С написанием еженедельных отчетов у меня определенно проблемы. Я только сегодня смог закончить краткий обзор того, что видел в последнюю неделю июня.
Большой экран
25 июня - "Доктор Кетель" (Dr. Ketel), реж. Линус де Паоли, 2012. Футуристический неонуар. В недалеком будущем медицинское обслуживание станет привилегией, доступной лишь состоятельным людям. А тем, у кого нет солидной суммы на банковском счете или, не дай бог, вообще нет банковского счета, остается надеяться только на "робин-гудов" от медицины, вроде доктора Кетеля. Днем этот бывший медбрат работает смотрителем обычного многоквартирного дома, а по ночам врачует сирых и убогих лекарствами, украденными из аптек и медицинских складов. Разумеется, существование этого "народного мстителя целителя" принципиально не устраивает медицинские компании, теряющие прибыль из-за его действий. Фильм разбит на три главы, первая из которых называется "Кетель" и описывает нам будни главного героя. Вторая глава, озаглавленная "Луиза", показывает те же самые события глазами другого персонажа, женщины-следователя, специализирующейся на раскрытии медицинских преступлений. Третья глава "Кетель и Луиза" повествует о тот, что случилось, когда протагонисты, наконец, встретились. Подобная трехчастная структура и стала главной проблемой картины. Первая глава, длящаяся половину фильма, явно доминирует над двумя остальными, которые вышли вдвое ее короче. Из-за этого сюжет "Луизы" скомкан и сумбурен. Режиссер опускает важные смысловые моменты, способные прояснить мотивацию персонажей и их отношение друг к другу. Причем, я не могу отделаться от ощущения, что в одном случае последовательность событий в "Луизе" отличается от таковой в "Кетеле". Мой мнение - лучше было бы выстроить фильм в обычной линейной манере. Безусловно, это выглядело бы не так оригинально. В ряде эпизодов исчезло бы ощущение сюрприза. Но в целом фильм бы только выиграл.
25 июня - "Желание", реж. Чан Ин Хак, 2011. Патриотическая драма. Третий год подряд на Московский кинофестиваль привозят по одной северокорейской картине, что стало уже своеобразной традицией. Я не видел "Дневник военнослужащей", который показывали в позапрошлом году, поэтому ничего не могу о нем сказать. Прошлогодние "Колеса счастья" показались мне на редкость здравым фильмом, хоть и не лишенным идеологических перегибов. Зато нынешнее "Желание" - как раз то, что можно было ожидать от кинематографа самой закрытой страны мира. Картина являет собой абсолютно истерическое "свидетельство" народной любви к своему "Великому Руководителю" (он же "Верховный Главнокомандующий"). Главная героиня фильма, офицерская жена, эгоистично переживает из-за того, что мужа-сапера постоянно нет дома. Даже когда она рожала их сына, супруг отсутствовал, поскольку ударно трудился, прокладывая туннели на строительстве новой гидроэлектростанции. С тех пор прошло несколько лет, но ситуация никак не поменялась. В доме даже нет фотографии, на которой бы вся семья была запечатлена вместе. Прозрение у женщины наступает в тот момент, когда мужа за самоотверженную работу поощряют увольнительной, но в его отсутствие на стройку приезжает сам Верховный. Можно ли представить большую трагедию для северокорейца, чем упустить возможность лично засвидетельствовать нижайшее почтение "отцу народа" и сфотографироваться с ним вместе для памятной фотографии?! Муж страдает, потому что оказался обделен великой честью. Жена страдает, потому что всё это время уговаривала благоверного чаще бывать дома. Ребенок страдает просто так, за компанию с взрослыми. В итоге коллизия благополучно разрешается во многом благодаря мудрости и милосердию сами-понимаете-кого.
