Как я вёл совместную закупку

Aug 10, 2012 10:18

До недавнего времени вся эта история с закупками представлялась мне всего лишь мелким эпизодом. Однако же, когда я пробую её кому-нибудь рассказать, мой рассказ непременно вызывает интерес. Всё же мой самодельный микробизнес продержался больше года, и теоретически, мог бы жить и дальше, если бы я его умышленно не бросил.

Что такое совместная закупка, полагаю, объяснять особо не надо. Это основа потребительской кооперации - группа покупателей договаривается между собой и заказывает у оптового продавца партию товара по оптовой цене. Наиболее инициативный покупатель, который всё организует, получает вознаграждение, обычно 15%.

На практике организаторы закупок из "инициативных покупателей" очень быстро превращаются в розничных торговцев, которые, впрочем, могут удерживать цены ниже среднерыночных из-за отсутствия сопутствующих расходов и налогов, а главное - из-за того, что закупка чаще всего не способ заработка, а просто хобби, приносящее вдобавок некоторую копейку.

Как вы, наверное, знаете, моя жена работает в крупной продуктовой компании, соответственно, у нас была возможность заказать небольшую партию продуктов по цена опта. В качестве наиболее перспективного товара я выбрал замороженное мясо, всего три вида - свиная лопатка российского производства, шейка свиная российская и шейка свиная венгерская. По качеству оно явно обходило любое мясо из магазина, а по сравнению с шашлыком из венгерской шейки любой другой шашлык мог смело отправляться прямиком в мусорное ведро, так что в преимуществе моего товара я был уверен.

Недолго думая, я просто вывесил пост в ЖЖ, тут многие, наверное, помнят эти мои посты с продуктовыми картинками. Разместив пост, я принялся ждать клиентов. Ждать пришлось не так уж и долго, ибо первый заказ поступил буквально минут через пятнадцать. Так мне удалось сбыть пару коробок мяса, а также лично познакомиться с iguanodonna и mejamir.

Надо было расширять охват, и я полез глубже в интернеты. Тема совместных покупок там уже тогда была представлена достаточно широко, мне больше других понравился форум sptovarov.ru, ибо он только появился в сети и отчаянно нуждался в наполнении, отчего там не было никаких ограничений и обременений для вновь прибывающих организаторов.

Я расширил ассортимент, включив в него, помимо мяса, оливковое масло, сыр и несколько позиций по рыбе - китайскую тилапию, что-то ещё и испанскую радужную форель. Чтобы не попасть впросак с ценами, я специально заехал в магазин "Метро" и записал цены на совпадающие позиции. Для пущей привлекательности в конце своего поста я указал, что если кто-то не сможет забрать заказ сам, то я могу его привезти, и даже бесплатно. Этот пункт, который в начале казался милой мелочью, впоследствии приобрёл колоссальное значение, и, пожалуй, именно ему всё моё предприятие обязано как неожиданным успехом, так и неизбежным крушением.



Быстрой отдачи от форума я не ждал, однако же почти сразу пришёл заказ на пятикилограммовую коробку радужной форели с доставкой от некой девушки из Северного Бутово. Вслед подтянулись ещё несколько мелких заказов, и накопился достаточный объём для закупки.

В выходные я закинул форель в Бутово, так состоялся мой первый опыт в качестве службы доставки. Надо отметить, что эта же форель продавалась, да и сейчас продаётся, в магазине "Метро", но отнюдь не коробками и даже не килограммами. Там была упаковка из двух рыбок по 170 г, то есть всего 340 граммов, и стоили эти граммы больше, чем у меня целый килограмм. Приятным сюрпризом стал хвалебный отзыв на форуме, моя покупательница не только похвалила саму рыбу, но и отметила, что на ней совершенно нет льда, тогда как в магазинах ей "чтобы купить килограмм рыбы, приходится покупать полтора". После этого появился устойчивый спрос на форель, и до самого конца радужная форель оставалась одной из главных статей дохода, несмотря на рост цен.

В каком-то смысле мне на руку сыграло низкое качество рыбы, продаваемой в "Ашане" и прочих магазинах. На магазинной рыбе могло быть и 50 и даже 100% ледяной глазури, тогда как на той, что предлагал я, её было 5-10%. К слову сказать, малый процент глазуровки - не абсолютный плюс. Хоть это и честно по отношению к покупателю, но такая рыба не может долго храниться и через некоторое время начинает сохнуть прямо в морозилке. Оптимальное содержание льда - процентов двадцать.

