Waterfall Way

Mar 14, 2017 21:27

Австралия славится своей необычной природой, ежегодно привлекающей множество туристов со всего света. Горный массив на востоке страны, который включает в себя Большой Водораздельный Хребет, на всём своём протяжении, а это три с половиной тысячи километров вдоль тихоокеанского побережья, усеян национальными парками, каждый из которых имеет какую-то свою изюминку. По-этому, гостям страны, ограниченным по времени, иногда сложно выбрать, что именно посмотреть и куда съездить за пределами общеизвестных достопримечательностей рядом с крупными городами. Это небольшой рассказ об одном из таких мест на севере Нового Южного Уэльса, примерно посередине между Сиднеем и Брисбеном, которое определённо стоит посетить при случае - национальных парках вдоль дороги водопадов (Waterfall Way), и моей недавней поездке туда после, наверное, пятилетнего перерыва. Разумеется с фотографиями.

Фото 1. Водопад Дангар (Dangar), рядом с городком Дорриго (Dorrigo).

Дорога водопадов (Waterfall Way) находится на севере Нового Южного Уэльса в области Новая Англия (такой вот географически-колониальный оксюморон). Она идёт с запада на восток в районе 30 южной параллели от города Армидейл (Armidale) и соединяется с Тихоокеанским шоссе (Pacific Highway, которое, как следует из названия, идёт вдоль океана) чуть южнее города Коффс Харбор (Coffs Harbour). Без остановки, проехать эту дорогу из конца в конец можно, наверное, часа за два с половиной. Но, конечно, основную ценность представляет не сама дорога (хотя спуск с горы/подъем на гору между Дорриго и Беллиндженом интересен и красив сам по себе с парой небольших водопадов прямо у дороги), а национальные парки рядом, в которых, как можно догадаться, есть много водопадов. Поэтому, если ехать с остановками на то, чтобы хотя бы просто осмотреть достопримечательности в объеме приведённых тут фотографий, то планировать надо целый день.

Фото 2. Вид с Griffith lookout на закате, это рядом с городком Дорриго (Dorrigo).

Так как я пишу эту заметку в том числе и для потенциальных туристов, то отмечу, что без машины добраться в эти края будет проблематично, если вообще возможно. Оба города с разных сторон дороги водопадов, Армидейл (Armidale) и Коффс Харбор (Coffs Harbour), имеют аэропорты и регулярное авиасообщение с Сиднеем, так что всегда можно взять машину напрокат в аэропорту. Хотя, наверное, стоит упомянуть такой замеченный мной нюанс - в сельской местности в Австралии как правило нет безлимитного километража у прокатных машин. А, учитывая наши расстояния, это может выйти дороже самого проката. В крупных городах, вроде Сиднея, как правило километраж неограничен. Так что, если нет цейтнота по времени, то имеет смысл брать машину в Сиднее или Брисбене, хоть и придётся потратить дополнительно день туда и день обратно на дорогу.

Фото 3. Ещё один вид с Griffith lookout на закате.

Имея свою машину в Сиднее, меня, конечно, тонкости проката машин в данной поездке интересовали мало. Вообще, мне надо было в Наррабрай, в нашу обсерваторию, но был лишний день в запасе и, поэтому, решил проехать длинным маршрутом вдоль побережья и через те места, о которых тут рассказываю. От Армидейла до Наррабрай ехать где-то около трёх часов дальше на запад. Подобные маршруты я делал достаточно часто в прошлом, когда приходилось ездить в Наррабрай, а также когда жил там. Но вот последние лет, наверное, пять, как-то всё не удавалось выбраться. В этот раз со мной был коллега с которым мы обычно работаем в нашей западно-австралийской обсерватории. Но так как он живет в Перте, ему было всё-равно, останавливаться ли гостинице в Сиднее на ещё одну ночь, или где-то по пути к Наррабрай. Так что он был тоже не против немного более длинного маршрута.

Фото 4. Ещё один вид с Griffith lookout на закате.

