"Игра по-крупному" aka "War, Inc." (4 сентября 2008)

Sep 08, 2008 12:46

              


Давно уже притчей во языцех стала способность российских прокатчиков переиначивать названия заморских фильмов. О чем, например, по-вашему, может повествовать кино, озаглавленное «Игра по-крупному»? О казино? О картежниках? Может, о футболе? Или о грабителях, замысливших дерзкое ограбление? Наверно, всё-таки о том, как футболисты, проигравшихся в карты, решили ограбить казино. Однако ни одна из этих догадок не будет верна, ибо фильм, вышедший в отечественный прокат как «Игра по-крупному», в оригинале называется куда как короче - «War, Inc.». War - по-английски война. А Inc. - это от слова incorporated. Так обозначают компании, имеющие статус корпорации. В итоге имеем «Корпорация Война». Тут уж и тупой сообразит, что картина с подобным названием может рассказывать только о компании, выполняющей военные заказы, а, значит, о том, что война в современном мире давно уже стала прибыльным бизнесом.

Корпорация, находящаяся в центре событий фильма, носит звучное название «Тамерлан». Создатели «War, Inc.», режиссер Джошуа Сефтел, сценаристы Марк Лейнер, Джереми Пиксер и Джон Кьюсак, даже не пытались скрывать, что зашифровали под этим именем реально существующую компанию Hulliburton, получившую после вторжения американских войск в Ирак многомиллиардные контракты на восстановление того, что было разрушено в ходе военных действий. Соответственно, прототипом вице-президента «Тамерлана», сидя на толчке, отдающего приказы об уничтожении конкурентов (его роль исполнил Дэн Эйкройд), является никто иной как вице-президент США Дик Чейни, тесно повязанный с Hulliburton. Зная об этом, рассчитываешь увидеть едкую политическую сатиру. Фактически ее и получаешь с той лишь поправкой, что сатирическая составляющая - лишь один из многих ингредиентов жанрового коктейля «War, Inc.».

Завязка фильма, без преувеличения сказать, фантастическая. Под вой ветра белые титры на черном фоне, вызывающие в памяти знаменитое «в одной далекой-далекой галактике», сообщат нам, что мир в ближайшем будущем изменится. Частные компании станут править, а национальные правительства окажутся у них на побегушках. Частные армии будут сражаться в горячих точках, отстаивая экономические интересы своих нанимателей. Правда, в некоторых случаях всесильным корпорациям могут потребоваться услуги одиночки.

Таким одиночкой является Бранд Хаузер (Джон Кьюсак), усталый, разочарованный в своем ремесле киллер, с грустным, как у лопоухого бассета, взглядом. Когда-то давно Бранд работал на американское правительство, но, осознав, что борется оно не с террористами, а просто с неугодными, решил было отойти от дел. «Предательства» ему не простили. Кто-то вломился в дом Хаузера, убил его жену и похитил маленькую дочь, даже не потребовав выкупа. С тех пор жизнь утратила для Бранда всякий смысл. Он продолжал убивать, работая теперь на корпорацию «Тамерлан», глушил боль утраты острейшим соусом «Napalm Girl», а единственным его другом был искусственный интеллект в навигаторе. Очередное задание привело Бранда в Туракистан, где только что завершилась первая в истории частная война между «Тамерланом» и кем-то из местных. Целью убийства в этот раз являлся туракистанский предприниматель Омар Шариф (sic!), имевший наглость самостоятельно, без участия американцев строить трубопровод через территорию своей страны. Прикрытием для Бранда служили пышные торжества, устроенные «Тамерланом» по поводу собственной победы, апофеозом которых должна была стать свадьба сына местного «князька» и поп-певички Йоники Бэбия (Хилари Дафф).