Раскрутиться мне удалось довольно быстро. Если сначала я планировал проводить закупку раз в три недели, то уже через пару месяцев я перешёл к двухнедельным интервалам, а потом закупки стали проходить еженедельно. Каждую неделю я суммировал принятые на форуме заказы, отсылал его поставщику, потом принимал товар и фасовал его в соответствии с заказами. Некоторые заказчики приезжали за своими заказами прямо ко мне, но с каждым разом всё больше и больше людей просили привезти привезти товар им домой. В самом скором времени я сделал доставку платной - сто рублей. Тем не менее, заказов меньше не стало. Появились постоянные клиенты, например, на улице Архитектора Власова я побывал раз раз десять. Там напротив находился магазин "Италмаркет", там можно было найти почти весь мой ассортимент, но на фоне тамошних цен моя закупка выглядела более чем привлекательно.

Спрос на рыбу был очень уверенным, и покупатели постоянно интересовались сортами, которых у моего поставщика не было, и я сделал ловкий, хотя и не очень честный ход - стал покупать часть рыбы на Дорогомиловском рынке. Там, если знать куда обратиться, можно купить рыбу и морепродукты очень высокого качества, без льда и по скромной цене. К тому же на рынке я мог докупить что-то из товаров, которые не пришли от поставщика. В последнем случае прибыль была мизерная, зато это помогало мне "сохранить лицо" и поддержать свой имидж надёжного организатора. Хоть всё это формально и не укладывалось в понятие "совместной закупки", но действовал я, конечно же, из лучших побуждений, и все остались довольны. Собственно говоря, "совместность" закупки, никого из моих постоянных заказчиков не волновала. По молчаливой договорённости я просто привозил им на дом продукты нормального качества по умеренной цене и в удобное для них время, а они мне за это платили, вот и всё.

Как я уже говорил, организатору полагается 15% от суммы продаж, на самом деле, возиться за 15% нет никакого смысла, если только вы не торгуете бриллиантами. Обычно на форумах за этим следят и просят предъявлять модератору копии накладных, но я этой унизительной процедуры избежал. Посему у меня наценка была 30-60%, однако же я никогда не терял берегов и следил, чтобы цены были ощутимо ниже, чем в магазине "Метро". Вообще торговые сети работают с наценкой от 30% до 100% в зависимости от товара, в ресторанах обычно наценка 300-400% и выше, предела тут нет, ибо даже очень дорогие рестораны готовят большую часть меню из тех же продуктов, что и не очень дорогие.

Что касается взаимодействия с людьми - я в очередной раз убедился, что хороших людей на свете гораздо больше, чем плохих.Ситуаций, которые можно было бы назвать конфликтными, я могу вспомнить всего две. Первый раз муж одной из покупательниц, приехав на Ауди Q8, с ходу полез в залупу, типа я ему недостаточно точно взвесил рыбу, и забирать заказ отказался. Как я думаю, он и не собирался его забирать, и приехал исключительно с целью отвадить свою жену от таких покупок. Другой случай, когда некая тётка заказала коробку свиной лопатки и тоже отказалась забирать, как я узнал чуть позже, это была просто местная сумасшедшая, какие водятся на каждом сколько-нибудь посещаемом форуме. Товары, конечно, не пропали, я просто пристроил их в другие заказы.

Надо отметить, что я смотрелся очень выгодно на фоне многих других организаторов. Те зачастую вводили у себя в закупках жёсткие правила, требуя прибыть за своим заказом, например "Возле пятой колонны на ст.метро "Красносельская" строго с 17 до 17-15, подходим строго по одному, деньги строго без сдачи в запечатанном конверте, отходим быстро, заказы не рассматриваем, с организатором не разговариваем". Я старался каждому идти навстречу, подстраиваясь под удобное время. Среди заказчиков преобладали молодые мамы, сидящие дома с детьми и лишённые возможности как следует пройтись по магазинам.

Кстати, если вам интересно, обвешивал ли я покупателей - нет. В этом нет никакого смысла, обвес на 100 граммов принёс бы мне лишние 20 или 30 рублей, но в случае даже какого-нибудь сомнения со стороны получателя заказа можно было ославиться на весь форум. Проще было поднять цены на 10 рублей, а вес округлять в пользу клиента.

Каждая еженедельная закупка приносила мне около 4000 рублей чистой прибыли. Сумма могла колебаться, например, из-за того, что часть закупленного не уходила в заказы немедленно, а оставалась в закромах до следующего раза. Я всё собирался отделить закупочные деньги от личных и вести отдельную бухгалтерию, но почему-то так этого и не сделал, хотя было бы удобно. Ассортимент расширился настолько, что я уже не помнил все цены наизусть и при необходимости справлялся в собственном прайс-листе. На пике формы моя закупка включала в себя с десяток разных видов замороженного мяса, мраморные стейки, несколько сортов сыра, кое-какие мясные деликатесы, оливковое масло Olitalia разных сортов, штук тридцать разных замороженных тортиков, итальянские приправы и соусы, морепродукты, ну и рыбы тоже сортов десять или двенадцать.

