Поездка на Мадагаскар

Apr 24, 2019 06:05


В середине прошлого года занесло меня по работе на Мадагаскар. Даже для моих поездок, это - очень нетипичное направление и своеобразный опыт, так что идея написать небольшой рассказ была сразу. Какие-то наброски я стал делать уже в поездке, надеясь всё закончить по горячим следам. Но потом стало совсем не до соцсетей, и теперь вот приходится уже дописывать по наиболее ярким воспоминаниям.



Фото 1. Змейка отдыхает. Национальный парк Локоби.

Почему собственно Мадагаскар? Это одна из стран участвующих в проекте SKA - большого нового радиотелескопа, часть которого будет в ЮАР и близлежащих странах, а другая часть в Австралии. Ну как участвующих, там должна быть одна из удаленных станций инструмента когда (и если) до этого этапа мы дойдем. А пока южноафриканцы решили там организовать конференцию в основном конечно рассчитанную на людей из тех стран. Несмотря на упоминание SKA в названии конференции, большая часть программы была посвящена общим проблемам обработки больших объемов данных на суперкомпьютерах, а собственно вопросы касающиеся радиоастрономии там занимали от силы треть. Но, впрочем, SKA в Африке, как мне кажется, изначально продвигался как проект имеющий целью стать локомотивом науки в целом в этой части мира. Так что было тоже интересно посмотреть на вопросы научной дипломатии, а фактически борьбы за влияние, где ЮАР старается не отставать от Европы и Китая, по крайней мере в своем регионе.



Фото 2. На заходе в Нуси Бе. Этот остров отделен от собственно Мадагаскара (виден в районе крыла) небольшим проливом.



Фото 3. На заходе в Нуси Бе, видна полоса аэропорта.

Само мероприятие было на острове Нуси Бе (или Нузи Би, что переводится с местного просто как большой остров) в северо-западной части Мадагаскара. Это, в общем-то, местный курорт, недоступный для большинства населения. Как я понял, никто из собственно мадагаскарских учёных и журналистов, коих все-таки было несколько человек на конференции, никогда там раньше не был. Так что основной контингент местных гостиниц - иностранцы. В основном из тех немногих стран, откуда есть прямые рейсы в Нуси Бе. Вообще, я бы сказал, что этот остров - неплохое место для поездки, если кто-то хочет познакомиться с Мадагаскаром в легкой версии экономя нервы и здоровье, так как там есть все, что есть на самом Мадагаскаре и представляет туристический интерес, но проблем в разы меньше. В пределах гостиниц жизнь в общем-то мало отличается от других подобных мест, а экзотики кому-то может хватить просто по пути туда и обратно.



Фото 4. Вид из номера моей гостиницы на Мозамбикский пролив

Транспортная логистика - нетривиальная проблема для поездок на Мадагаскар, особенно если надо добраться куда-то за пределами столицы. Поэтому-то большинство туристов на Нуси Бе и попадают прямыми рейсами. На внутренних рейсах монополия Air Madagascar, авиакомпании, которая одно время была в чёрном списке Евросоюза. Да и почитав отзывы про неё в интернете понимаешь, что регулярностью и надежностью она совсем не отличается. К тому же не стыкуется ни с чем, все опоздания рейсов - проблемы клиента, плюс ряд других африканских особенностей. Так что рекомендуют закладывать минимум 48 часов между предполагаемым временем прилёта и международным рейсом. В общем, особо быстрее сгонять туда и обратно все равно бы не получилось без риска нарваться на большие проблемы. И по опыту этой поездки надо сказать, что проблемы вполне реальны - ни один из перелетов не прошел как планировалось, и даже план Б не везде сработал, а всё в итоге получилось каким-то третьим вариантом. К слову, с Air Madagascar я все-таки в итоге попутешествовал и в Антананариво побывал, так как по пути обратно у меня получились большие приключения. Но повезло, что именно этот рейс был вовремя.



Фото 5. Завтрак в гостинице. Ящер пытался украсть мёд.

Хотя в общем-то можно сказать, что большая часть из этих сложностей возникла потому, что поездка была рабочей. Если бы я туда просто в отпуск ехал, то распланировал бы всё как надо с запасом, независимо от того, сколько это заняло бы времени. Заодно, ещё что-нибудь посмотрел бы. А тут и так уже вопросы задавали, почему поездка получается такой длинной. Ну и соответственно в частной поездке я бы не заморачивался бытовыми вещами вроде того, что во многих местах чеков не дают и карточки не принимают, или ещё какими нюансами подобного толка вроде взяток (мне, к счастью, не пришлось с этим столкнуться, но по рассказам других участников конференции я понял, что мне просто повезло). Так сказать, столкновение жизненных укладов страны первого мира и последнего.



