Узнав о прилете Ан-225 в Перт, я конечно не мог упустить такой шанс увидеть этот самолет в полете. Ниже небольшой рассказ с фотографиями. When I've heard that the An-225 is visiting Perth, I knew I couldn't miss this chance to see this aircraft flying. Below is a short story with photographs.
Фото 1. Ан-225 Мрiя на посадочной прямой, полоса 21 в Перте. An-225 Mriya on final approach, RWY 21 in Perth (YPPH).
Наверное много писать про этот уникальный самолет нет смысла, так как поиском в интернете все пользоваться умеют. Он был построен в СССР для перевозки советского космического челнока Буран, а также громоздких деталей ракет в сборе. Как следует из названия, разработка велась в КБ Антонова, чей проект такого транспортника был единственным реалистичным среди представленных на рассмотрение благодаря значительной унификации с Ан-124. Да и вообще тяжелые транспортники - это был их конек в советской системе (заметка для себя - надо почитать про историю создания Ил-76 и как он оказался у Ильюшинской фирмы). Понятное дело, работа над самолетом была окутана режимом секретности, и изначально он назывался просто и незамысловато - "изделие 402". А имя Mрiя, что означает Мечта по-украински (это наверное первое украинское слово, которое я узнал, и узнал благодаря этому самолету), было придумано генеральным конструктором П.В.Балабуевым за день до первой, скажем так, презентации самолета.
It seems pointless to write a lot about this unique aircraft, as everybody can do the Internet search. This aircraft was built in USSR to carry Soviet space shuttle Buran as well as bulky pre-assembled components of rockets. As it follows from the name, An-225 was designed by Antonov Design Bureau. Their project was the only realistic one among considered due to significant unification with An-124. And, in general, heavy transport aircrafts were their speciality in the Soviet system (note to myself - it would be good to read about the IL-76 history and how Ilyushin's company ended up designing it). Of course, all work on the aircraft was kept under the shroud of secrecy, and initially it was simply named "product 402". The chief designer P.V. Balabuyev came up with the name Mriya, which means Dream in Ukrainian (this is perhaps the first Ukrainian word which I learned, and it was all because of this aircraft), just one day before the first presentation of the aircraft.
Фото 2. Ан-225 Мрiя на посадочной прямой, полоса 21 в Перте. An-225 Mriya on final approach, RWY 21 in Perth (YPPH).
В перспективе также предполагалось использовать модификацию Ан-225 для воздушного запуска космических аппаратов, которая получила название Ан-325. Но этим планам не суждено было выйти за пределы КБ. К тому же, поскольку программа советского челнока не получила развития (Буран слетал всего один раз и под этот полет все задачи транспортировки выполнили на ВМ-Т), Ан-225 возил Буран только для сертификационных испытаний, а также на шоу в Ле Бурже. Хотя было начато строительство двух машин, только одна была закончена и летала. Для завершения строительства второй не было ни денег, ни необходимости ввиду ограниченного круга задач.
A modified version of An-225, which got a designation An-325, was considered to be a first stage for air launch of spacecrafts. But these plans were destined to remain forever at the design stage. As another interesting fact, An-225 happened to carry Buran on its back only for certification flights and to the show in Le Bourget. This is largely because the whole Buran program was wrapped up quickly (Buran flew only once and all transportation tasks for that flight were completed with VM-T or ВМ-Т in Russian as it is an acronym). The construction of two An-225s was started, but only one such aircraft had been completed and flew. There were neither funds, nor necessity to complete the second one due to a limited number of tasks for such an aircraft.
Фото 3. Ан-225 Мрiя на посадочной прямой, полоса 21 в Перте. An-225 Mriya on final approach, RWY 21 in Perth (YPPH).
Вскоре после распада Советского Союза, в независимой Украине самолет оказался невостребованным и был поставлен на прикол. Впрочем, окажись он в то время в России, судьба его, наверное, вряд ли была бы лучшей. Двигатели и ряд других агрегатов были сняты для использования на Ан-124, которые в это трудное с экономической точки зрения время зарабатывали деньги на грузовых перевозках. Первая попытка реанимировать самолет была предпринята в конце девяностых, но что-то не срослось с инвесторами, и понадобилось еще несколько лет, прежде, чем эти работы смогли начаться. Вроде как двигатели (они серийные от Ан-124) были взяты в аренду, что значительно удешевило стоимость, а остальное было профинансировано из доходов с грузовых перевозок силами самих Антоновцев. В любом случае, им надо отдать должное, что сумели сохранить и вновь поставить на крыло такую уникальную машину. Не летая, самолет бы быстро пришел в негодность. Также были закончены сертификационные полеты - эта программа не была полностью завершена в советское время. Судя по информации, которую мне удалось найти, все 600 с небольшим часов налета на тот момент, Ан-225 налетал без сертификата типа. В общем, начиная с 2001 года самолет снова стал летать, уже под украинской регистрацией UR-82060, и перевозить грузы, в основном крупногабаритные, которые в Ан-124 не влезают. Вот в этот раз в Австралию был перевезен генератор для одной из ресурсодобывающих компаний.