Так продолжалось где-то полгода или чуть побольше. С точки зрения рыночной бизнес-модели всё было гладко. Но по мере роста объёмов проблемы стали возникать с технической стороны, и чем дальше, тем больше. Не зря все пособия для начинающих предпринимателей не рекомендуют начинать с продуктов питания. Обслуживание закупки занимало всё больше и больше времени и сил. Постепенно я начал ощущать, что управляюсь с закупкой уже не запросто, как поначалу, а с определённым усилием.

Сбор заказов заканчивался в четверг в 12 дня, то есть в рабочее время. После этого надо было подбить итоги, просуммировав однородные товары, получался длинный список. Потом надо было позвонить поставщику и продиктовать список оператору, нигде не ошибаясь. На следующий день так же в рабочее время приходил грузовичок с товаром, ту надо было исхитриться найти ему такое место для парковки, чтобы не приходилось бегать с коробками через всю улицу. Затем, постоянно сверяясь со своим списком, перегрузить товары из грузовика к себе в машину, а суммарный вес закупки очень быстро перевалил за 50 кг, а иногда подступал к центнеру. Расплатиться с водителем, для чего иметь запас достаточно мелких денег, потому что сдачи у водителя никогда нет. Всё? Как бы не так. Закупка обычно проходила в пятницу, многие заказчики хотели забрать заказ до отъезда надо и уже с середины дня одолевали меня звонками и письмами. Соответственно, надо было их обзвонить, потом вскрыть коробки, тут же на улице расфасовать для них их заказы, для чего нужно было иметь с собой весы, запас пакетов и коробок, упаковочную бумагу, и желательно нож для вскрытия коробок, ибо пилить упаковочную ленту ключами - чистый ахтунк. Естественно, тут же рассчитать стоимость заказа, для чего нужно иметь калькулятор и заполнить самокопирующуюся накладную для собственной отчётности, для чего нужны были как минимум бланк и ручка. Естественно, нигде не ошибиться, потому что любая ошибка могла либо погубить всю прибыль, либо подмочить мою репутацию в зависимости от знака. Всё это в рабочее время и на улице. Рассчитавшись с нетерпеливыми, я ненадолго возвращался на работу, и через некоторое время сваливал домой, особенно летом нельзя было задерживаться, потому что заморозка в машине могла подтаять. Доехав через все пробки к дому, я затаскивал всё домой. Думаете, гемор закончился? Хрена, ещё надо было распотрошить все коробки, рассортировать товары, заморозку запихнуть в морозилку, остальное куда получится. Тут можно было выдохнуть. Заморозки со временем становилось всё больше, в наш холодильник она уже не лезла, так что я купил подержанную морозильную камеру "Сименс" на 250 литров. Без неё я бы не управился.

А потом наступал день доставки, потому что за очень небольшим исключением все просили привезти им заказ на дом. Цену доставки я вначале установил в 100 рублей, затем поднял до 200, но это никого не останавливало. Надо было выгрести все товары из морозилки, холодильника и шкафов, всё распаковать и перетрясти, всё перефасовать, взвесить, завернуть в газеты, упаковать в коробки и заклеить их скотчем, рассчитать стоимости и выписать кучу накладных. Действовать надо было быстро, ибо заморозка ждать не будет, но всё равно фасовка и упаковка иногда занимали два или три часа и к концу я уже падал с ног, хотя ещё толком ничего не началось. Потом надо было стащить всё вниз и погрузить в машину, учитывая, в каком порядке я буду вручать коробки заказчикам, и, вооружившись списком адресов и телефонов, отправляться в дорогу.

Рекордом стал воскресный заезд по маршруту Жулебино - Королёв - Юбилейный - Хлебниково - Долгопрудный - Тушино. Раньше я почти нигде из этого списка не бывал, и всю дорогу двигался по навигатору, и вдобавок в тот день была оттепель и Москву накрыл сплошной туман. Домой я вернулся лишь поздно вечером, зато был поставлен и денежный рекорд - 7200 рублей прибыли с одной закупки.

