В этом году исполнилось 75 лет с тех пор, как в Алматы появились трамваи. Мы покажем вам работу трамвайного депо изнутри, вспомним историю этого вида транспорта и попытаемся заглянуть в его будущее.
1. Сейчас транспорт переживает не лучшие времена: в Алматы работают два трамвайных маршрута: №4 и №6. Всего в строю 20 вагонов. Сейчас в сутки трамвай перевозит около 5000 человек. Зимой трамваев на ходу меньше, чем летом. Интервал движения 15-20 минут, он увеличивается, когда вагон ломается и уходит на ремонт в парк.
Трамваи выходят на линию рано утром, но перед этим, ночью их готовят к работе.
Бахтияр Абдикадыров, слесарь по ремонтy подвижного состава.
- Работаю здесь 4 года. Работа нравится, стараемся, все делаем для того, чтобы транспорт был на ходу. Вот сейчас нам до утра надо включить печку и просушить вагоны.
Нуржан Нурсултанов, начальник смены.
- Работаю 5 лет. Ночью очень трудно, холодно, темно. Условия никакие. Вечером получаю заявку о поломке трамвая. До 3-4 ночи собираю один вагон, до утра если успеваю - хорошо, потом делаю выпуск вагонов на линию. Трамваи, на которые заявки на ремонт не поступило, тоже вечером проходят технический осмотр - чтобы днем нормально, без поломок, работали. Мой график - сутки через двое. Зарплаты хватает, я холостой!
Нуржан проверяет тормоза.
Бахтияр ремонтирует токоприемник.
Галина Юрьевна, диспетчер
- В этой системе работаю с 1995 года, а именно в трамвайном парке с 1996 года. До этого трудилась в троллейбусном, но его закрыли
Диспетчерская служба заключается вот в чем: ремонтники дают нам подвижной состав, а дальше мы работаем согласно наряду.
Мы пользуемся новыми технологиями, отслеживаем движение трамваев по GPS. Это гораздо проще, чем раньше, теперь мы не работаем вслепую. Бывает, нам звонят пассажиры и спрашивают, через сколько подойдет трамвай к определенной остановке, и мы смотрим, где трамвай, есть ли заторы и отвечаем. Трамвай хороший, безопасный вид транспорта. А когда он идет на обособленном полотне (например, в микрорайоне "Орбита"), то не зависит от пробок на дороге, которых становится все больше. Я люблю трамвай, как говорится, город без трамвая - аул. В крупных городах мира самые большие перевозки по городу делают метро и трамвай.
У нас хорошие маршруты - №4 и у №6, оба идут в густонаселенные районы, вечером они всегда полны пассажирами. Когда машины не заезжают на рельсы, то трамваи быстрее автобусов едут. Простои часто бывают из-за того, что на полотне происходят аварии: автомобили сталкиваются и блокируют трамвай. Мы теряем время, пассажиров, деньги. В последнее время дорожная полиция стала быстрее реагировать, мы с ними договор заключили. Есть еще одна проблема: когда идет снег, мы хотим, чтобы городские службы помогали нам чистить трамвайные пути.
Светлана Иосифовна Попова, по профессии фельдшер
Именно она допускает водителей к работе, проверяет их на употребление алкоголя с помощью алкотестера.
Светлана Осиповна рассказала нам о том, что в депо водятся привидения. Многие сотрудники видели, как качается пустой трамвай ночью в депо.
Жанна Владимировн Лешова водитель трамвая.
- Работаю водителем с 2003 года. Была бригадиром маршрута, а до этого - преподавателем в университете КазНУ. Здесь мне нравится: постоянно в пути, общение, узнаешь много нового, кругозор расширяется. Муж раньше здесь работал, тоже водителем. Мы с ним поменялись местами. Он пошел в КазНУ, а я сюда водителем. Он ушел по состоянию здоровья.
Жанна Владимировна переставляет пути на свой четвертый маршрут.
Михаил Михайлович Чайка, наставник водителей, инструктор учебного трамвая.
- Работаю с 2003 года. Окончил курсы по вождению трамвая, проработал 5,5 лет. Потом был небольшой перерыв. Сейчас снова вернулся, освободилось место наставника водителя. Наставничество появилось еще в советское время. Наставник - это мама и папа для водителей трамваев. Мои обязанности: помогать, следить за дисциплиной, требовать соблюдения правил. Нам мешает техническое состояние вагонов, они изношены. Ситуация изменится к лучшему уже в ближайшее время, директор уезжает за новыми вагонами в Германию. Так что перспективы есть и они хорошие.
Смена начинается в 6.30 утра.
Трамваи ждут своей очереди на выезд из парка. Каждый трамвай выезжает в назначенное время
Фарида НазимовнаРоманова, водитель маневровых работ, распределяет трамваи на утренний рейс.
Номера маршрутов, вагонов, номера водителей, время выхода.
