«Элитный отряд» Жозе Падильи, бразильская картина, неожиданно завоевавшая в этом году гран-при Берлинского кинофестиваля, содержит в себе всё необходимое, чтоб заставить благопристойных европейских зрителей подавиться попкорном. Фильм, действие которого разворачивается на улицах Рио-де-Жанейро, образцово показательно зачищен от всех традиционных туристических достопримечательностей, всплывающих в голове при упоминании этого города. Копакабана, карнавал, самба, футбол, Христос на холме - ничего этого в «Элитном отряде» нет. Зато в обилии имеются фавелы, грязь, беднота, наркотики и оружие.
Если верить титрам в начале картины, «Элитный отряд» основан на откровениях бойцов особого полицейского подразделения, высказанных в беседах с психологом. Впрочем, подтвердить справедливость этих слов невозможно, ведь в тех же титрах говориться, что все записи этих бесед были впоследствии уничтожены. Что за неприглядное зрелище представляет собой бразильская правоохранительная система! Полиция финансируется властями по остаточному принципу. Патрульные машины не на ходу. Полицейские получают в месяц каких-то 500 долларов, и неудивительно, что мало кто из них жаждет рисковать за такие деньги собственной жизнью. В такой обстановке коррупция среди полицейских чинов цветет пышным цветом. Нелегальный тотализатор, торговля наркотиками и оружием - полицейские комиссары не брезгуют ничем. Даже в отпуск простому полицейскому не уйти, не дав взятку своему непосредственному начальнику. Впрочем, рядовые служители закона тоже далеко не ангелы. Поделив город на районы, каждый из них опекает своих лавочников, защищая от наездов местной шпаны. Тем и кормятся.
На таком фоне островком законности и правопорядка выглядит элитный отряд полиции, насчитывающий всего сотню бойцов. Взяток они не берут, наркотиками не торгуют, жалости к преступникам не знают. Капитан отряда Насименто давно уже подумывает об отставке. Его жена должна вот-вот родить и всё настойчивей требует, чтобы муж перестал рисковать собой. Да и здоровье у Насименто начинает пошаливать: руки дрожат, случаются приступы паники. Что поделаешь?! Постоянный стресс дает о себе знать. Только уйти из отряда просто так нельзя. Надо сперва подыскать себе замену.
Однажды на службу в бразильскую полицию поступают два друга Матиас и Нето, один черный, другой белый, один думает слишком много, другой не думает вообще. Объединяет их то, что оба они верят в справедливость, хоть и понимают ее немного по-разному. Столкнувшись со всеми «прелестями» полицейской работы, друзья постепенно теряют свои прежние иллюзии, и, увидев за работой бойцов элитного подразделения, решают в него вступить.
Вообще складывается ощущение, что бразильские кинематографисты имеют страсть к бытописанию родной страны. Им мало просто рассказать какую-нибудь историю, надо еще с дотошностью профессиональных этнографов ввести иностранных зрителей в социальный контекст происходящего, растолковать им что да как (см. «
Расстройство желудка»). «Элитный отряд» оставляет почти полное впечатление документальной ленты. На это работает и точность деталей (а хочется верить, что они точны), и документальная манера съемки с трясущимся, не всегда четким изображением и резким, отрывистым монтажом. Только сюжет мешает воспринять картину именно как документальную, а не художественную. Слишком уж каноническими оказываются персонажи и сюжетные ходы, и вряд ли развязка хоть для кого-то будет неожиданной. Возникает типичный диссонанс: с одной стороны, мы видишь чужую страну, иную культуру, другую реальность, но в то же время перед глазами проносится давно уж знакомая история об идеалистах, столкнувшихся с суровой реальностью, и мечтах, которым не суждено осуществиться.
подробности о фильме смотри
здесь