Фото 6. Закат на Нуси Бе.



Фото 7. Закат на Нуси Бе.



Фото 8. Закат на Нуси Бе.

По пути туда авиационные накладки привели к тому, что я побывал на Реюньоне, французской территории в южной части Индийского Океана. Наверное, самый удалённый от собственно Европы кусочек Европы. Как оказалось, весьма красивое место. Надо будет туда как-нибудь по-нормальному съездить, как впрочем и на Маврикий, где у меня планировалась остановка в этой поездке, но было очень мало времени, чтобы что-то посмотреть, включая местный радиотелескоп. И надо сказать, что авиакомпания Air Mauritius определённо оказалась открытием года. Всё очень неплохо по уровню сервиса, и даже был бесплатный интернет на борту.



Фото 9. Закат на Нуси Бе из другого места (где у нас была конференция)

Перед визитом на Мадагаскар, посещение Реюньона было большим благом. Можно было снять евро в банкомате, а также разменять крупные купюры. На Нуси Бе всей этой инфраструктуры нет (ну вернее банк есть, один, где-то в городе), а мелкие евро нужны. Причем, вроде бы монеты на Мадагаскаре не в ходу, а только купюры. Но зато по факту, можно платить евро, а не местной валютой. Наверное мне бы хватило и так того, что было с собой - я в Европу часто езжу и, обычно, под ноль евро не трачу, но решил подстраховаться на случай, если в гостинице не удастся заплатить карточкой. А в Австралии мелкие еврокупюры сложно достать (большие проще, но конечно в любом случае по грабительскому курсу). Вообще, это достаточно важный момент. Например, при отлете из Нуси Бе международным рейсом надо заплатить что-то вроде 13 евро, иначе просто в аэропорт не пустят. Надо ли говорить, что потребуется точная сумма, и именно в евро, а не местной валюте, сдачи не дают, а банкоматов и обменников там нет. Об этом был пункт мелким шрифтом в договоре с авиакомпанией, но кто это читает. Так что кому-то может выпасть очень неприятная нервотрёпка в день отлёта. Впрочем, проверить на своей шкуре это всё мне не удалось, так как по пути обратно я, в итоге, улетел местным рейсом в Антананариво.



Фото 10. Ещё один закат на Нуси Бе.

Перелёт с Реюньона на Мадагаскар был авиакомпанией Air Austral, базирующейся на Реюньоне. В самолёте я заметил, что много народа заполняет какие-то бумаги, по виду напоминающие иммиграционные формы. Ну вернее как, это была вырванная страница из журнала о Мадагаскаре. Но было не ясно, где этот журнал они взяли, и надо ли это вообще заполнять. В самолёте никаких иммиграционных форм не раздавали, и ничего не говорили на доступном мне языке. Хоть французский я и учил когда-то давно, сейчас уже с гарантией всё забыл, включая простейшие фразы. Так, что если что и объявляли только на французском, вполне мог пропустить. Надеялся, что может эти формы - для визы, так как всё же не все их заполняли. Мадагаскарскую визу, вроде как, можно было и на месте оформить. Но организаторы конференции очень не рекомендовали так поступать. Поэтому, я сделал визу ещё в Сиднее, хоть это и было заметно дороже. Благо это заняло всего час времени плюс поездка в центр Сиднея, а также на почту, чтобы сделать своё фото. Конечно, потом оказалось, что эту форму надо было заполнять. Но где другие пассажиры её брали, так и осталось загадкой. Может группа от какой турфирмы летела.



Фото 11. Лемур в парке Локоби.



Фото 12. Он же с другой стороны.