По ряду причин, из Сиднея мы выехали достаточно поздно. Но это, в общем-то, ожидалось заранее. Поэтому план был просто доехать до куда сможем в первый день. Но смогли, в итоге, сделать программу максимум и добраться до самой дороги водопадов, остановившись неподалёку от первой достопримечательности на нашем пути - национального парка Дорриго. Путь от Сиднея, в общем-то, не принёс ничего примечательного. Единственное, что бросилось в глаза - это насколько дорога стала лучше, и, где раньше проезжал через мелкие городки и можно было остановиться, теперь надо целенаправленно съезжать с магистрали. Все-таки медленно, но верно дороги в Австралии улучшаются. Подобное же впечатление у меня сложилось в другой поездке про дорогу от Сиднея до Мельбурна, которая, кстати, имеет замечательное астрономическое обозначение M31. Теперь это магистраль на всём протяжении. Думал не доживём.

Фото 5. Закат по пути с Griffith lookout.

Ещё интересный момент - эта поездка выдалась под конец периода достаточно сильной жары. В машине кондиционер как-то справлялся, но стёкла были очень горячими. И было заметно, что двигатель не тянет, как обычно. Я еще в начале сомневался, что это из-за жары. Но на обратном пути, когда уже похолодало, все вернулось в привычные мне рамки. У самолётов-то хоть графики соответствующие есть, да и там как-то ожидаешь худших характеристик в жару. А вот на машине я, наверное, в первый раз такое прочувствовал. Наверное, есть разница между +40, что бывает в общем-то достаточно регулярно, и +45. Остановились мы на ночь в Lookout Mountain Retreat - неплохой гостиницы прямо на горе в самом конце подъема с побережья. Я там много раз останавливался раньше, и, в общем-то, особых изменений не заметил. Хотя сейчас там, вроде, новый владелец. Ну разве что доступ в интернет теперь дают, хотя и не безлимитный (до недавнего времени, бесплатный интернет в гостиницах в Австралии был редкостью; вообще, в плане телекоммуникаций гости из России могут быть очень неприятно удивлены, насколько тут всё неразвито). Опять же, из-за аномальной жары, нам сделали скидку, так как в номерах не было кондиционеров. Как нам сказали, обычно они там не нужны, так как гостиница на горе. И действительно, я помню, что сколько там останавливался,  пользовался только обогревателем, а вот кондиционер был не нужен. Но так как уже был вечер, было терпимо. В довершении первого дня, мы съездили на Griffith lookout неподалёку от гостиницы. Оттуда открывается красивый вид на горы и океан вдалеке. Ну и, в общем-то всё.

Фото 6. По пути на Griffith lookout пришлось остановиться, чтобы дать питону переползти дорогу. Змей не очень хотел фотографироваться, поэтому получилось немного нерезко.

Фото 7. Он же. Пришлось, правда, лезть в кусты, чтобы его догнать.

Фото 8. Рассвет из Lookout Mountain Retreat с видом на океан вдалеке.

Второй день начался с завтрака в городке Дорриго. Вернее, сначала сунулись собственно в одноимённый национальный парк, так как он был ближе к гостинице. Но оказалось, что там теперь надо обязательно проходить через Visitor Centre. На сам-то длинный пешеходный маршрут можно всегда попасть в обход, но хотелось всё же начать с обзорной площадки и Tree Top walk. А этот центр информации для посетителей и, по совместительству, музей и магазин сувениров, как оказалось, открывался только в 9 утра. Раньше, насколько я помню, часы работы были важны, только если надо было попасть в кафе, которое там тоже есть, мы там планировали позавтракать перед длинной прогулкой. На самом деле, это ограничение по времени создаёт некие неудобства, поскольку там очень хороший вид вечером, на закате, когда Солнце сзади, а теперь туда после 16:00 так просто не попасть. Ну и ещё, как позже оказалось, вход стал по добровольному пожертвованию (рекомендуют $2), хотя это мелочи. В общем, так как просто ждать открытия там не хотелось, решили вместо этого поискать какое-нибудь кафе для завтрака в самом Дорриго, а потом уже вернуться в парк.