Возникали также проблемы, от меня не зависящие. Самое простое - что-то из заказанного просто не привозили, потому что пока я собирал заказы, позиция на складе успевала закончиться. Иногда были ошибки, например, вместо бараньих рёбер привозили баранью ногу. Были и ещё более досадные ситуации, например, как-то раз вместо сушёных томатов привезли сушёные томаты в масле, я вернул их обратно. После этого две или три недели подряд приходили заказы на томаты в масле, а на складе они как раз в это время закончились. Ещё более скверная штука - изменение качества товаров с сохранением названия позиции. Одно время был довольно устойчивый спрос на аргентинский говяжий огузок. Потом вдруг безо всякого предупреждения начали привозить бразильский, он гораздо жирнее сам по себе, вдобавок при зачистке на нём сбоку специально оставляют полосу жира, да и сами куски почти в два раза крупнее. Предсказать, какой огузок привезут в следующий раз, было невозможно, и спрос постепенно сошёл на ноль. Ещё хуже была история со свиной вырезкой, если поначалу кусок вырезки достаточно точно весил 900 г, то потом вдруг повалила вырезка размером с сосиску, по 200 и даже 150 граммов, как будто её вырезали не из свиньи, а из кошки. Естественно, такую ерунду покупателям нельзя было даже показывать, приходилось говорить, что вырезка не пришла, или докупать её на рынке. Постоянно надо было решать иррациональную задачу прогнозирования спроса, при том что держать дома большие запасы я не мог, запасы занимали драгоценное место и выводили деньги из оборота.

Или вот совсем простая на первый взгляд вещь - замороженные товары я для сохранения заморозки заворачивал в несколько слоев газеты, кстати, газета прекрасно удерживает холод, гораздо лучше, чем можно подумать. Так вот даже это постепенно превратилось в проблему, ибо требовалось совершенно безумное количество газет. Естественно, я пачками собирал все рекламные газеты в своем подъезде, не стеснялся тиснуть десяток штук в подъездах у заказчиков, всегда брал бесплатные издания у метро, и заказчик мог получить от меня кусок свиной шейки завернутый во что угодно от "Москоу Таймс" до "Свидетелей Иеговы". Дома у меня скапливались огромные газетные кучи, каждую неделю я думал "уж на этот-то раз точно хватит", но потом их каждый раз не хватало. Нужны были картонные коробки, я приспособился набирать их возле детского магазина, поэтому заказчики получали свои заказы в коробках из-под памперсов и "Фрутоняни".

По мере нарастания оборотов я старался сместить интерес покупателей от рыбы и прочей мелкой заморозки к итальянским деликатесам, это очень удобный товар, он занимает мало места, он не тяжёлый, достаточно дорогой и к тому же имеет огромный запас по наценке в сравнении с ценами у конкурентов. Можно сказать, что мой план не удался. Я могу вспомнить только пару заказчиков, которые целенаправленно заказывали итальянский сыровяленый окорок и итальянский сыр, у всех остальных это были лишь добавления к основному объёму заказа, состоящему из дешёвой рыбы, которая хоть и приносила прибыль, но, пожалуй, меньше, чем отнимала сил. Приличные деньги делались только на испанской радужной форели.

Через год после начала всей этой истории с закупкой я тянул её уже, сказать по правде, через силу. С одной стороны, хотелось всё бросить, с другой - я уже привык получать дополнительные деньги, слушать слова благодарности и вообще пользоваться некоторой популярностью хотя бы в пределах форума. Бросил я всё в один необычайно тёплый апрельский день.

В тот раз из-за нелепой пробки я не смог подъехать к работе на машине, и оставил её очень далеко. В середине дня, естественно, в рабочее время, за своим заказом приехала какая-то девушка. Я побежал к машине, погода стояла солнечная, в зимней куртке мне было очень жарко. Уже вспотевший я добрался до машины, схватил в одну руку пакеты, в другую - замороженный торт и поспешил обратно. Тут мне начали звонить с работы - им там именно в этот момент что-то срочно понадобилось. А я вдруг вспомнил, что забыл с машине пакет с сушёными томатами, и с половины дороги повернул обратно, с пакетами и замороженным тортиком в руках. Добежал до машины, схватил пакет с томатам и помчался назад ещё быстрее. Когда я всё-таки притащил заказ к условленному месту, я уже угорел настолько, что даже не разглядел лица заказчицы. И тут я как-то внезапно очень отчётливо почувствовал, что с такими пробежками и вообще с таким режимом работы, с нагрузкой на одновременно на мозг, сердце и нервы можно просто так упасть посреди улицы и умереть от инфаркта или инсульта или ещё от чего-нибудь. Поэтому я поднялся в офис и прямо с рабочего компа закупку закрыл, потому что здоровье стоит дороже, чем пять тысяч рублей в неделю.

Так закончилось моё необычайно прибыльное микропредприятие. На память осталась морозильная камера "Сименс", мы ей пользуемся до сих пор, очень удобная штука.

PS Вот, кстати, если кому любопытно, наткнулся в гугле на свою ветку с закупкой на форуме: http://sptovarov.ru/myaso-sheika-lopatka-vyrezka-koreika-ryba-fore-t908.html? Я думал, что её удалили безвозвратно. Вижу, там ассортимент был даже шире, чем я написал.

Сделай сам, Прорывы, Вспомнилось

Previous post Next post
Up