Сам перелёт был большую часть над облаками, но ближе к западному побережью Мадагаскара небо расчистилось, и удалось немного пофотографировать на заходе. Интересно было дальше. Фактически сразу после касания полосы началось весьма энергичное торможение, и реверс взревел наверное с минимальной задержкой по времени, которую я когда либо помню. Я ещё подумал, что надо же какая спешка. Где-то в этот момент в моё поле зрения попал указатель ветра, согласно которому мы садились с весьма приличным попутным ветром. Причина спешки стала понятна, но это ещё не конец истории. Мы всё ещё оттормаживались, и реверс всё ещё работал, когда под крылом проплыл 1000-футовый маркер. Я только успел подумать, что вот блин, нашёл приключений на свою задницу, а также стоит ли принимать brace position сразу, или подождать пока слетим с твёрдой части полосы, как мы проехали торец. Однако, оказалось, что там смещённый торец с той стороны из-за рельефа, и для пробега с нашим посадочным курсом ещё достаточно места. Так что всё было штатно. Обычно я смотрю информацию по особенностям незнакомых мне аэропортов перед поездкой. Но тут как-то закрутился, и не до того было. В результате несколько нервных клеток потерял. Ну а дальше начался "квест" под названием прилет в мелкий африканский аэропорт. И тут, как и вообще в Африке, чтобы нервные клетки не терять, надо просто расслабиться и решать проблемы по мере поступления, ни на что особо не рассчитывая и не думая о том, что будет дальше.



Фото 13. Жизнь на острове за пределами гостиниц.



Фото 14. Жизнь на острове за пределами гостиниц.

Действительно, большая часть пассажиров получала визу на месте. Всё действо происходило снаружи, разве что навес от Солнца поставили. Естественно был бардак вместо организованной очереди, люди передавали какие-то деньги, свои паспорта, заполняли еще какие-то формы, и т.д. Хотя я быстро понял, что это собственно для виз на месте, обойти эту толпу некоторое время не представлялось возможным. Было немного не комфортно стоять там на жаре, особенно учитывая, что с питьевой водой после международного рейса была напряжёнка. Когда наконец попытался собственно войти в здание аэропорта, колоритный солдат преградил дорогу. На все попытки узнать, что собственно он хочет, он говорил только одно слово "фиш". В общем-то было понятно, что никакая рыба ему не нужна, но что ему было нужно сообразил не сразу. В конце концов, по аналогии с испанским la fecha понял, что ему были нужны мои данные на листочке, вроде той формы, которую народ заполнял в полёте. Естественно чистых бланков там не нашлось, но какую-то форму, хоть и другого вида, в той неразберихе удалось выбить. Повезло, что там оказалось ещё несколько человек в похожей ситуации и кто-то из них говорил по-французски. Эта заполненная бумажка товарища вполне устроила, чтобы пропустить меня на следующий этап.



Фото 15. Жизнь на острове за пределами гостиниц. Кстати, животное на фото - это Зебу, символ Мадагаскара. Их достаточно много попадается если ездить по острову. Впрочем, (вегетарианцам дальше не читать) стейк из Зебу в ресторане был тоже очень неплохим.



Фото 16. В столице Нуси Бе.

Следующий этап включал в себя собственно паспортный контроль. В маленькой комнатке внутри здания аэропорта было поставлено несколько столов за которыми собственно сидели толи офицеры местной погранслужбы, толи ещё какие чиновники. Причём вроде как усилия нескольких человек, а также какие-то диалоги между ними, требовались для обработки одного паспорта. Ну и конечно был бардак и отсутствие очереди. Не знаю, была ли разница к какому столу подходить - я подошёл к тому, к которому сумел пробиться и как то передать мой паспорт сотруднику. Судя по всему, виза выданная не у них не настолько часто встречается, так что потребовалось записать мои данные в какую-то тетрадку, а также с кем-то переговорить и какие-то вопросы мне задать. Как ни странно, тут английского хватило. Так как этот сотрудник, как впрочем и остальные там, показывал чудеса многозадачности обрабатывая несколько паспортов одновременно и ведя ещё пару диалогов, было некоторое волнение, что он какой-нибудь не тот номер запишет мне в паспорт (так как что-то там писалось от руки), и потом будут проблемы на выезде, но обошлось. Дальше путь вёл опять наружу, на летное поле, где на траве уже лежали наши чемоданы. Взяв свой, я достаточно быстро прошёл через таможню. Несколько человек шмонали достаточно капитально вытаскивая из сумки всё. Но, видимо, сотрудники были очень заняты своим делом, так что я просто по-наглому прошёл мимо, и меня никто не остановил.



Фото 17. Траффик в столице Нуси Бе.

