Как известно, чем культовее игра, тем хуже будет экранизация. Как говорил Том Круз устами Лесса Гроссмана «это законы физики и их не остановить». И примеров тут хоть отбавляй: «Дум», «Смертельная битва», «Уличный боец», «ФарКрай» и прочие.
Но в свое время «Обитель зла» стал, если не главным кинособытием 2002 года, то фильмом, мимо которого мало кто прошел. Более или менее удачная экранизация популярной игры оставила равнодушным разве что людей, которые фильм вовсе не смотрели. На удивление крепкая режиссерская работа (у пульта стоял сам Пол Андерсон), сверх-сексуальный тандем Йовович - Родригес и неплохие спец-эффекты сделали свое дело…
Но за удачной первой частью необходимо было (не «можно было», а именно «необходимо») снять продолжение. В 2004 году мир увидел новое творение, на этот раз уже сценариста, а не режиссера, Пола Андерсона - «Обитель Зла. Аппокалипсис». «Хуже некуда!» - примерно так можно охарактеризовать большинство рецензий на это кино.
Но хуже всегда есть куда, что с успехом и доказал «Обитель Зла 3». Никакой художественной, а более того смысловой ценности (за что отдельный привет все тому же Андерсону), фильм ни для мира кино вообще, ни для самой серии в частности (что, к слову, весьма прискорбно), не нес. За исключением момента, в самом-самом конце фильма, когда весь мир увидел не одну Милу Йовович, а сразу трех…
Появление четвертой части было хоть и не сильно ожидаемо, но весьма очевидно, даже скорее неизбежно. Это был лишь вопрос времени. Но, так или иначе, смотря любую из «обителей» невольно возникает ассоциация с серией фильмов «Жарище» из кинопародии «Солдаты неудачи», сутью которого был глобальный апокалипсис и то, что мир позвал на помощь героя. Потом еще раз, а потом еще три раза… Нечто подобное происходит и с невянущей Элис, которую мир, наполненный зомби, зовет опять, опять и опять.
Впрочем сериал, серия или, как модно нынче говорить - франшиза, зарабатывала деньги. И пусть новая часть становилась на порядок, или даже на два, хуже предыдущей, фильмы не только окупались, они приносили немалую прибыль. Пол Андерсон (он же создатель серии, ее продюсер, сценарист и режиссер первой части) вообще раз за разом поражает Голливуд, снимая фильмы не намного лучше «великого и ужасного» Уве Болла, он зарабатывает много-много денег (скорее исключениями из правил стали «Сквозь Горизонт» и «Солдат»). Джуд Лоу, Шон Бин, Курт Рассел, Кристофер Ламберт, Сэм Нил, Лоренс Фишберн и Джейсон Стетхем - далеко не полный список актеров, которые работали с Андерсоном. Хотя, нельзя не отметить и тот факт, что ни одна франшиза, начатая Полом Андерсоном, до ума так и не была доведена…
И вот на экраны вышел «Обитель Зла 4: Жизнь после смерти» - за пультом вновь, как и в первой части, Пол Уильям Скотт Андерсон. Этот факт вызвал только один вопрос - «неужели все так плохо?». Вероятно, что если бы фильм отдали очередному полупрофи, серии настал бы закономерный капец.
Первое, что бросилось в глаза - это приставка ЗD, которая, как бы сразу извинялась перед зрителем за то, что фильм, возможно, будет не самый интересный. В 3D ведь главное картинка, доказано миллиардными сборами «Аватара».
Сюжет фильма, впрочем, хоть только и на первых порах, но все таки немного удивил… Главная героиня, она же - Элис, став наконец человеком, излечившись от вируса Т (посредством, конечно, драк, массовых убийств и, само собой, встречи с главным злодеем), который делал ее суперсолдатом (что, если быть совсем откровенными, начало раздражать уже в части второй, не говоря уже про третью) решила найти выживших в глобальном зомбо-аппокалипсисе. И вот, поймав сигнал из некой Аркадии, которая находится на Аляске, и в которой, как говорится в сообщении, нет заразы, героиня отправляется туда. Но на Аляске не оказывается не только заразы, но и вообще кого либо. Кого либо, кроме Клэр…
Клэр - она же одна из героинь предыдущего фильма, стала первым ляпом имени Пола У.С. Андерсона. Ее внешности, несмотря на то, что она провела полтора года (это, ни много ни мало, почти 500 дней) в одиночестве на острове, позавидовали бы все самые гламурные модницы даже после спа-салонов и всевозможных курортов. К слову, даже герои «Остаться в живых» выглядели более натурально.
