Подарок СталинуОтображение сталинской эпохи в кино - невероятно сложное дело, требующее от режиссера и актеров подходить к процессу с особой тщательностью, тактом, художественным чутьем и любовью даже к самым трагическим страницам в истории своей страны. Два предыдущих десятилетия отмечены значительным интересом кинематографистов к этому времени, однако большинство фильмов было снято в столь популярном в то время стиле «дотянулся проклятый Сталин», и только немногие из них представляют определенную художественную ценность и интерес для кинозрителей.
Однако, некоторые фильмы, вышедшие за последние годы и снятые без идеологических перекосов как в ту, так и в другую сторону, дают повод для осторожного оптимизма. Одним из таких фильмов на наш взгляд является «Подарок Сталину».
Действие фильма Рустема Абдрашова происходит в 1949 году. Маленький еврейский мальчик по стечению печальных обстоятельств остается под опекой пожилого обходчика Касыма, семья которого погибла во время голода 30-х годов. Последующие события фильма представляют собой трогательную историю заботы старика Касыма о мальчике, а также жизни других обитателей многонационального поселения. Достаточно интересно отображена послевоенная жизнь, с одной стороны наполненная трагическими событиями, с другой стороны демонстрирующая зрителю примеры настоящей дружбы народов, закаленной противостоянием с репрессивным аппаратом государства, представленными в фильме участковым майором НКВД, роль которого замечательно исполнил один из самых ярких и талантливых современных актеров - Александром Башировым. Кстати, стоит отметить прекрасную игру актерского ансамбля в фильме, помимо вышеупомянутого Баширова, актерское мастерство наивысшего уровня демонстрирует сыгравший Касыма Нуржуман Ихтымбаев, да и игра других актеров украшает картину. Пожалуй, только игра мальчика выглядит ненатурально и, признаться, иногда раздражает Похоже, правило «Невозможно переиграть детей и животных» не всегда соответствует действительности.
К плюсам картины стоит также отнести замечательную работу оператора и композитора Относительным недостатком является некоторая слабость сценария, некоторые сцены кажутся притянутыми за уши и ненатуральными, в частности сцена убийства на свадьбе или способ констатации смерти репрессированных на станции, отдающий вышеупомянутыми чернушными перестроечными фильмами. В целом же фильм, несомненно, является одним из достойнейших представителей казахстанского кинематографа.