Soon after the Soviet Union collapsed and Ukraine became an independent country, the aircraft was mothballed due to little demand. However, the fate would unlikely be better, should this aircraft happened to be in Russia at that time. The engines and some other parts were removed to be used on An-124s which earned precious money with cargo flights when economical situation was difficult. The first attempt to resurrect the aircraft took place in late 90s. However, something didn't quite work out with investors and it took a few more years before this work could begin. It looks like the engines (they are the same as used in An-124 and are in factory production) were rented which cut the costs considerably, and the rest was funded from the cargo business profit by Antonov company themselves. Anyway, they have to be commended for saving this unique aircraft and getting it back in the air. Without regular flying, the aircraft would have quickly become impossible to restore. In addition, the certification flights were finally completed. This certification program was not finished during the Soviet times. According to the information I could find, all 600 and a bit hours which An-225 has flown by the time it was mothballed were done without a type certificate. Anyway, starting from 2001, the aircraft began flying again, this time under the Ukrainian registration UR-82060. The main job is mainly to carry bulky loads which wouldn't fit into an An-124. This time a generator for one of the mining companies was carried to Australia.
Фото 4. Ан-225 Мрiя на посадочной прямой, полоса 21 в Перте. An-225 Mriya on final approach, RWY 21 in Perth (YPPH).
Проснувшись утром, первым делом проверил время прилета - оказалось все задерживается на два часа. Кроме того, полоса 21 была в работе, а с этой стороны нормальных мест откуда хорошо видно полосу нет. По карте от Google наметил варианты, но пройти туда не удалось. Правда попутно нашел неплохое поле, откуда в итоге и пришлось потом смотреть. Народ там уже начал собираться. Так как время в запасе еще было, решил немного прогуляться поискать место получше. Ничего не нашел, но, пока искал, увидел, что полосу поменяли на 03, а это было плохо. С одной стороны, там конечно есть хорошие площадки для обзора. Но с другой стороны, так как ожидалось 50 тысяч народа, шанса туда попасть не было. Так что планы увидеть самолет в полете были под угрозой. Прогноз в целом благоприятствовал полосе 21, но ожидался большей частью боковой ветер, так что могли быть варианты. В общем, если бы я решил смотреть с того поля, то в случае полосы 03, я бы не увидел ничего вообще. К этому времени, я уже почти дошел до квонтасовского внутреннего терминала и время поджимало. По-этому решил поехать на автобусе, который ходит между терминалами, на другую сторону, там где было выделено официальное место для зрителей. Но уже в автобусе, проверяя ATIS, увидел, что полосу уже опять поменяли на 21. Так что пришлось в темпе возвращаться на такси на то поле - в запасе оставалось не так много времени. Но в итоге эта беготня завершилась успешно. Дальше будут просто фотографии.
The first thing I did when I woke up in the morning, is to check the arrival time. It turned out that everything was delayed by two hours. In addition, runway 21 was in use. And from this side, there are no decent places for photography with a good visibility of the runway. I planned a few options using Google maps, but it turned out to be impossible to pass there. However, while looking around I managed to find a good field, from which I had to watch the arrival at the end as it turned out. Despite this place being nothing but official location for spectators, people were already gathering in large numbers. As there was still some time in reserve, I decided to go for a walk in an attempt to find a better place. I didn't find anything worthy, but while I searched I noticed that the runway 03 became active. And this was a bad news. Although from one hand, there are good lookouts up there. From the other hand, as about 50 thousands of spectators were expected, chances to get there were very slim. Therefore, the plans to see An-225 flying were now in jeopardy. The forecast, in general, favoured runway 21, but with mainly a cross-wind there could be options. If I decided to go to the originally selected field while runway 03 was in use, I wouldn't be able to see anything at all. By that time, I already got close to the Qantas domestic terminal and the time started to be pressing. Therefore, I decided to take the inter-terminal transfer bus to get to the other side of the airport, where the official place to see the event was located. But, already in the bus, when I checked ATIS, I noticed that the runway was again changed back to 21. So I had to quickly grab a taxi and rush back to that field as not much time was left. Fortunately, this running around succeeded at the end. Below are only photos.
Фото 5. Задержка на два с небольшим часа. На Ан-225 нет ADS-B транспондера, но
www.flightaware.com в таких случаях очень полезен. Delay for two hours and a bit. An-225 doesn't have an ADS-B transponder, but
www.flightaware.com is very helpful in such circumstances.
Фото 6. Отсюда будем смотреть. This is the best viewing spot I could find.
Фото 7. Ждем - первый борт был B717. Waiting, the first aircraft was B717.
Фото 8. Ждем - второй борт был A320. Waiting, the second aircraft was A320.
Фото 9. Наконец дождались. Наш западно-австралийский ветерок явно чувствуется. Finally there. Our Western-Australian wind is definitely felt.
Фото 10. Наконец дождались. Наш западно-австралийский ветерок явно чувствуется. Finally there. Our Western-Australian wind is definitely felt.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16. Должно быть с вертолета на заднем плане хороший вид. A view from that helicopter in the background must be nice.
Полезные ссылки (Useful links - in Russian only):
http://www.buran.ru/htm/memory55.htmhttp://www.airwar.ru/enc/craft/an225.html А тут на английском (here in English):
https://www.flightradar24.com/blog/take-a-tour-of-the-an-225-and-follow-it-to-perth-australia-in-may/ Дополнение. Фотки с вылета в
следующей заметке.
Addition. Photos from departure are in the
next post (comments in Russian only).