Фото 9. Водопад Дангар

Город Дорриго очень небольшой, даже по австралийским меркам, там всего около тысячи жителей. Он известен как город водопадов, так как в непосредственной близости находится несколько десятков водопадов разного размера. Наверное самый известный их них - водопад Дангар (Dangar Falls), который находится прямо на окраине города. Вид с небольшой обзорной платформы, которая находится в нескольких шагах от парковки, показан на заглавной фотке. Также стоит прогуляться вниз к лагуне, и это занимает около 20 минут туда и обратно. Купание там вроде не приветствуется, хотя народ это делает, а некоторые отчаянные головы даже решаются прыгнуть сверху. Конечно же, это - запрещено. Да и не так давно какой-то турист погиб там пытаясь это сделать.

Фото 10. Водопад Дангар, вид снизу.

Фото 11. Там же.

Потом настал черёд самого национального парка Дорриго (Dorrigo National Park). Это, с моей точки зрения, основная достопримечательность дороги водопадов. Как я уже упомянул, всё начинается с информационного центра, где можно узнать о флоре и фауне дождевых лесов в этой части Австралии. Отсюда же начинается основной пешеходный маршрут, который потом разделяется на варианты разной продолжительности. Как тут часто бывает, для тех, кому сложно далеко ходить, предоставлена возможность ограничиться легким и коротким маршрутом, возможно даже доступным для людей в инвалидной коляске (хотя не буду утверждать, что это так - каких-нибудь ступенек и неровностей я там легко мог не заметить). Этот короткий круговой маршрут, также включает в себя участок на неком помосте, откуда есть возможность рассмотреть с более близкого расстояния верхние ярусы растительности дождевого леса. Мы, конечно же, отправились на более длинный маршрут, но, для полноты картины, прошли и через эти места тоже.

Фото 12. Tree top walk.

Фото 13. Вид с Tree top walk. Правда, на закате он лучше.

Одной из известных достопримечательностей этого национального парка является Tree top walk, помост на уровне крон деревьев, в конце которого находится обзорная платформа, с которой открывается, в общем-то, неплохой вид в сторону океана и прибрежных районов. Это всё находится прямо рядом с информационным центром. Но, как я уже упоминал, вечером оттуда вид лучше, так как Солнце сзади. Поэтому, мы, в этот раз, особо там не задерживались и отправились в сам лес.

Фото 14. В национальном парке Дорриго.

Фото 15. В национальном парке Дорриго.

Фото 16. Вид с деревянного помоста, о котором я писал выше.

Длинный пешеходный маршрут в этом парке занимает в среднем где-то от двух до трёх часов. Он позволяет увидеть два больших водопада: Crystal Shower Falls и Tristania Falls, а также один маленький, не помню есть ли у него название. Эту прогулку можно сделать как кольцевой маршрут, что занимает чуть дольше, или просто к водопаду (или водопадам) и обратно, что, как мне кажется, чуть быстрее (если конечно идти туда короткой дорогой). В прошлые несколько раз, когда я бывал в этом парке, половина кольцевого маршрута была закрыта. Может из-за лесных пожаров, а может из-за сильных дождей - не помню. Так что я уже забыл, было ли там что-то интересное дальше второго водопада или нет. В этот раз мы сделали кольцевой маршрут, и, надо сказать, вторая часть его ничего особо не добавила, ну кроме как возможность не возвращаться назад по тому же самому пути.

Фото 17. В национальном парке Дорриго.

Фото 18. Небольшой водопадик неподалёку от Crystal Shower Falls. Не знаю как называется.

Фото 19. Подвесной мост рядом с Crystal Shower Falls.

Фото 20. Crystal Shower Falls.

Фото 21. Crystal Shower Falls.

Водопад Crystal Shower Falls интересен тем, что за него можно зайти - там есть небольшой грот. Почему-то сзади водопада фотографии лучше получились, чем с подвесного моста, который находится рядом. Второй водопад, Tristania Falls, находится неподалёку, наверное ещё минут 15-20, и это уже почти середина пути кольцевого маршрута. В целом, я бы не назвал эту прогулку тяжелой, хотя некий перепад высот там присутствовал. Но из-за жары нельзя сказать, что это было совсем уж легко, так что холодные напитки в кафе рядом с информационным центром были очень кстати.