Снаружи здания аэропорта меня уже встречали - я решил не заморачиваться с местными таксистами и заказал трансфер заранее через гостиницу. Это оказалось правильным подходом, хоть и пришлось их как-то уведомлять когда выяснилось, что я прилечу в другое время. Впрочем, как я уже сказал, транспортная логистика - известное слабое место Мадагаскара, так что там все очень привычные к тому, что вовремя ничего не прилетает и не улетает, а иностранцы вообще могут, в итоге, прилететь другим рейсом и даже в другой день. Эти конторы, занимающиеся трансфером, показывали чудеса осведомлённости по поводу переноса рейсов и у меня, и у коллег с конференции. Так что вряд ли моё сообщение об изменении планов им вообще было нужно. Видимо, они имеют какие-то выходы на авиакомпании, и им сообщают как и что в большем объеме, чем просто время прибытия определённого рейса. Я оказался последним из, наверное, 8 человек которых они ждали с этого рейса, и мы достаточно быстро отправились в путь. Бонусом была бутылка воды каждому пассажиру, что было очень кстати, учитывая приличное время проведённое на улице в весьма жаркую погоду.



Фото 18. Местная жизнь за пределами гостиниц.



Фото 19. Местная жизнь за пределами гостиниц.

Как потом оказалось, нас всех развозили по разным гостиницам, и моя оказалась дальше всех. Впрочем, времени это особо не накрутило, так как там в общем-то одна дорога на другой конец острова. Правда сначала мы остановились у каких-то уличных менял где-то рядом с аэропортом. Причем много народа поменяло приличные суммы на местные деньги. С моей точки зрения это выглядело верным способом нарваться на проблемы, особенно не зная как эти местные деньги выглядят. И так как было оговорено, что трансфер будет включен в счёт гостиницы, а также поскольку вообще было непонятно нужны ли мне местные деньги в этой поездке, я не стал ничего менять. Я там оказался единственным не говорящим по-французски и временами не совсем понимал, что происходит. Если с менялами всё ещё можно было понять, то чуть позже водитель остановился на пустой дороге и убежал в поле заросшее достаточно высокими растениями так, что его не было видно. Он вернулся через несколько минут с желтыми цветками, которые зачем-то раздал нам. Позже один из пассажиров, который оказался врачом из Камбоджи эмигрировавшим на Маврикий лет двадцать назад, а сюда прилетевшим в отпуск, рассказал, что из этих цветков тут делают духи - один из основных туристических продуктов, который покупают на острове, и этот запах чувствуется у самих цветков. Так как шансы законно привезти что-то растительного происхождения из Мадагаскара в Австралию были не сильно отличными от нуля, я дальше этим вопросом не интересовался.



Фото 20. Местная жизнь за пределами гостиниц.



Фото 21. Местная жизнь за пределами гостиниц.

Потом мы остановились у какого-то небольшого озера. Пошли смотреть. Водитель стал что-то тараторить по-французски из чего я понял только одно слово - "крокодиль". Ну в общем понятно без переводчика, значит они там есть и к берегу близко подходить не надо. Это была последняя странная остановка по пути к гостинице, хотя и не конец знакомства с местной спецификой. Дальше по пути мы проехали через столицу острова, которая имеет замечательное название Hellville. Там были какие-то протесты и демонстрации. Что они хотели и против чего протестовали я так и не узнал, но к обычному дорожному хаосу вроде фотки номер 17 сделанной в тех же местах в другой день, добавилась толпа народа на дороге выкрикивающая какие-то лозунги и несущая какие-то транспаранты. В общем, Африка.



Фото 22. Хамелеон замаскировался

О самой конференции писать наверное нечего - все прошло так, как обычно такие мероприятия проходят. Особенностью было то, что большая часть участников чем-то заболело в процессе. На конференционном ужине у нас по-моему был всего один "здоровый" стол, где никто никаких симптомов не имел за всё время конференции. А так, было чётко две группы участников - одна с симптомами отравления, а другая - гриппа. Но зная как много на Мадагаскаре разной заразы, которая начинается похоже на грипп, было как-то не по себе. Не знаю, как мне удалось ничего не подхватить, так как я обычно весьма восприимчив. Может потому, что я жил в другой гостинице и меньше контактировал с другими участниками. А может сказалась антималярийная терапия, которая в этот раз была в виде антибиотика, так как на Мадагаскаре, как оказалось, малярийный паразит не чувствителен к другим видам профилактики. Впрочем, риск малярии в этой части Мадагаскара невелик. Прививку от жёлтой лихорадки я также обновил по ряду бюрократических соображений (как потом оказалось, правильно, что сделал), хотя это не требовалось формально для моего маршрута, и шансы заболеть в моём случае по-любому были ничтожны. Но вряд ли это как-то повлияло на устойчивость к тому, что там все подхватили.



Фото 23. Скорость интернета конечно оставляла желать лучшего, но можно было немного поработать за завтраком. Благо народа в гостинице особо не было.