Собаку Анфису трамвайщики подобрали на конечной станции, с тех пор она живет в депо
В начале декабря был сильный снегопад и трамваи встали на 4 дня. Такого никогда не было. Сотрудники депо вышли на улицы города и пробивали все линии вручную. Иначе бы трамваи встали до весны.
Утренняя планерка в кабинете директора трамвайного депо Абдибека Мухамеджанова.
На планерке обсуждались проблемы, возникшие утром. На линию выехало 11 трамваев вместо запланированных 13. Не успели отремонтировать трамвай в срок. На работу не вышла одна работница, заболела.
Абдибек Мухамеджанов, директор трамвайного депо:
- В середине 80-х в депо было 200 трамваев, 10 маршрутов. Но с развалом СССР из-за неправильной политики руководства города наш вид транспорта пришел упадок. В 1997 году было 47 категорий льготников, каждый депутат, прорывавшийся к власти на выборах, обещал бесплатный проезд за счет общественного транспорта. Мы не могли покрывать свои убытки. Из 10 человек только трое платили за проезд. В итоге акимат решил оставить льготы для инвалидов и фронтовиков. Стало легче. В этом году акимат Алматы помог нам с закупом 20 б/у чешских трамваев. Это позволит нам продержаться до лучших времен.
Ремарка от редакции: тем временем в Астане тоже решили запустить свою сеть трамваев из французских вагонов.
http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/okolo-50-legkorelsovyih-tramvaev-planiruyut-zapustit-v-astane-k-EXPO-2017-225113/ У нас остались сотрудники, которые работают здесь по 30-40 лет, это фанаты своего дела, другие уже давно ушли сами. Люди приходят к нам устраиваться, смотрят на условия работы, разворачиваются и уходят. Сторож в коммерческой организации получает больше, чем наши специалисты! Отопления в цехе нет, работа на морозе. Здесь люди зарабатывают нелегкий хлеб. Средняя зарплата у нас - 50-60 тысяч тенге, зимой она уменьшается, потому что зависит от нашего дохода, оттого, сколько пассажиров мы перевезли. Хочу сказать всем сотрудникам спасибо за то, что они работают, выдерживают все это.
Сейчас сложно с запчастями, есть завод в России, который выпускает запчасти на наши вагоны, это накладно, некоторые запчасти приходится искать на базаре. Пробовали покупать китайские, но они постоянно ломаются. Если бы работали заводы АЗТМ и им. Кирова,
http://www.voxpopuli.kz/post/view/id/840 мы бы размещали там свои заказы, а не в России.
В трамвайном депо есть курсы по подготовке водителей трамваев и троллейбусов.
Алтынбек Талдыбаев, преподаватель ПДД, обучает новобранцев трамвайным правилам дорожного движения.
Вечером, в 21.00 трамваи возвращаются в парк. Они должны работать до 22.00, но не хватает времени для того, чтобы ремонтировать вагоны и выпускать их на следующий день.
Елена Федоровна Маркина, старший кассир-оператор вечером снимает кассу.
Мария Тухтарова, водитель
Ее вагон собрал за день всего 7140 тенге, трамвай за день дважды ломался и приходилось возвращаться в парк на ремонт. Другой водитель, Гуля Ташева, заработала 18 615 тенге. Повезло, что поломок не было.
Нурия Султановна Жанабекова, кассир, работает здесь уже 5 лет
- Работаю сутки, тяжеловато, конечно. У нас есть аппарат для пополнения баланса на электронных картах для проезда. Постоянные пассажиры приходят к нам для того, чтобы заправить карточки. Это очень удобно. Например, проездной билет действителен только месяц, а карта действительна, пока на ней есть деньги.
Коробки от валидаторов.
Аппарат по зачислению денег на карту
Аппарат по отбору мелочи
Вечером вагоны отправляются в депо на ремонт и проверку, а рано утром снова в путь.
Ночью на улицы города из депо выезжает трамвай, на котором многие алматинцы готовы покататься за 500 тенге!
Два года назад три друга-студента Нуркен, Павел и Бахтияр пришли к директору трамвайного депо и рассказали о своей идее - создать трамвай-кафе. Им отдали старый списанный вагон Tatra T3D 1976 года выпуска и ребята сами его восстановили и отремонтировали. На это ушел год, они вложили в него немало денег.
В зимнее время этот трамвай является отличным подспорьем для трамвайного депо - раньше для пробивки путей от льда в ночь выходил пустой вагон, теперь же эту функцию выполняет вагон-кофейня.
Сразу же трамвай стал популярным, столик приходится бронировать за неделю. Недавно в Алматы приезжали ребята из Павлодара для обмена опытом - они тоже хотят открыть в своем городе трамвай-кафе.
У сотрудников трамвайного депо недавно появилась надежда на то, что их транспорт будет развиваться.