Фото 22. Tristania Falls.

Фото 23. Tristania Falls.

Фото 24. В национальном парке Дорриго.

Фото 25. Местная фауна.

После национального парка Дорриго, наш путь лежал дальше на запад, к городку Ибор (Ebor), где находятся одноименные водопады. Их два - верхний и нижний, они в пределах километра друг от друга. Основная особенность этих водопадов в том, что они не пересыхают. В Австралии все-таки с водой напряжёнка, да и близко к водоразделу большим рекам просто неоткуда взяться. Поэтому, в случае засушливой погоды, многие водопады могут, прямо скажем, не впечатлять. А вот эти работают всегда. К тому же, они настолько близко от дороги, что, наверное, являются наиболее часто посещаемыми и фотографируемыми водопадами на всей дороге водопадов.

Фото 26. Нижний водопад Ибор

Фото 27. Верхний водопад Ибор

Фото 28. Верхний водопад Ибор вблизи.

Следующая остановка - это Point Lookout, откуда открывается достаточно красивый панорамный вид на горы. Так же упомяну такой факт для любителей авиации - этот географический топоним был на авиационных картах, поскольку неподалёку находились одноимённый VOR-маяк и NDB-привод. Правда, в век GPS они были закрыты, и, теперь, там просто маршрутная точка с непритязательным названием LOSCU. Антенны NDB-привода всё ещё можно заметить по пути к Point Lookout, прямо у границы национального парка. Кстати, дорога туда от самой дороги водопадов достаточно длинная и, к тому же, грунтовая. Поэтому, заезд в эти края легко накрутит лишний час, даже если особо там не гулять. Возвращаясь к национальному парку, водопадов на вершине горы конечно нет, но имеется некоторое количество пешеходных маршрутов. Правда, нам уже хватило первой прогулки, да и было достаточно жарко, несмотря на высоту над уровнем моря. Поэтому мы просто по-быстрому пробежались по самым хорошим видам.

Фото 29. Вид с Point Lookout.

Фото 30. Вид с Point Lookout.

Фото 31. Вид с Point Lookout.

После Point Lookout мы сделали всего лишь одну остановку до, собственно, Армидейла, города в конце дороги водопадов, хотя различные достопримечательности, включая другие водопады, там есть - просто времени у нас уже не было, так как хотелось ещё успеть доехать до Наррабрай засветло. Мы остановились у водопада (и одноименного ущелья) Волломомби (Wollomombi Falls) и то, в основном потому, что этот водопад, вроде как, один из самых высоких в Австралии (википедия говорит, что он - второй по высоте). Ещё интересно, что много людей произносит его название, как Волломомбай, что в общем-то понятно, по аналогии с местными географическими названиями, вроде Наррабрай, и учитывая, что, например, есть такой городок Волломбай ближе к Сиднею. Но вот помню, что мне где-то говорили, что Волломомби - правильное произношение, более близкое к изначальному аборигенскому названию.

Фото 32. Водопад Волломомби (Wollomombi Falls).

Город Армидейл (Armidale) вообще-то достаточно приятное место само по себе, особенно осенью, когда европейские деревья сбрасывают листья. Ну и краски соответствующие. Обычно, где-то середина апреля - самое хорошее время. Из-за высоты над уровнем моря, тут четыре сезона (в том же Наррабрай всего два - холодно и жарко, а весна/осень занимают дня три), что тоже привлекает туристов. Летом - люди спасаются от жары, так как тут обычно градусов на 10 поменьше, а зимой - иногда на снежок посмотреть. К тому же просто приятный город с парками и кафе. Но в этот раз мы там были во второй половине дня в воскресенье, так что всё было закрыто, и город выглядел вымершим. Поэтому, фотоэкскурсию по нему устрою как-нибудь в другой раз.

Фото 33. Армидейл (Armidale). Местная главная пешеходная улица.

Фото 34. Армидейл (Armidale). Эту фотографию я сделал исключительно из-за градусника. Несмотря на высоту над уровнем моря, до +37 все-таки разогрелось.