"Изделие В", он же экпериментальный самолет с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) Як-36.
Разработан ОКБ Яковлева в конце 1950х. Оснащен двумя подъемно-маршевыми ТРД Р-27-300 с поворотными соплами и струйными рулями на законцовках крыла, в т.ч. с большой тягой в хвостовой части фюзеляжа и в носовой, вынесенным на длинной штанге, которые служили не только в управлении самолетом на переходных режимах, но и балансировке его на висении. Струйные рули управлялись автопилотом. Разгон выполнялся при повороте сопел двигателей в горизонтальное положение.
Указанная компоновка силовой установки привела к применению шасси велосипедного типа с одноколесной носовой и двухколесной задней опорами. Чтобы обезопасить пилота в нештатных ситуациях, в состав системы спасения
ввели устройство автоматического принудительного катапультирования.
Первый полет по полному циклу- "вертикальный взлет, горизонтальный полет и вертикальная посадка" был совершен 24 марта 1966 года.
Было построено три летных экземпляра- бортовые номера 36, 37 и 38. Самолет с б/н 38 участвовал в показе в Домодедово в 1967 году. На пилонах под крылом зрители могли наблюдать подвешенные блоки НАР-16. Но это было бутафорское вооружение поскольку слабым местом самолета оставалась малая грузоподъемность. В феврале 1971 года самолет с б/н "38 желтый" потерпел аварию и восстановлению не подвергался. На данный момент осталься лишь один экземпляр Як-36 в Монинском музее.
Click to view
Мизерная полезная нагрузка данного СВВП делала его бесперспективным, и вскоре в ОКБ приступили к разработке боевого самолета Як-36М, получившего после принятия на вооружение обозначение Як-38.
Модель СВВП Як-36, масштаб 1/72
>