В одной старой песне были такие слова: "Думай о хорошем, только о хорошем". Следуя этого завету, я не стану перечислять разочаровавшие меня фильмы. Они были. Их было довольно много. Ладно, не хочется вспоминать… Радует, что и понравившихся мне фильмов тоже было достаточно. Вот те из них, которые больше других запали в душу.
"Джон Картер" (John Carter), реж. Эндрю Стэнтон, 2012. Космическое фэнтези. Ветеран Гражданской войны в США с помощью таинственного артефакта попадает на Марс, где становится ключевой фигурой в противостоянии тамошних городов-государств. Один из самых громких провалов года, стоивший студии "Дисней" сотен миллионов долларов. Для меня же он является практически идеальным сплавом фантастики и героического фэнтези. Сами собой напрашиваются параллели с "Аватаром". Не вдаваясь в подробности, нужно сказать, что если у Кэмерона зрелищная составляющая картины были лишь глазировкой на толстом корже, испеченном из экологии и антикапитализма, то в "Джоне Картере" социальный подтекст еле заметен, а главным являются эпические батальные сцены, завораживающие визуальные эффекты и роскошные костюмы.
"Королевский роман" (En kongelig affære), реж. Николай Арсел, 2012. Историческая драма. Эта картина получила два приза на прошлогоднем Берлинском кинофестивале - за сценарий и за лучшую мужскую роль, а сейчас претендует на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Сюжет рассказывает о любовном треугольнике между датским королем Кристианом VII (Миккель Фольсгаард), правившим во второй половине 18 века, его женой, королевой Каролиной-Матильдой (Алисия Викандер), и ее любовников, придворным лекарем Иоганном Штрунзе (Мадс Миккельсен). Впрочем, не мелодраматическая коллизия здесь самое главное. "Королевский роман" относится к той категории исторических фильмов, которые посредством примеров из прошлого поднимают вопросы, актуальные для современности: о трудном процессе формирования демократических институтов, о столкновении традиционалистской и либеральной ценностных систем, о моральном облике представителей власти.
"В доме отца" (Casa de mi Padre), реж. Мэтт Пидмонт, 2012. Комедия. Каждый год случается какое-нибудь маленькое удовольствие. В прошлом году таковым стала "Липучка" Роба Минкоффа, то в нынешнем - "Дом моего отца" (буквальный перевод названия) Мэтта Пидмонта. Фильм снят в стилистике "Грайндхауса" Тарантино и Родригеса. Отсюда топорные монтажные склейки, картонные декорации и кукольные спецэффекты. Только теперь это всё атрибуты криминальной комедии из жизни мексиканских ранчеро и мексиканских же наркоторговцев. Отдельно хочется отметить титульную песню, исполненную Кристиной Агилерой.
"Звери дикого юга" (Beasts of the Southern Wild), реж Бен Зайтлин, 2012. Драма. Победитель прошлогоднего "Санданса", также получивший один из призов Каннского фестиваля. Давно не приходилось видеть столь витального кино! Оно об истине, которую человечество позабыло, соблазнившись благами цивилизации. Главное в жизни не комфорт, не обеспеченность и даже не безопасность, главное - свобода. Героиня фильма, шестилетняя Хашпаппи, живет вместе с отцом и еще несколькими отщепенцами на острове, который регулярно затапливается во время тайфунов. Недалеко от них на континенте расположен большой город, где имеется всё необходимое для благополучной жизни современного горожанина. Многие островитяне уже перебрались туда, но отдельные личности ни за что не хотят менять свой образ жизни. Упрямцы останутся несломленными, даже когда очередная буря полностью уничтожит их и без того немудреный быт.
"Темный рыцарь: Возрождение легенды" (The Dark Knight rises), реж. Кристофер Нолан, 2012. Кинокомикс. Достойное завершение эпической трилогии о миллиардере Брюсе Уэйне, надевшем маску "летучей мыши" и под ее прикрытием вершившем правосудие над преступниками Готэм-Сити. На сей раз супергерою, потерявшему форму после длительного простоя, придется сразиться с опаснейшим террористом Бэйном, вознамерившимся преподать обществу потребления жестокий урок. Дилемма "одинокий мститель - система правосудия", которая, казалось бы, разрешилась во второй части в пользу официальных законников, вновь заявила о себе со всей возможной актуальностью. Собственно, в этом и отличительная особенность картин Нолана: режиссера интересовала не только психология героев и злодеев, но и их идеологические воззрения, а также широкий спектр социальных последствия их поступков.
