Предлагаю вамему вниманию первую часть статьи «О персонаже», написанную одним из классиков мировой научной фантастики американским писателем Джеком Уильямсоном (1908-2006) для начинающих писателей.
Персонаж - это ключевой фактор, от которого зависит интерес к истории в целом. Говорим ли мы о мистике и вестернах, научной фантастике и фэнтези, популярной художественной литературе или высоко-интеллектуальных произведениях - все они зависят от персонажа. Посмотрите на приключения Шерлока Холмса. Со временем детали преступлений, улики и развязка склонны тускнеть, но мы всегда вспоминаем Холмса, его периоды вялости и активности, его трубку и махорку, его скрипку и кокаин, его мистические знания и его сверхъестественный дар к наблюдению и дедукции.
Доктор Ватсон служит лишь для того, чтобы выдвигать Холмса на передний план. Добродушный недотёпа обыкновенный в той степени, в которой Холмс является выдающимся, он не только рассказывает историю, но он также передаёт его благоговейное восхищение Холмсом. Тусклый в той степени, в которой Холмс является блестящим, он создаёт напряжение своей неспособностью видеть значение улик до тех пор, пока Холмс сам не раскроет дело.
Людей волнуют люди. Мы читаем, чтобы узнать людей, живых или мёртвых, настоящих или вымышленных. Животные в успешных произведениях о животных являются лишь маленькими мохнатыми людьми. Роботы, управляемые компьютерами или управляемые на расстоянии, обычно более рациональны и менее эмоциональны, чем большинство из нас, но наиболее запоминающиеся роботы - это по существу люди из пластика и металла. Инопланетяне, независимо от их происхождения или формы, интересны нам только в той степени, в какой они служат символами для людей: нашими копиями, нашими врагами или нашими друзьями.
Давайте посмотрим на техники создания. Персонаж строится вокруг черт личности: врождённых мотивов и устоявшихся образцов поведения. Эгоистичная жадность, верная любовь, преданность или пагубная привычка или одержимость. Главная черта - это та черта, которая побуждает к действию, она должна быть постоянной на протяжении всей истории до тех пор, пока мы не увидим причины для некоторого драматического изменения. Возможно, скрытая в начале, она должна быть ясно показана перед завершением истории. «Плоский» персонаж управляется одной доминирующей чертой характера; «выпуклый» персонаж является более сложным и он часто разрывается на части из-за конфликта между чертами характера.
Ведущие персонажи должны быть уникальными, но необязательно всегда настолько странными как Холмс. Вы можете выделить их посредством их необычного происхождения или их уровня культуры, особенного способа думать или говорить, посредством характерных привычек или даже одежды, которую они носят. Мы должны знать из лучше, чем кто-либо, и тем не менее, они должны сами показывать то, кем они являются посредством их собственных действий и решений, как Холмс, который опять и опять демонстрирует свою победоносную проницательность в отношении ещё одной загадки, которая поставила в тупик доктора Ватсона…
Читайте продолжение этой статьи в блоге Максима Уса
и НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ, впереди много интересного!!!