С тех пор, как я начал плавать на пакрафте, у меня сразу возникла идея сделать что-нибудь пеше-водное в Хибинах. В Хибинах по сути всего две сплавные реки - это Тульйок и Куньйок в связке с Куной. Но при этом с обеих сторон от массива есть большие озера - Имандра и Умбозеро, которые тоже можно включить в маршрут.
Еще немного подумав, я понял, что еще более интересный вариант - это сделать пеше-водный маршрут, связывающий два соседних горных района - Хибинские и Ловозерские тундры. Маршрут примерно вот такой
https://nakarte.me/#m=9/67.84915/34.48334&l=O/N&nktl=z7gznvOToDTBJyDzG7T58wПланировали мы этот маршрут с Сашей Маркачевым, но из-за семейных сложностей он пойти не смог. Но захотели присоединиться два участника, которые ходили со мной в прошлом году на Полярный Урал: Володя и Акшай. Проблема была в том, что у них совсем не было опыта сплава на пакрафте, как и собственно самих пакрафтов. Но желание - превыше всего и оно преодолевает любые преграды! Поэтому они нашли, где можно взять пакрафт на прокат и что особенно важно, попробовали на них поплавать по подмосковной Истре. Надо понимать, что польза от этой тренировки была не сколько в отработке технических навыков, сколько в том, чтобы разобраться, как в пеше-водном походе укладывать и упаковывать все свои вещи в пакрафт и потом обратно "переключаться" в пешеходный вариант. Намечался и еще один потенциальный участник, но он, как раз после тренировки, понял, что не готов.
Из-за того, что Володя и Акшай не имели никакого опыта бурной воды, то идти с ними на Куну, на которой есть участки примерно 2 к.с. было совсем нереально. В результате, я перекроил маршрут под их возможности. Маршрут немного сократился и поменял направление. Теперь мы начинаем в Кировске, через перевал Ворткеуай переваливаем на Тульйок. Далее сплавляемся по Тульйоку до Умбозера. Сплав по Тульйоку существенно проще, чем по Куне, ориентировочно 1 к.с., т.е. вполне доступен для новичков. Потом на пакрафтах пересекаем Умбозеро, через перевал Тавайок переваливаем к Сейдозеру. Там опять садимся в пакрафты, пересекаем озеро вдоль, к перемычке с Ловозером. С этой точки можно было или сходить в однодневные радиалки в Ловозеры или в достаточно напряженное двухдневное кольцо с горами и с плавом по Суре до Ловозеро - смотря по обстоятельствам. Дальше короткий переход пешком на Ловозеро и сплав по Ловозеру до одноименного населенного пункта, а точнее до причальной точки на озере, которое называется Семерка. Маршрут на 6 полных дней, но с учетом того, что последний день из-за логистики получается неполный, то на 6,5-7. У нас было девять, поэтому я думал, что по-любому все пройдем, а если не будет задержек, то еще сходим по внеплановое кольцо.
Надо сказать, что в этот поход я собирался максимально спешно, т.к. до последнего момента не был известен состав участников, да еще и вылетал из Москвы в Мурманск я в пятницу вечером, сразу после рабочего дня. В предыдущие выходные я находился в Шахтах, поэтому собирать и упаковывать продукты мне пришлось там и потом везти все этой в поезде. В результате всей этой суеты и неопределенности, я забыл несколько мелких полезных личных вещей. Но к счастью ничего критичного!
Далее попробую описать в сжатом репортажном стиле.
Пятница-Суббота 28-29 августа.
Вечер пятницы. Аэропорт Шереметьево. Приехал за 2 часа до вылета. Огромные очереди на регистрацию. Успел на рейс практически впритык. В полете видел сверху все Хибины и большую часть нашего маршрута.
Мурманск. Такси до хостела, в котором остановились Акшай и Володя. Таксист - таджик, что для Мурманска мне показалось странным. Встреча в хостеле в 3 ночи, ребята конечно уже спали.
Поезд Мурманск - Апатиты. Володя забыл сырокопченую колбасу на маршрут в холодильнике хостела. Решили докупить в Апатитах.
Вокзал в Апатитах 10 утра.
Акшай на ж/д вокзалеПередали друг другу снарягу и продукты, согласно раскладке. Володя с Акшаем пошли в магазин за колбасой. Сегодня обещают 40 мм осадков - это жесть! А у нас сегодня подъем на хребет, с вероятно не очень простым спуском на перевал! К счастью, основной дождь утром, надеемся, что прольется до нашего выхода. В вокзал входят двух девушки-туристки мокрые насквозь.
Ребята купили колбасу. Вызвали Яндекс-такси до Кукисвумчорра (25-км по-местному).
Вокруг начала маршрута у подъемников полная разруха :)
Только в 12 начинаем подъем на хребет вдоль канатки. Не самый лучший вариант для первого дня - сразу 600 метров подъема на 1,5 км. Но тут без вариантов, так как пройти на перевал снизу теперь нельзя - проход через рудник запрещен!
Поднимаемся не быстро. Акшаю, ожидаемо, тяжелее всех, у него еще в прошлогоднем походе по Полярному Уралу были сложности с физикой, а сейчас рюкзак примерно на 6 кг тяжелее из-за сплавного снаряжения. У меня рюкзак на старте 23 кг - нормально, у ребят 26-28.