- Есть идея запустить ЛРТ - легкорельсовый транспорт - 30-40-метровые вагоны, многосекционные, комфортабельные. Проект прошел экспертизу, но он очень затратный, - рассказывает Абдибек Мухамеджанов. - Город сам не может его потянуть, нужны капиталовложения и инвесторы, которые смогут вложить свои деньги. В проекте мы предусмотрели строительство нового трамвайного депо, реконструкцию трамвайных линий и покупку новых подвижных составов. Запуск одного маршрута займет около 3,5 года. Пилотным проектом является 4 маршрут - от Аксая до станции Жетысу. Есть план соединить Каскелен с Талгаром, увеличить сеть трамвайных линий на 100 км, "захватить" аэропорт и железнодорожные вокзалы. Но это все в будущем, сейчас для нас главное выжить, не растерять специалистов до реализации проекта ЛРТ
7 ноября 1937 года. Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК.
Этот репортаж был бы неполным, если бы мы не вспомнили историю алматинского трамвая, в которой был свой расцвет. Первый в мире трамвай появился в 1881 году, до Алма-Аты он добрался только в 1937 году.
Всего создание трамвайного транспорта обошлось в 3 млн. 500 тысяч рублей. На что именно ушли деньги, можно увидеть в этом документе.
Строительство шло сложно, необходимые материалы запаздывали, были проблемы с финансированием и даже руководством. Чтобы навести порядок, в дело даже вмешался Мирзоян, который тогда возглавлял КазССР. В итоге в последние три месяца пришлось работать ударными темпами, чтобы успеть сдать стройку в намеченный срок. Отличившимся на строительстве рабочим выдали в качестве премии одежду.
В первый свой рейс по улицам КазССР вагон отправился 7 ноября. За первых три дня работы трамваи перевезли 15 000 алматинцев. За 15 дней - 300 тыс. человек. Новый транспорт был в диковинку и все старались на нем прокатиться (не правда ли напоминает запуск метрополитена?). Первое время это можно было сделать бесплатно. В нормальном режиме трамвай начал работать только в конце ноября, до этого пришлось устранять разного рода неполадки. Протяженность линии составила 7, 5 км, всего было 16 остановок.
Первый выпуск водителей трамвая, 1937 год. Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК.
Интересная деталь - появление трамвая в нашем городе привело и к установке светофоров. Прежде их не было и в первое время были нередки ДТП с участием нового вида транспорта.
Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК.
Рабочие-путейцы у трамвайного депо на пересечении ул. Гоголя и Уйгурской. Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК.
Во время войны водителями трамваев стали женщины. Зимой трамваи не отапливались и кондукторы сильно мерзли. Тогда им приходилось на остановках выходить из трамвая и бежать рядом с ним, чтобы согреться. На следующей остановке они возвращались в салон и обилечивали пассажиров.
Трамвайный парк. Маляр во время работы. Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК.
Трасса трамвайных линий первой очереди, 1937 год. Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК.
Водитель и кондукторы перед трамваем КТМ-2 на станции Талгарская, 1948 год. Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК.
1946 год, сотрудники трамвайного депо. Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК.
1985 год. Б. Бекбулатов (второй слева) - бригадир слесарей трамвайного депо, кавалер двух орденов Трудовой славы среди сотрудников. Автор фото Е. Шлей. Фото из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК.
На 80-ые и начало 90-ых пришелся расцвет трамвая в городе. Тогда по Алматы курсировало 200 трамваев, было 11 маршрутов, в депо работало 700 человек, протяженность пути составляла 93 км. Напомним, сейчас осталось 2 маршрута, 20 трамваев и 60 сотрудников.
В 1995 году, когда трамвай перевели на самоокупаемость, депо оказалось на грани закрытия. Вагоны разваливались, маршруты уничтожали.
- Мы начали бороться за трамваи, к нашему счастью, поменялся и аким Алматы, мы начали выступать во всех СМИ, бить тревогу и мы отстояли трамвай, - вспоминает Абдибек Мухамеджанов. - В 1998 году решили купить б/у трамваи чешского производства в Германии. В январе 1999 года мы получили первую партию и постепенно списали все старые трамваи. Чешским трамваям на тот момент было около 20 лет, но именно благодаря им мы вышли из тупика. Был резкий скачок и настроение поднялось у рабочих, и наш доход поднялся в разы. Оказывается, также работают наши коллеги и в других городах, в том числе и в России. Чешские трамваи быстро окупаются и они хорошего качества. Например, в Днепропетровске покупают каждый год по 50 вагонов. Сначала все это было дешево, но потом немцы вошли во вкус и повысили цены. Тогда 40 трамваев мы купили за миллион долларов, а сейчас они сильно подорожали. Чтобы новый трамвай запустить, нам нужно привести дорожное полотно в норму, на наших разбитых линиях новый трамвай долго не выдержит. Надеемся, что в первый квартал 2013 года у нас уже будет 20 "новых" трамваев.