В гостинице было на удивление мало постояльцев. И я бы не назвал цены высокими для заведения такого уровня. Возможно, была корреляция с днями недели и расписанием самолётов иностранных компаний. Но так как я там пробыл не очень долго, точно сказать сложно. Кстати, экипажи как минимум двух компаний жили в моей же гостинице, несмотря на удалённость от аэропорта. Как я понял, интернет в местных гостиницах работает через мобильную сеть. Отсюда низкая скорость и проблемы в особо популярное время. В моей гостинице вообще не обещали, что в комнатах можно будет подсоединиться. Но ночью, когда я просыпался с джетлагом, все очень неплохо работало, а вот утром, и особенно вечером, часто приходилось брать компьютер с собой в ресторан. Там было получше, и даже позволило немного помучать наш телескоп удалённо. Так что, делая скидку на местные реалии, интернет там неплохо работал. Иной раз в сельской Австралии бывает и похуже.



Фото 24. Чёрный лемур в парке Локоби.

В свободный день мне конечно же хотелось посмотреть лес и живность, то чем Мадагаскар славится. Выбор пал на национальный парк или лес Локоби, который находится в юго-восточной части острова, относительно недалеко от аэропорта. Вроде как есть несколько вариантов как туда попасть, и с одной из сторон туда можно проехать на машине, если дорога в хорошем состоянии. Но большая часть туристов попадает туда по воде через деревню, которая находится на окраине леса. Вроде как, переправа - это основной способ попасть в эту деревню. Хотя, возможно, можно и по берегу дойти, но это будет долго и не удобно. Кстати, переправа - это громко сказано. В качестве плавсредства выступала пропускающая воду пирога всего на три или четыре посадочных места, где всем пассажирам пришлось взять весла и грести.



Фото 25. Переправа по пути из Локоби.



Фото 26. Переправа по пути из Локоби.

По пути обратно, впрочем, лодки к катеру привязали. Хотя очень вряд ли, что оба варианта удовлетворяли стандартам безопасности привычным для европейцев, но для Африки это было в порядке вещей. Ну и никто не перевернулся. Весь путь занял около сорока минут, так что крем от загара был кстати. Также рекомендуют средство от насекомых, хотя в моем случае особо насекомых на этом участке пути не было. Как я уже сказал, пирога пропускала воду. К тому же, до нее и от нее ещё надо было дойти по колено в воде. А также, в момент отлива сложно совсем избежать перемещения по грязи. Так что, отдельный пакет для обуви, который я предусмотрительно взял с собой, оказался очень кстати. Так же отмечу, что это место с солёной водой, то есть безопасно в плане того, чтобы туда лезть с открытой кожей (в пресной воде есть паразиты, которые под кожу яйца откладывают, так что туда лазить не стоит). Сам лес конечно стоил затраченного времени - все фотки лемуров в этой заметке были сделаны именно там. Посещение было с гидом из местных. Не знаю, насколько это обязательно - в плане того, как там найти дорогу он, конечно, не особо нужен. Хоть лес и густой, мне кажется, что потеряться там сложно. Но наличие гида всё упрощает. Да и к тому же, часть живности, вроде хамелеона на фотке номер 22, я бы, наверное, просто не заметил, если бы гулял там самостоятельно.



Фото 27. Лемур в парке Локоби.

Эта поездка заняла целый день, и в гостиницу я вернулся уже затемно. Там меня уже ждало несколько сообщений по поводу того, что все мои планы на обратную дорогу меняются. Несмотря на то, что эти накладки определённо попадают в топ по всем моим путешествиям за всё время, всё вылилось всего лишь в дополнительный ночной рейс (и, соответственно, потерю сна на и так длинном маршруте), полёт с Air Madagascar, который впрочем выдался абсолютно нормальным, предупреждение от нашей автоматической системы, что я еду туда, куда нельзя ехать без одобрения на высоком уровне, так как там высока вероятность военного переворота и проблем (как будто я по своей воле туда ехал), а также потерянный багаж, который потом неделю искали. А так, в Сидней я вернулся в тоже время, как и планировал, так как догнал свой изначальный маршрут. Ещё интересно, что после поездки на меня вышли из австралийского посольства в данном регионе (оно там на несколько стран сразу, хотя находится на Маврикии), чтобы я дал комментарий о поездке (по требованию нашей конторы, поездка была зарегистрирована официально и посольство имело информацию). Видимо не так много австралийцев в тех краях бывает.

зверьё, Мадагаскар, Закаты, околонаучное, полеты пассажиром

Previous post Next post
Up