Вдруг подъемник заработал и мимо нас вверх на тросе пролетел «Карлсон» :)
За 3 ходки, примерно за 2 часа грязного времени поднялись до вершины горы Кукис. Дальше по хребту - должно быть существенно проще!
Облачность закрыла все. Видимость плохая. Иногда начинает идти слабый дождь. Хребет достаточно узкий, идти не так удобно, как я предполагал. Но в целом нормально.
Обходили пару небольших трещин, пересекающих хребет. На участках подъема Акшай идет достаточно медленно. Подошли к большой трещине, которую было хорошо видно на спутнике. Обход, я помню, слева с существенным сбросом высоты.
Спуск для обхода понятен, но последующий подъем закрыт облаками. Там видны участки скал, если облачность сохранится, то путь подъема выглядит проблемным. Хочу посмотреть, можно ли обойти справа снизу, чтобы опять не лезть на хребет, а выходить на перевал траверсируя склон. Очевидного пути не видно, тоже есть участки скальных выходов, можно на них попасть. Путь обхода справа тоже частично закрыт облаками, нет уверенности в том, что там нормально.
В промежутках облаков видно, что есть нормальный путь подъема с обходом скальных выходов. Участок подъема, то открывается, то опять закрывается.
Решаем спускаться, обходить трещину слева. На спуске у Акшая сводит мышцы. Не понимаю, сможет ли он вообще идти и тем более подниматься наверх. Думаю про аварийные варианты, все не особо хорошие. Вставать здесь - нет воды и фактически на хребте, спускаться до дороги на перевал Куксвумчорр - сбрасывать практически все, что набрали, и фактически удлинить маршрут на 1-1,5 дня. Подъем так и нормально не виден.
Спустились с хребта, чтобы обойти трещину. На спуске у Акшая опять прихватывает мышцы судорогой. По своему опыту знаю, что эти симптомы трудно быстро победить. На привале даем ему соли для восстановления солевого баланса. Путь подъема становится полностью виден.
Поднимаемся обратно на хребет. Акшай пусть медленно, но идет и вроде больше судорог нет. На подъеме довольно сыро, текут ручейки, ноги местами едут, мох под ногой соскальзывает с камней. Наверху мягкий мох, делаем привал. Погода радикально улучшилась! Облачность ушла, местами голубое небо и красивый вид во все стороны! Ну, что тут сказать - в нужный момент повезло!
Спускаемся на перевал Ворткеуай. Сначала спуск пологий и простой. Последние 150 метров по вертикали - крутые. Хаотично наваленные и скользкие камни. Спускаемся не быстро. Акшай в трещине между камнями ломает одну из треккинговых палок.
Все - мы на перевале! Время примерно 19 часов, но тут полярный день, так что не критично! Дальше тропа и должны быстро дойти до Тульйока.
Хотели сделать обед (ха, в 7 вечера!) позже, у небольшого озера, но увидели по пути ручеек и решили, что можно встать на обед тут. Всем будет полезно отдохнуть и поесть! Выясняется, что Володя похоже забыл свою часть колбасы на вокзале в Апатитах. Хорошо, что хотя бы Акшай не забыл :) Так что теперь треть обедов у нас без колбасы! Но ничего поход не длинный и раскладка достаточно комфортная - не проблема!
После обеда идем по тропе, которая постепенно выполаживается. Я иду достаточно быстро, Володя с Акшаем отстают.
Доходим до Тульйока, тут надо бродить. По камням перейти не получается, но переобуваться уже никто не хочет. Так и переходим в ботинках. Я, кстати, почти ничего сверху не залил, ботинки лишь немного влажные!
Сразу после брода, вдоль Тульйока, уже есть места для стоянок, но я хочу дойти до запланированного места. Во-первых, чтобы в первый же день не сбивать план, во-вторых, есть робкая надежда, что оттуда получится начать сплав.
Тропа в целом нормальная, но ребята идут не быстро, устали. Но ничего - тут уже недалеко! Странно, сейчас вроде пик туристического сезона, но все стоянки свободны. Возможно, из-за того, что через рудник нельзя пройти, перевал Ворткеуай, как точка входа-выхода в горы, стал намного менее популярный, чем раньше. Так мы на Тульйоке и не встретили туристов.
Около 10 вечера дошли до запланированной стоянки, у ручья, текущего с водопада. Хорошее место, костровище, ровные места для палаток. При желании тут может встать большая группа.
Я сразу посмотрел, можно ли отсюда сплавляться. Ожидаемо - нельзя. Но надеюсь, со следующей точки, ниже примерно на 6 км по тропе, уже будет можно.
Решили, что каждый день будем меняться местами в палатке. По очереди спать в середине, по очереди с каждого из краев. Для настроения и от комаров разводим костер. Хорошо!
Погода совсем наладилась. Розовым закатом светятся Хибины!
Не без сложностей, но мы прошли первый день и пока в графике! Надеюсь, что завтра все-таки поплывем по Тульйоку и после сегодняшнего рюкзака - это должно всем особенно понравиться!
Всего за день 14,1 км, с набором почти 800 метров.