порядка 170 км, постоянно отслеживать уровень воды в нем очень тяжело. Возможно, в одно время он был судоходен от начала и до конца, в другое, только наполовину и т.д. На данный момент, то как он выглядел в своем расцвете, демонстрирует пресноводный канал Исмаилия.
Жизнь на одном из каналов под Каиром. Возможно так выглядел знаменитый "Канал повелителя правоверных"

Акведук, Тунис, Кайруан, Каир

Previous post Next post
Up