28 июня - "Диас - Не смывайте эту кровь" (Diaz - Don't clean up this blood), реж. Даниэле Викари, 2012. Драма. События, показанные в фильме, имели место 11 лет назад во время саммита "Большой Восьмерки" в Генуе. Тогда полиция устроила ночной рейд в школу Армандо Диаса, ставшую в то время неформальным центром антиглобалистских протестов. В результате полицейской операции около сотни человек были арестованы, многие из них получили тяжелые травмы. Жестокость действий служителей закона, а также фальсификация ими улик против задержанных стали предметом криминального расследования, итог которому был подведен лишь несколько дней назад. С большинства фигурантов дела, среди коих значились и высокопоставленные полицейские чины, обвинения были сняты, и лишь 15 человек получили наказание в виде отстранения от работы в полиции на срок до 5 лет. "Диас" позволяет взглянуть на происходившее в ту ночь с разных точек зрения. Создатели фильма стремились подойти к теме как можно более непредвзято. Поэтому мы увидим, что далеко не все антиглобалисты придерживались мирных форм протеста, а в полиции, с другой стороны, служили не только одни изверги. Тем не менее, симпатии кинематографистов однозначно на стороне протестующих. Стоит напомнить, что в конкурсе ММКФ была другая итальянская картина, симптоматично называвшаяся "Все копы - ублюдки". Слово "Диас" в ней также звучало. О событиях в той школе упоминали главные герои, римские полицейские, состоящие в рядах отряда полиции особого назначения и не чурающиеся противоправных действий. Наконец, можно назвать еще один фильм - "Жизнь одна, возможно, две", показанный в апреле на фестивале итальянского кино в "35 мм". Его центральной темой опять-таки являлась жестокость полиции как против демонстрантов, так и против обычных граждан. Отсюда уже сам собой напрашивается вывод о существовании определенного тренда в современном итальянском кинематографе.
29 июня - "Бибоп" (Bebop), реж. Тийс Глогер, 2011. Артхаусная драма. Года три назад на ММКФ привозили дебютную работу Тийса Глогера, названную "Голландия". Тогда, кажется, я был единственным человеком на фестивале, кому она понравилась. У "Бибоп" есть много общего с тем фильмов. Оба они практически бессюжетны и бессловесны. Оба повествуют о молодой женщине, одинокой и неухоженной. По всей видимости, героиня "Бибоп" бездомна. Дни она коротает, собирая цветы, качаясь на качелях или просто наблюдая за другими людьми. Ночует она либо прямо на улице, либо дома у знакомых. Ее явно тяготит человеческое общество. Поэтому в определенный момент она решает покинуть город и поселяется в лесу в шалаше. Видно, что Тийс Глогер прекрасно владеет техническими приемами своей профессии. Он знает, как выстраивать кадр, как выбрать нужный ракурс, как работать со светом. И в то же время понятно, он сознательно не стремится сделать из своего фильма нечто стилистически и художественно "правильное". За это я его и ценю.
30 июня - "Супер-Майк" (Magic Mike), реж. Стивен Содерберг, 2011. Драма. 30-летний стриптизер Майк (Ченнинг Татум) мечтает однажды закончить "артистическую" карьеру и заняться дизайном мебели. К сожалению, сумму, нужную для открытия мастерской, Майку скопить пока не удалось, а банки не считает его достаточно надежным заемщиком и поэтому не дают ему кредит. В такой ситуации главной надеждой парня является то, что однажды он станет совладельцем стриптиз-шоу, в котором работает. Правда, нынешний единоличный хозяин "предприятия" Даллас (Мэтью Макконахи) не спешит выполнять данное когда-то обещание. Случайно Майк знакомится с Адамом (Алекс Петтифер), студентом, которого выгнали из колледжа, а затем и с его старшей сестрой Брук (Коуди Хорн). Встреча с ними перевернет привычный уклад его жизни. Я бы поставил "Супер-Майка" третьим в ряд с двумя другими работами Содерберга - "Девушкой по вызову" и "Нокаутом". Вместе эти фильмы составляют своеобразную "трилогию о профессионалах", играют которых люди смежных профессий. В "Девушке по вызову" роль элитной проститутки досталась порноактрисе Саше Грей. В "Нокауте" крутую секретную агентшу играла чемпионка по боям без правил Джина Карано. В "Супер-Майке" роль заглавного персонажа исполняет Ченнинг Татум, который сам в прошлом был стриптизером, да и теперь практически в каждом фильме демонстрирует свой атлетический торс. Ну а в целом "Супер-Майк", конечно, слабоват. Режиссер скользит по поверхности, не пытаясь особо вникать в суть профессионального мужского стриптиза. Характеры и мотивации главных героев остаются недораскрыты, второплановых - не раскрыты вовсе. Однако по причине того, что производство картины стоило сущие "копейки", а в прокате она выступила весьма прилично, уже сейчас начали говорить о сиквеле.