Столица Туракистана названа в фильме Изумрудным Городом, что представляет собой прозрачный намек на багдадский Зеленый город, якобы, демилитаризованную зону в центре иракской столицы. Как и реальный Багдад, Изумрудный Город во всех сторон обложен военными кордонами, проехать через которые можно только по спецпропускам. Однако повышенные меры безопасности не всегда помогают, и на улицах периодически происходят взрывы и перестрелки. «Не оставляйте Ваши автомобили без присмотра. Автомобили, оставленные без присмотра, будут уничтожены», - объявляет  голос из репродуктора. По воле директоров «Тамерлана» правит Изумрудным Городом и всем Туракистаном некий Вице-король. Как он выглядит и где находится, никто не знает, ибо подобно мудрецу из страны Оз Вице-король Туракистана скрывает свой истинный облик за десятками личин всеамериканских знаменитостей, появляющихся на экранах мониторов.

Американское присутствие немыслимо без рекламы, поэтому в Изумрудном Городе ее можно увидеть всюду: от стен домов до бортов проезжающих танков. Есть здесь как вымышленные бренды, вроде сигарет Democracy Light, так и вполне реальные Coca-Cola и Panasonic. Думаю, вряд ли кто-то из этих производителей обрадовался такому продакт-плейсменту! Впрочем, в фильме будет и то, что вполне может сойти за продакт-плейсмент обычного рода. Однажды, например, в глаза бросится логотип Nokia на мобильнике Йоники.

Надо отметить, что юмор «War, Inc.» весьма разнообразен и не ограничивается только политической сатирой. Персонажи Бена Кингсли и Джоан Кьюсак, скорее, мультяшные и вызывают в памяти воспоминания о Бесстрашном Лидере из «Приключений Рокки и Буллвинкля». Кумир девочек-подростков, Хилари Дафф, что четырежды номинировалась на «Золотую Малину» (правда, ни разу ее не получила), без особого блеска изображает пародию на самою себя. Мариса Томей, играющая независимую журналистку, когда ближе к финалу надевает узкое красное платье и высокие сапоги, становится жутко похожа на Патси из «Absolutely Fabulous». Также очень часто в фильме проскальзывает юмор, чернее безлунной ночи. Компания «Тамерлан» имеет широкую специализацию, выпуская одновременно и боевую технику, и товары мирного назначения. Чтоб подчеркнуть это, на готовящемся празднике должен выступить кордебалет из женщин на протезах, которым оторвало ноги во время недавних военных действий. Естественно, протезы, равно как и мины, были изготовлены «Тамерланом». В другом фрагменте представителям прессы покажут документальный фильм в формате 3D о войне в Туракистане. Для полноты ощущений их усадят в подвижные кресла, которые будут трястись как от взрывов. Некоторым журналистам зрелище настолько понравится, что они еще не раз придут на сеанс. Наконец, однажды авторы «War, Inc.» вплотную приблизятся к святотатству. Это когда на спине солдата, украшающего холл, будет ясно читаться вытатуированная надпись «fuck haji».

И снова должен оговориться, юмор, каким бы разноплановым он не был, не исчерпывает всей жанровой палитры «War, Inc.». Стоит действию перенестись за пределы относительно спокойного Изумрудного Города туда, где еще идут бои с туракистанскими партизанами, мы увидим по-настоящему страшные кадры. Среди руин города, не обращая внимания на стрельбу и взрывы, медленно бредут измученные войной беженцы, бредут лишь для того, чтобы быть безжалостно убитыми солдатами «Тамерлана».

Итак, фантастика, политическая сатира, триллер про наемного убийцу, мелодрама, комедия положений, фильм об ужасах войны - всё это «War, Inc.». И подобная эклектика более чем уместна. Когда смерть близка, и ничто не может ее отвратить, кто-то впадает в меланхолию, кто-то ударяется в воспоминания, кому-то становится смешно, а кому-то страшно, кто-то начинает философствовать, а кто-то сыпет проклятиями, сжимает кулаки в бессильной ярости и бьется головой о стену. Авторы картины берут эти эмоции и смешивают их вместе, создавая развернутый портрет обреченности. Битва со злом проиграна, мир ничто не спасет.

подробности о фильме смотри здесь

Джон Кьюсак, трагикомедия, фантастика, "большой экран", Бен Кингсли, триллер, Джоан Кьюсак, Мариса Томей

Previous post Next post
Up