И вот, вместе с Клэр, Элис отправляется на поиски Аркадии, которая все еще передает сигнал о том, что заразы у них нет. Это второй ляп имени Андерсона, т.к. по сюжету явно непонятно, откуда взялась гениальная мысль искать Аркадию в… Лос-Анджелесе. Хотя, его можно понять, собрать ляпы предыдущих частей (типа Аркадии на Аляске) и перенести события фильма в более красочное мечто - задание не из простых.
Дальше про сюжет говорить нет смысла. Все по шаблонам имени зомбо-треша: в ограниченном пространстве находится группка не менее ограниченных людей, которые, в свою очередь, совершают довольно глупые и ничем необоснованные поступки. Апофеозом шаблонности сюжета стала фраза главной героини в концовке фильма: «Ну кто бы сомневался!». Среднестатистический зритель произнес эту фразу не менее 10 раз за фильм…
Шаблонность фильма, впрочем, не только в линейности сюжета. В каждой фразе (типа «Идем, ты ему уже ничем не поможешь»), движении, спец-эффекте видится дежавю. Все это было уже сотню раз показано и не меньшее количество раз увидено.
Вообще, спец-эффекты в этом фильме это отдельный разговор. Если убрать явный перебор с slowmotion-эффектом, то за картинку можно поставить твердую четверку (за исключением взрыва на крыше и нескольких моментов, когда было четко видно, что съемка комбинирована), картинка была сочной и почти без изъянов. Впрочем, куда ж еще можно было деть 60-ти миллионный бюджет, как не на картинку? Не на массовку из зомби и актеров же…
Кстати об актерах. «Обитель зла» вообще отличается от всех франшиз полным отсутствием звезд, за исключением самой Милы Йовович. Будучи Жанной Дарк и Лилу в одном флаконе, Йовович смотрится весьма и весьма недурно, затмевая своим внешним видом, пластикой и, местами, даже актерской игрой, своих более молодых коллег.
Помимо Йовович, единственным именем в фильме, которое, что говорится, «на слуху», является Вентворф Миллер, более известный как Майкл Скофилд из «Побега из тюрьмы». Появление его в фильме по пост-аппокалиптической игре более чем символично, т.к. сразу после окончания «Побега», в прошлом году, долго муссировались слухи о главной роли Миллера в сериале по еще одной популярной игре - Биошок. Но там, вероятно, что-то не сложилось, и вот Миллер, сбросив пару лишних кило, набранные под шумок финальных аккордов саги о братьях-беглецах, впервые появляется на экране за последние полтора года. И смотрится, как говорят, очень и очень.
Нельзя не отметить еще одного персонажа - здоровенного зомби с топором. На фоне «пластиковой» толпы загримированной под зомби массовки (такое чувство, что создатели зомби-фильмов используют магические Ctrl+C и Crtl+V при для наполнения фильмов эпизодами с «живыми мертвецами»), он смотрелся весьма неплохо, хотя «Сайлент Хиллом» от него веяло прилично…
Еще один аспект, который хочется заметить - это музыка. Четвертая «обитель» стала одним из не многих фильмов, о которых можно сказать, что музыка отличная, а саундтрек - ужасный. Динамичные мелодии, местами очень динамичные, не подчеркивают динамику того или иного эпизода, а наоборот, на фоне музыки он кажется нудным и затянутым. Хотя, музыка - это не самое худшее, что можно сказать о фильме.
Резюмируя все выше сказанное, несмотря на всю приведенную критику, можно с уверенностью утверждать, что «Обитель зла 4» - самый сильный фильм серии после первой части. Более того, самый прибыльный (при бюджете в 60 миллионов фильм уже переплюнул отметку в 250 миллионов сборов). Намек на пятую часть, в концовке, конечно имеется, и, после такого успеха как всегда «нужно» снимать продолжение.
Поэтому, где-то в глубинах человеческой души, все еще теплится надежда, что у этой франшизы, и после второго, уже хирургического, вмешательства Пола Андерсона, есть надежда будущее…
Максим Сябер