Малый экран
30 июня - "Мужской стриптиз"(The full monty), реж. Питер Каттанео, 1997. Трагикомедия. По следам только что увиденного "Супер-Майка" я пересмотрел другую картину о стриптизерах, и могу утверждать, что "Мужской стриптиз", хоть он и не о стриптизе как таковом, на порядок интереснее и глубже новой картины Содерберга. Несколько безработных британцев, лишившись источника доходов после закрытия сталелитейного завода, решают организовать самодеятельную стриптиз-труппу, поскольку, по их мнению, это самый легкий и быстрый способ заработать много денег. Разумеется, всё будет не так просто, как им казалось поначалу.
1 июля - "Ужин с убийством" (Murder by death), реж. Роберт Мур, 1976. Пародийный детектив. Эксцентричный миллионер с макабрическим чувством юмора, играет которого автор "Завтрака у Тиффани" Трумен Капоте, захотел посрамить пятерых величайших детективов мира и с этой целью пригласил их в свой особняк на ужин, заранее известив каждого из гостей, что ровно в полночь в доме должно произойти убийство. Тому, кто раскроет это преступление, была обещана награда в миллион долларов наличными. Фильм вызывает ассоциации с оригинальным "Сыщиком" или "Уликой", в которых также подвергаются обструкции классические детективные каноны. Особенность "Ужина" в том, что его персонажи срисованы с популярных героев книг и фильмов, среди которых Эркюль Пуаро и Мисс Марпл из произведений Агаты Кристи, Чарли Чан, созданный фантазией Эрла Биггерса, Ник и Нора Чарльз из фильма "Тонкий человек" и Сэм Спэйд из "Мальтийского сокола". Роль слепого дворецкого Джеймсера Бенсонмэма исполнил Алек Гиннесс, которому во время съемок "Ужина с убийством" доставили сценарий "Звездных войн".
1 июля - "Что будет потом" (What happens next), реж. Джей Арнольд, 2011. Романтическая комедия. "Что будет потом" относится к той категории фильмов, которые по прочтении синопсиса кажутся интереснее, чем являются в действительности. Импозантный бизнесмен, проведший 30 лет на высоких постах в корпоративном бизнесе, волей обстоятельств выходит на пенсию и сталкивается с необходимостью чем-то занять освободившееся время. Частичным решением проблемы становится страшная как смертный грех бульдожка, подаренная ему сестрой. Выгуливая собаку каждый день, главный герой знакомится с живущим в соседнем доме молодым копирайтером, геем, придерживающимся активной гражданской позиции, который также приводит в парк свою псину. Сидя на скамеечке и беседуя на разные актуальные темы, новые друзья ближе узнают друг друга, и в итоге в душе бизнесмена-отставника, который, кстати, никогда не был женат, появляются неизвестные ему ранее чувства. Больше всего фильм напоминает телевизионный ситком, разбухший до полного метра из-за того, что каждый эпизод в нем стал раза в два-три длиннее, чем ему следовало бы быть. К тому же авторы картины сами на себя возложили просветительскую функцию, что в итоге вылилось в чересчур плакатное отстаивание прав сексуальных меньшинств.