"Франкенвини" (Frankenweenie), реж. Тим Бертон, 2012. Анимационная комедия ужасов. Юный Виктор посредством гениальных изысканий в сфере электричества оживляет своего пса Фрэнки, погибшего под колесами автомобиля. Всё бы ничего но секрет воскрешения усопших домашних любимцев становится известен слишком многим. Тим Бёртон очень порадовал. Мне понравились и его цитаты из киноклассики, и оммажи самому себе. Сюжет и персонажи шикарные. Мистер Вискерс, превратившийся в русскоязычном дубляже в "Мистера Кискерса", вообще вызвал восторг. Также мне импонирует отстаивание режиссером научных ценностей. Я даже сделал вывод, что Бёртон, несмотря на репутацию режиссера-визионера, обожающего мистику и всяких чудовищ, является очень здравомыслящим человеком. Ему просто по приколу все эти страшилки. Правда, вероятно, стоило сделать другой финал.
"Облачный атлас" (Cloud Atlas), реж. Энди Вачовски, Лана Вачовски, Том Тыквер, 2012. Фантастическая драма. Шесть историй из разных эпох сплетаются в теснейший узел. Связь времен и судеб, выглядевшая в книге-первоисточнике не более чем литературной игрой, превратилась в яркое художественное средство, с помощью которого три режиссера на разных примерах показали неизбывное стремление человека к свободе и зыбкость любых социальных границ и условностей. Правда, на мой взгляд, создатели фильма немного перестарались: прием с актерами, исполняющими сразу несколько ролей, смазал изначальную идею о перерождении души, однозначно ассоциировавшейся в книге с главным персонажем каждой истории.
"После мрака свет" (Post tenebras lux), реж. Карлос Рейгадас, 2012. Мистическая драма. Единственный фильм из конкурсной программы Каннского кинофестиваля, который попал в мой список. Карлос Рейгадас был отмечен за эту картину режиссерским призом. Размытое изображение. Радужный ореол, окружающий предметы в кадре. Созерцательная, неспешная манера повествования. Действие переносится из настоящего то на несколько лет в прошлое, то на несколько лет в будущее. Фрагмент за фрагментом перед зрителем предстает история зажиточной, но весьма ординарной мексиканской семьи, обосновавшейся в провинции вдали от городского шума. Однако местное спокойствие обманчиво. Дьявол может заглянуть даже в самый тихий и благополучный дом.
"Хоббит: Нежданное путешествие" (The Hobbit: An Unexpected Journey), реж. Питер Джексон, 2012. Героическое фэнтези. Джексону удалось дважды войти в одну реке. Как минимум, ему удалось создать такое впечатление. Разумеется, литературный "Хоббит" в сравнении с "Властелином колец" смотрится этакой Невой на фоне Енисея. Однако режиссера это не смутило. Он подошел к делу основательно: расширил и углубил русло, привел в соответствие детали береговой линии, и теперь между прежней и нынешней трилогиями можно проводить буквальные параллели. Для справедливости замечу, что сам Толкиен заложил в своих книгах предпосылки для подобного их толкования. В итоге скромный сказочно-детский "Хоббит" превратился в эпическое повествование о силе и слабости, чести и предательстве, добре и зле.
"Последняя искра жизни" (La chispa de la vida), реж. Алекс де ла Иглесиа, 2011. Социальная сатира. Безработный рекламщик становится жертвой неординарного несчастного случая и пытается использовать бедственное положение, в котором оказался, чтобы раз и навсегда обеспечить своей семье безбедное существование. Гротескная и язвительная фреска, живописующая современное общество, где хорошо всё, что привлекает внимание, потому что привлечь внимание - значит сделать первый шаг, чтобы что-то продать. Главного героя по-человечески жалко, но в то же время его собственная "профессиональная" сметливость отвращает от него всякие зрительские симпатии.
Почетного упоминания удостаиваются также "
Кориолан", "
Хроника", "
Два Ромео", "
Иисус Генри Христос", "
Диаз: Не смывайте эту кровь", "
Невидимая война", "
Грустный, как джаз", "
Красота", "
Дредд", "
Хорошо быть тихоней", "
На дороге", "
Бок о бок", "
Ральф", "
Грязные сердца", "
Ржавчина и кость".